Планируемая Эрдоганом новая военная операция в Сирии против курдских боевиков имеет как внешнюю, так и внутритурецкую подоплеку. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий научный сотрудник Центра азиатских и африканских исследований Высшей школы экономики Алексей Образцов.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган объявил, что новую военную операцию в Сирии, если курдские вооруженные формирования останутся в приграничной с Турцией 30-километровой зоне безопасности. "Мы с Россией договорились, но если через 150 часов террористы останутся в оговоренной зоне, то мы продолжим делать то, что должны, - мы сами возьмем зону под контроль и вычистим их. За стол переговоров с террористами не сядем", - сказал турецкий президент, выступая в Стамбуле.
"Курдские боевые отряды остаются мощным дестабилизирующим фактором для всего Ближнего Востока, и недооценивать их опасность Эрдоган не склонен, - отмечает востоковед. – Ни одна страна в регионе, где компактно проживают курды, не может считать себя в безопасности. После начала сирийской войны они сформировали боевые подразделения, которые вполне можно сравнить с бандами или террористическими подразделениями, и начали захватывать территории, добиваясь создания автономного государства.
И считать эти отряды малозначимой шпаной – большая ошибка, Эрдоган это понимает. В формирования курдов вошли боевики уже во втором поколении – эти люди отлично умеют убивать и воевать. У них нет авиации и танковых соединений, плохо с артиллерией, зато бандформирования отлично экипированы стрелковым и противотанковым оружием, гранатометами и минометами, переделывают под боевые машины внедорожники. Пока эти отряды присутствуют, мира для Сирии и Турции не будет".
Ультиматум с отсрочкой
Турция 9 октября начала военную операцию на северо-востоке Сирии «Источник мира». Ее целью было уничтожение террористов курдских формирований на границе с Сирией и создание на севере республики безопасной зоны, куда могли бы вернуться беженцы. Турция 17 октября по договоренности с США приостановила операцию, чтобы курды могли вывести свои формирования из 30-километровой буферной зоны на границе. И констатировала, что курдские боевики начали отступление, но продолжают стрелять.
Эрдоган и президент России Владимир Путин 22 октября подписали меморандум, согласно которому курдские боевые формирования, которые Анкара считает террористами, должны в течении 150 часов покинуть приграничную зону в Сирии. Стороны также договорились о проведении совместного патрулирования на глубине 10 км от границы к западу и востоку от района операции "Источник мира". "При помощи патрулирования мы будем отслеживать, были ли выполнены данные нами условия", - напомнил турецкий президент.
"У Эрдогана внешняя политика является естественным продолжением внутренней политики. Если судить по турецким СМИ, не все политсилы Турции остались довольны отсрочкой, которую дали курдским вооруженным отрядам. Их Анкара официально считает террористами, и Эрдогана поспешили обвинить во вступлении в переговоры с подобными врагами. Такие политические нападки турецкий президент купирует резкими заявлениями, попутно в очередной раз подчеркивая исходящие от курдских боевиков угрозы.
А они вполне реальны, так как эти отряды не имеют единоначалия, не придерживаются единой идеологии и по сути управляются полевыми командирами. То есть их действия непредсказуемы. И договариваться с подобными оккупирующими территорию Сирии отрядами без особых обязательств можно очень долго, но Эрдоган прекрасно понимает – это бесполезно. Для снятия этой угрозы с повестки дня нужны более решительные и жесткие действия", - подчеркивает эксперт.
Курдский фактор
До начала гражданской войны в Сирии курды в этой стране составляли лишь 9% от общего населения страны. Сконцентрированы они к тому же в областях компактного проживания курдов – кантонах Африн, Кобани и Джазира. Однако войну сочли шансом на получение широкой автономии, а еще лучше – собственного государства, стремления к которому никогда не скрывали. Администрация американского президента Барака Обамы обещала всестороннюю в этом поддержку, новый президент Трамп продолжил эту политику.
Де-факто же курдские боевики выполняли для США самую грязную работу – договаривались с террористическими организациями об освобождении территорий, захватывали нефтяные поля, выводили террористов из-под удара сирийской армии и российской авиации. Методу использовали соответствующие – запугивание, казни, грабежи и прочие преступления. Опасность этих бандформирований признают не только в Сирии и Турции, но и в Иране, Ираке и других близлежащих странах.
"Эрдогану в 2022 году предстоят выборы, к которым нужно подойти с хорошими позициями лидера. Если он сохранит опасность курдских боевиков у турецких границ, это всерьез отразится на его рейтингах. Потому турецкий лидер старается в лучших традициях Востока одним ходом решить сразу несколько проблем. Главная – ликвидация угроз безопасности страны со стороны полевых банд курдов. Вторая – политическое продвижение своей линии руководства страной.
Весь Ближний Восток заинтересован, чтобы проблема вооруженных курдских формирований была ликвидирована – по возможности, навсегда. Переговоры с ними приведут ситуацию к молдавскому сценарию, где десятками лет стороны не сдают своих позиций. Эрдоган показывает, что такой вариант его не устраивает. И если курдские боевики не откажутся от амбиций и не сложат оружие, армия Турции сотрет их с лица земли", - заключает Алексей Образцов.