Четвертого ноября вся наша необъятная страна отмечает День народного единства.
Молодой (учрежденный пятнадцать лет тому назад) праздник стал уже привычным,но все же многие еще не знают о подлинном смысле и значении данного дня в истории России.
Для кого-то это «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»… Но ведь историю недаром называют «учительницей жизни». И ее уроки нужно знать на зубок, чтобы не повторять трагических ошибок.
Тем более что совсем недавно мы переживали события весьма схожие с теми, что происходили более четырехсот лет назад. Как тогда, так и каких-то двадцать лет назад Россия оказалась у края бездны, но ее народы нашли в себе силы выстоять, победить зло и возродить державу. А залогом этого стало именно народное единство. И именно в этом глубокий смысл и значение праздника 4 ноября… Перенесемся в Россию конца XVI века. В 1598 году, не оставив потомков, скончался последний из Рюриковичей – царь Федор Иоанович, сын Грозного.
Возник династический кризис. Ходили слухи, что где-то скрывается еще один сын первого русского царя – Дмитрий. Он-то и есть законный наследник, а не Борис Годунов, избранный Земским Собором. Россию тем временем раздирали противоречия. Многие бояре (которых можно уподобить недавним нашим олигархам) мечтали о возвращении своего былого всевластья.
Ведь Иван Грозный существенно ограничил их своеволье, поставив во главу угла идею служения государству. Иоанн Грозный Боярство мечтало об усилении своих позиций, чтобы царь был «первым среди равных», а не самодержцем (кстати, слово «самодержавие» в старом русском языке имело несколько другое значение – сродни современному «суверенитет», «государственная независимость»).
Русские бояре
У бояр перед глазами пример, за которым далеко можно было не ходить, – под боком была Речь Посполитая, включавшая и православные земли. У поляков был аналог русского боярства – магнаты. Этим крупным землевладельцам принадлежала вся власть, в Польше существовала «шляхетская демократия» – короля там избирали.
Польская шляхта
Именно о таких порядках мечтали представители боярства и на Руси. Ради этого они готовы были даже предать Родину и веру. Так, медленно в государстве вызревал гнойник Смуты. Этому способствовала и, выражаясь современным языком, экологическая катастрофа. В феврале 1600 года в Южной Америке произошло небывалое извержение вулкана. Выброшенные в атмосферу пепел и газы привели к «вулканической зиме» – глобальному похолоданию, и в России с 1601 по 1604 годы, четыре лета подряд среднегодовая температура была рекордно низкой. Летом были даже заморозки, а на Москве-реке в августе стоял лед. Был нанесен катастрофический удар по сельскому хозяйству.
Разразился «Великий голод», поразивший всю европейскую территорию страны. Как это часто бывает, те, кто имел запасы хлеба, взвинтил цены до небес. Так вызревали гроздья народного гнева. Жертвами небывалого голода стали более 3 миллионов человек, а всего в России того времени жили примерно 10 миллионов.
Вымерла треть страны. И, как говорится, «пришла беда – отворяй ворота». В 1603 году вспыхнула эпидемия чумы. В этой обстановке в народе силилось мнение, что все эти несчастья ниспосланы России потому, что у нее нет законного царя. Царевич Дмитрий (который в действительности погиб в детстве) якобы спасся, укрылся в Польше и должен вернуть себе законный престол. Ситуацией решила воспользоваться Речь Посполитая. В ее владении, как уже отмечалось, находились православные белорусские и малорусские земли. Их хотели окатоличить, придумали церковную унию (объединение) церквей. И вот перед поляками открылась (как им показалось) «фантастическая» возможность присоединить всю Россию, которая тогда простиралась уже до Тихого океана.
Превратить эти необъятные земли в колонию, подобную Беларуси и Малороссии, посадив в Москве своего царя. Кандидатура нашлась – Лжедмитрий I – беглый монах-расстрига Георгий Отрепьев. В 1603 году он был завербован иезуитами. Самозванец отрекся от православия, перешел в католичество и перед ним поставили грандиозную цель: в случае победы (а в таковой не сомневались) сделать Россию католической страной, подчинить ее Западу духовно, а затем и физически. Орден иезуитов известен своим «лозунгом»: «Цель оправдывает средства». Финансовую поддержку Лжедмитрию оказывал польский магнат-олигарх Ежи Мнишек, выдавший за него свою дочь Марию. Вся операция была разработана и курировалась Ватиканом – его можно уподобить нынешнему Госдепу.
