В известном советском фильме Александрова «Весна» героиня гениальной Фаины Раневской выгоняла своего любовника-мошенника со словами «Вам не нужна моя страсть. Вам нужна моя жилплощадь».
Эти отношения очень напоминают нынешнее состояние Польши и Украины. Польше вовсе не нужна украинская дружба и ее прозападная страсть. Ей нужны ресурсы - территории и рабочая сила.
Перспектива переговоров Киева с Москвой вызвала в Польше серьезные опасения: ведь Варшава рассчитывала на то, что Украина уже навсегда останется союзником по русофобии, а польские политики смогут обосновывать очередные заявления о российской угрозе и «агрессии Кремля», ссылаясь на украинский пример. Несмотря на то, что до украинско-российской нормализации еще далеко, и не факт, что она состоится, поляки уже испытывают разочарование.
Показательна в этим плане оценка отношений, которая дана известным польским журналистом украинского происхождения Пертом Анрусечко. Автор на протяжении многих лет восхищался киевским майданом, утверждая, что Польша должна лоббировать интересы новых украинских властей, но в последние время выражает опасения в связи с возможностями внедрения известной формулы Штаинмайепа (кстати про «капитуляцию» заговорили не только украинские националисты, но и многие польские эксперты и публицисты).
Как и ряд других журналистов, Андрусечко также не в восторге от итогов польских парламентских выборов, которые – на его взгляд – принесли победу тем силам, которые отказываются от идеи стратегического партнерства с Киевом, а даже готовы к «сдаче» интересов Украины. Мечта польских либералов не сбылась – Польша с точки зрения администрации Владимира Зеленьского лишь второстепенный союзник, если вообще союзник. Андрусечко, работающий корреспондентом ряда польских оппозиционных СМИ в Киеве, уверен, что для Украины гораздо важнее прямые отношения с США, Францией и Германией. Она не нуждается в посреднике, а именно о таком формате отношений мечтали польские либералы. Андрусечко считает, что все это из-за политики правящей партии «Право и справедливость». Рассказывает про свою беседу с Зеленским, который не без оснований обращал внимание на тесное политические сотрудничество Киева со странами Прибалтики, в последние время активно продвигавшими интересы Украины на международных площадках (на пример в ПАСЕ, при провозглашению создания неформальной антироссийской группы „Baltic Plus”). «Он обращал особое внимание на Прибалтику. Известно, что Литва за последние годы проявляла особенную активность, поддерживая Украину на международных площадках, но также доставляя ее боеприпасы и разные виды оружия», - рассказал Андрусечко. При этом он обращает внимание, что меняется риторика Украины по историческим вопросам, которые раньше препятствовали развитию польско-украинских отношений. Об этом, по мнению Андрусечко, свидетельствует отставка Владимира Вятровича с поста главы Украинского института национальной памяти. Зеленский готов обсуждать экономические вопросы с Польшей, проблемы украинских гастарбайтеров в Польше; в целом у него намного более прагматичный подход, чем у Петра Порошенко. Но готовности к возобновлении диалога с польской стороны нет.
И тут Андрусечко высказывает типичный для польских либералов подход: мол, проблема и ключ ее решения лежит на польской стороне. Некоторые представители либеральных кругов даже готовы обвинять «Право и справедливость» в секретном и сомнительным сговоре с Москвой. В преддверии парламентских выборов многие из них изучали предполагаемые связи политиков правящей партии с Кремлем, естественно не предоставляя никаких доказательств. Однако стоит отбросить подобного рода бредовые заявления, понимая, что просто «стратегический союз» Варшавы с Киевом в принципе невозможен, ибо он никому особенно не интересен.
В предвыборной программе «Права и справедливости» такой союз даже не упоминается. И – стоит признать – это честный подход. Единственная выгода от Украины, по мнению правящих кругов, - это поток украинских трудовых мигрантов, и даже переезд в Польшу украинцев как решение проблемы демографической ямы. Здесь официальный Киев никому не нужен, это ведь естественный миграционный процесс. Конечно, украинское руководство будет сетовать, что на самом деле лучше бы прекратить отток человеческих ресурсов, но остановить его в силу объективных экономических причин так и не сможет. Защищать права гастарбайтеров за рубежом кстати Киев тоже не способен; неэффективность действии украинских консульских служб известна, учитывая уровень их профессиональной подготовки и располагаемый бюджет.
С точки зрения Киева польская поддержка не имеет особого значения. В команде Зеленского прекрасно осознают, что лучше обойтись без лишнего посредничества Варшавы. К тому же Польша не особенно сможет повлиять на решения глобальных игроков. Скорее даже, учитывая напряженные отношения Варшавы с чиновничеством ЕС, такая «поддержка» может и на самом деле помешать. Конечно, Киев будет рассчитывать на некоторые формы экономического сотрудничества с поляками, но и в этой сфере есть определенные сложности. Во первых, большинство польских предпринимателей опасается коррупции и отсутствия правовой и политической стабильности. С 2014 года уровень польских инвестиции резко упал. Да, и не стоит переоценивать финансовый весь польского бизнеса. Правда, возможности есть у государственных компании, но их руководство тоже не охотно рискует, как минимум без необходимости в виде политической команды. Поэтому даже проект увеличения мощности газопровода между Польшей и Украиной пока находится в стадии чисто теоретических обсуждений, хотя он очень нужен украинской стороне для переговоров с Россией по поводу доставок голубого топлива.
После прошедших парламентских выборов польским политическим элитам не до Киева. Конечно, часть публицистов готова публично сожалеть об «упущенных возможностях», но это не вызывает общественного резонанса. Времена «стратегического партнерства» и дипломатической страсти в прошлом.
http://antifashist.com/item/ly...
Рейтинг публикации:
|