Транссибирская магистраль была открыта в 1904 году и спустя 115 лет по-прежнему остается главной железнодорожной осью самой большой страны в мире. Транссиб соединяет Москву и Владивосток, расположенный на побережье Японского моря на востоке страны. Протяженность магистрали, которая проходит через семь часовых поясов, составляет 9288 километров. Благодаря ей в царские времена, а затем и в годы советской власти происходило быстрое экономическое и военное развитие.

На самом деле, название «транссибирский поезд» может вызвать недоумение, так как Транссиб — это название железной дороги и ответвлений всего маршрута, а не самого поезда. По этой железной дороге перевозится треть российских товаров на экспорт. Кроме того, по ней передвигаются как местные жители, так и туристы.

С востока — как солнце

Неважно, организовано ли путешествие с запада на восток или наоборот, на впечатления это не влияет. Из России нам удобнее всего добираться из Москвы, поэтому мы решили лететь в Монголию и совершить путешествие по магистрали с востока на запад.

Проведя три дня в столице Монголии Улан-Баторе, мы сели на поезд на Центральном вокзале.

Существует несколько вариантов путешествий по Транссибу, всё зависит от желания и средств, которые вы готовы потратить. Существует три категории купе, также есть и поезд класса люкс. На самом деле, это специальные вагоны, которые цепляют к составу.

С учетом спроса эти путешествия организовывают туристические агентства. В зависимости от продолжительности, типа размещения во время пути, трансфера, необходимости в двуязычных гидах, питания, развлечений и, конечно, удобств в поезде варьируются и классы купе (наличие отдельной ванной комнаты).

Мы выбрали обычное купе без гида на борту и размещение на ночь в трех городах. Таким образом, путешествие, которое занимает шесть дней, мы проделали за одиннадцать. Обычно двое платят за четыре койки, чтобы в купе больше никто не подсел. Питание не включено в стоимость, и, как правило, еду приносят в купе. В нескольких минутах от нас был вагон-ресторан.

В обычных поездах в вагоне расположены несколько ванных комнат. Нет душа, вот почему возникает необходимость останавливаться на ночлег, а не только из-за желания посмотреть города.

В пути

На чистейшем вокзале Улан-Батора мы сели в поезд и через двадцать три с половиной часа оказались в Иркутске — первой остановке нашего путешествия в России. Мы были не единственными иностранцами в вагоне. В соседнем купе ехали малаец с девушкой. Чуть подальше — нидерландец, который путешествовал один. И пожилая пара, возможно, австралийцы.

Как только мы разместились в купе, к нам подошла проводник вагона Оксана. Ее невозможно было не заметить из-за формы, которая отчасти напоминала военную. Она оставила нам меню и показала сувениры с логотипом на случай, если мы захотим их приобрести. Если речь идет о русских девушках, то они очень приятны в общении. Хорошее начало.

Действительно, маршрут до границы считается трансмонголийским. Поезд остановился на границе в городе Сухэ-Батор. Оксана нас предупредила, что будут проверять документы монгольские пограничники. Мужчины в военной форме и женщины в безупречной форме синего цвета и беретах выстроились на перроне и ждали прибытия поезда. Наш проводник сказала закрыть шторки. Мы закрыли, не понимая, зачем.

Вскоре после этого мы приехали в Наушки, где контроль проводят российские пограничники. Нас спросили, говорим ли мы по-русски. Пограничник говорил только на русском языке. Мы открыли чемодан, нас настойчиво спрашивали, не везем ли мы трамодол, который, как позже узнали, является опиоидным анальгетиком.

Через некоторое время две женщины в форме проверили наши паспорта. После проверки зашли двое мужчин, тоже в форме. Они попросили нас выйти из купе, а сами зашли. Проверили и вышли. Не было ничего неуместного, хотя не покидало чувство, что ты в чем-то виновен. В 2.04 поезд тронулся. Через десять часов мы прибыли в Иркутск.

Если в Монголии основой пейзажа является степь, то в Сибири — это бореальный лес или тайга, в которой преобладают хвойные деревья и часто встречаются березы. Это крупнейший в мире лесной массив. Эти деревья встречались нам по пути на протяжении практически 6 тысяч километров по территории России.