Перед Григорием Отрепьевым (Навальным XVII века) стояла задача немного немало переформатировать Россию. Так, чтобы страна отказалась от суверенитета и православной веры, продалась за бусы, подобно туземцам экзотических островов, к грабежу которых «коллективный Запад» того времени уже давно приступил. И Россию они рассматривали (рассматривают и сейчас) как «Северную Индию»– богатейший источник сырья и дешевой рабочей силы. Но у Гришки как-то не заладилось… Москвичи быстро раскусили кто перед ними, и самозванца свергли. Тело сожгли и пеплом выстрелили в западную сторону, откуда он и пришел. Но, раздираемая противоречиями страна отнюдь не умиротворилась. Поляки все подливали масла в огонь – нашли Лжедмитрия II.
В принципе самозванцев было тогда пруд пруди – и искать особо не нужно. Был «Сидорка – псковский вор» – Лжедмитрий III, был «казак Илейка Муромец»… Ведь была это еще и гражданская война – подобие «атаманщины» 20-х годов на Украине. В 1606 году начался бунт Болотникова, в 1607 году Россия подверглась набегу ногайцев, в 1608 году – крымских татар. Казалось бы, дни страны и народа сочтены. На месте России будет «дикое поле». Тоска по «законной» власти способствовала тому, что в 1610 году польский король Сигизмунд III Ваза решил: можно вводить в России прямое правление. При своем регентстве он посадил на русский престол пятнадцатилетнего сына – королевича Владислава.
Королевич Владислав
Ему присягнула Семибоярщина – правительство, в состав которого входили крупнейшие русские бояре-олигархи. Семибоярщина Так, чуть не завершилась история России как независимого государства. Были все шансы стать польской провинцией «Московия», но им не суждено было сбыться, поскольку свое властное слово сказал народ, решивший взять судьбу страны в свои руки. Выдающуюся роль сыграла и Православная церковь. В Нижнем Новгороде было собрано ополчение, которое освободило страну от интервентов и их приспешников, положив предел Смуте. Вожди ополчения Минин и Пожарский Это ярчайший пример единения народов нашей страны перед лицом внешней и внутренней угрозы, проявление народной самоорганизации – гражданского общества, говоря современным языком.
Итак, 1 ноября 1612 года ополченцы подошли к оккупированной поляками столице, началась Московская битва и 4 ноября освободили столицу.
Капитуляция польского гарнизона в Москве Национально-освободительная борьба с интервентами-католиками носила характер битвы за веру, за национальные святыни. Народное ополчение несло перед собой как знамя православную Казанскую икону Богоматери.
Именно чудотворной Казанской иконе, а не своим ратным подвигам была посвящена победа над коварнейшим и жестоким врагом, и 4 ноября было установлено «Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году».
Этот день особо чтился в старой России до 1917 года и был восстановлен пятнадцать лет тому назад.
Какой еще урок мы, современники, можем извлечь?
Война может вестись не только на поле брани, но и в информационном пространстве. Так было и в далеком XVII веке, когда польские ксендзы и иезуитские пропагандисты «увещевали» православных, «наставляя» отказаться от своей веры. Так было и в нашей недавней истории, когда нас почти «обратили» к «общечеловеческим ценностям» и за этим последовали развал Советского Союза, новая Смута «лихих девяностых», чеченская война и… страна вновь, как и в далекие времена, стояла у бездны. И даже название у некоего «властного» органа было схожим –
«Семибанкирщина» – готовая распродать остатки державы по сходной цене заграничным «партнерам». Но народ вновь нашел в себе силы вместе со своим национальным лидером возродить государство, спасти от гибели страну, а затем воcстановить ее величие и единство. Сим победиши!
Рейтинг публикации:
|