На участке, где расположен Байкал, было сложнее всего проложить магистраль. Это озеро — одно из самых больших в мире, его длина составляет 636 километров, а средняя глубина — 774 метра. В Байкал впадает 336 постоянных рек и ручьев, а вытекает лишь река Ангара, которая является притоком Енисея, в конечном итоге впадающего в Северный Ледовитый океан. Считается, что Байкал содержит 20 процентов всех мировых запасов пресной воды.

Раньше пассажиров Транссиба переправляли через озеро на паромах, зимой — на санях, пока, наконец, магистраль не проложили в обход.

 

Мы вышли в Иркутске, где нас ждала испаноговорящий гид Елена. С ней и водителем на минивэне мы проехали 70 километров до поселка Листвянка на берегу озера. Там и переночевали. Многие туристы приезжают сюда, чтобы пройтись пешком по знаменитой Большой Байкальской тропе, длина которой 55 километров.

 

Вода озера настолько прозрачна, что на дне можно увидеть монеты. Байкал считается наименее загрязненным в мире и в нем обитает знаменитая байкальская нерпа, единственный пресноводный тюлень и единственное млекопитающее, которое обитает в озере. На экскурсии по озеру мы не увидели ни одной. Но в отелях и ресторанах есть фотографии с ними, а также изображения замерзшего озера.

Самый красивый город в Сибири

Когда Антон Павлович Чехов отправился в путешествие на остров Сахалин, чтобы лично увидеть жизнь заключенных в царское время, он прибыл в Иркутск, который считался столицей Восточной Сибири. Без тени сомнения писатель назвал его самым красивым городом в регионе, Сибирским Парижем. В свою очередь Ленин не по своей воле стал гостем этого города во время ссылки в Сибирь. В городе установлен огромный памятник в его честь, который считается одной из достопримечательностей.

Сегодня в Иркутске проживает 580 тысяч человек. Герб Иркутска берет начало из XVII века и является символом города. Его можно видеть повсюду. На нем изображен барб — старорусское обозначение пантеры, амурского тигра или леопарда. В зубах у него куница, известная благодаря красивому меху. Оба животных — уникальные сокровища Забайкалья. Власть и богатство. Изображение на гербе немного кровожадно, однако сильных эмоций в России предостаточно.

На видном месте расположен памятник Александру III. Здесь чтут его память, так как Транссибирскую магистраль проложили именно во время его правления. За ним пролегает проспект Карла Маркса, главная торговая артерия города.

С Еленой мы посетили самый большой музей под открытым небом в России «Тальцы». Он расположен на берегу реки Ангары в 48 км от Иркутска. В нем представлены краеведческие сцены из жизни, типичные здания и культурные традиции Сибири XIX века.

В ресторане «Тальцы» попробовали солянку. Судя по ингредиентам, она напоминает суп, наиболее верное описание — есть можно. В нашей солянке был картофель, мясо, сливочный сыр и укроп, однако она может состоять и из рыбы, грибов и других овощей.

Остановка в Новосибирске

Следующий город, в котором мы останавливались на ночлег, был Новосибирск, третий по численности населения город России после Москвы и Санкт-Петербурга, в котором проживает 1 миллион 600 тысяч человек. Это столица Сибири и азиатской части России.

Перед прибытием в Новосибирск поезд на несколько минут остановился в Тайшете и Красноярске, где мы увидели одну из крупнейших рек Сибири Енисей, которую в романе «Михаил Строгов» упоминает Жюль Верн. В этих городах, через которые пролегают по меньше мере десять транспортных путей, расположены очень красивые железнодорожные станции. В отличие от той погоды, которую мы ожидали, здесь солнечно и можно ходить в летней одежде. В магазине в Ачинске даже работал кондиционер!

Крупнейший театр России — Новосибирский театр оперы и балета. Он был открыт 12 мая 1945 года, спустя ровно три дня после победы Советского Союза во Второй мировой войне. Диаметр его купола — 60 метров, высота — 35 метров. Театр расположен на центральной площади, названной в честь Ленина.

Новосибирск был основан на берегу реки Обь — название, которое нам могло встретиться только в кроссвордах. Она существует, и мы по ней сплавились.

Площадь Ленина в Новосибирске огромна. Когда в конце 1990-х годов стали избавляться от знаковых имен большевистской революции и советской эпохи, хотели переименовать и эту площадь, а также снести памятники. Жители города были против, и всё оставили на месте.

Людей, путешествующих в этом поезде, манит легенда. Поэтому им никак нельзя пропустить знаковое место в Новосибирске — музей Транссиба. Благодаря этой магистрали были построены многие города и поселки, где люди живут и по сей день.

Конечный пункт назначения

Мы отправились из Новосибирска в сторону Екатеринбурга. По пути поезд делал небольшие остановки.

Мы прибыли в Екатеринбург, а это значит, что Сибирь осталась позади. Широкие проспекты, современные здания с невероятной подсветкой фасадов и всего лишь несколько старых домов. Много молодежи гуляет в парках на берегу реки Исеть. Люди постарше играют в шахматы, весьма популярное занятие в России.

В 40 километрах от Екатеринбурга расположен памятник «Европа — Азия». Этот обелиск обозначает границу между двумя континентами. Нет туриста, который удержался бы от того, чтобы сфотографироваться, стоя одной ногой в Европе, а другой — в Азии.

Неподалеку расположен Мемориал Жертвам сталинских репрессий. Он был построен именно на том месте, где была найдено огромное захоронение тысяч тел. Их имена написаны на стене. Кроме того, была установлена скульптура «Маски Скорби». Одна смотрит в сторону Европы, другая — в сторону Азии. Любопытно, что рядом с этим местом продаются сувениры… с изображением Сталина.

Четыре года назад в Екатеринбурге был открыт Ельцин Центр. Это музей посвящен временам перестройки, то есть истории России в 1990-е годы. В кафе «1991», которое по понятным причинам получило такое название, за меню и рецептами следит лично вдова Бориса Ельцина.

Следующий пункт назначения — Москва, конец путешествия. Город расположен от Екатеринбурга практически в 1800 километрах, то есть ехать сутки.

Когда мы прибыли в Москву, то Улан-Батор остался в 6304 км, и были мы в нем одиннадцать дней назад. Мы прибыли на Ярославский вокзал. Многие заходят и выходят, обычный рабочий день. Мы задержались на платформе, чтобы перевести дух от незабываемых впечатлений. Как сказал Уинстон Черчилль, Россия — это загадка, окутанная тайной. В наши дни мы вряд ли сможем поспорить с этим утверждением.

Полезные данные

Тарифы

Цены могут варьироваться от 2600 евро с включенными тремя днями проживания в Москве и несколькими днями в Улан-Баторе до более чем 12 000 евро за поездку по программе «Золото царя» (El Oro del Tsar). Например, стоимость маршрута Москва — Екатеринбург — Иркутск — Байкал — Монголия — Пекин на 17 дней составит около 3000 евро. К этой сумме можно добавить 575 евро, если двое не хотят, чтобы к ним в купе кто-то подсел. Испаноговорящий гид. Цена за человека по договоренности.

От Москвы до Владивостока минимальная стоимость путешествия — 2345 евро, 595 евро придется добавить, если хотите ехать в купе только вдвоем. Более роскошной альтернативой является поездка на частном поезде с высоким уровнем комфорта. И что более замечательно, вас сопровождают гиды, которые на борту рассказывают истории и объясняют то, что встречается по пути. В этом случае минимальная стоимость — 4740 евро. Можно забронировать билеты и путешествовать без гида, посмотреть авиабилеты, достопримечательности и отели в городах, в которых вы решили переночевать. Можно и не останавливаться в городах на ночь.

Можно сделать путешествие длиннее или сократить его. Таким образом, путешественник может сам составить свой маршрут. Для этого можно обратить в агентство «Go Russia» (www.rusiaparadescubrir.com).

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.