Владимир Зеленский за более чем шесть месяцев своего президентства, как выясняется, ничуть не растерял актерских способностей. На недавней встрече в Токио с германским коллегой Франком-Вальтером Штайнмайером он так убедительно врал будто Киев выполнил все условия для возобновления работы «нормандской четверки», что собеседник даже не стал выяснять подробности. И отбыл на родину, как кажется, вполне удовлетворенным.
Вот, собственно, что заявил Зеленский, если верить официальной информации, распространенной пресс-службой Офиса президента «незалежной»: «Украина выполнила свою часть для возобновления работы нормандской четверки. Рассчитываем на проведение встречи лидеров нормандской четверки в ближайшее время, ведь все преграды устранены».
Помимо прочего украинский лидер заверил германского коллегу, что мир в Донбассе является для него и его команды «безусловным приоритетом». И выразил благодарность «за приложенные усилия для политико-дипломатического урегулирования» конфликта и «постоянное внимание к вопросу восстановления территориальной целостности Украины».
В общем, Зеленский постарался как-то сгладить негатив в отношениях Берлина и Киева, возникший после внезапной публикации стенограммы его разговора с Дональдом Трампом, в котором президент Украины жаловался, что лидеры Германии и Франции не оказывают Украине должной помощи.
Штайнмайер не стал задавать каверзных вопросов, когда Зеленский на голубом глазу докладывал ему, что, по его мнению, Киев готов к нормандскому саммиту. Хотя, на самом деле, Киев не выполнил ровным счетом ничего.
А вот в Кремле оценили способности президента Украины выдавать «черное» за «белое». Как отметил, комментируя «победные реляции» Зеленского, пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков, Москва не видит каких-либо изменений со стороны Киева для начала подготовки к встрече «нормандской четвёрки». По словам Пескова, украинская сторона по-прежнему своеобразно трактует «формулу Штайнмайера». Кроме того, не выполняются договоренности о разведении сил в районах населенных пунктов Золотое и Петровское.
Решение об этом, напомним, было принято еще в 2016 году — на последней пока встрече «четверки». И именно эти пункты Россия выдвигала в качестве условий для восстановления «нормандского формата».
Но на кого тогда рассчитана ложь Зеленского?
— На самом деле, нынешний президент себя ведет точно так же, как Порошенко, который еще с 2014 года утверждал, что Украина все свои обязательства в рамках Минских соглашений выполнила. И потому, дескать, процесс урегулирования блокирует только Россия, — комментирует ситуацию директор Центра политического маркетинга (Украина) Василий Стоякин. — То есть — чего нового нет.
«СП»: — Можно ли считать, что этот обман ему ничем не аукнется и никаких последствий для Киева иметь не будет?
— До сих пор же срабатывало. Отчего бы и сейчас не сработало?
Оно, конечно, может и не сработать. Но, в принципе, до сих пор ведь как было? Украина не выполняла Минские соглашения, но утверждала, что Минские соглашения не выполняет Россия. Хотя в этих соглашениях ни слова о том, что должна делать Россия.
Но для Запада звучало достаточно убедительно. Во всяком случае, санкции вводились не против Украины, а против России за невыполнение Минских соглашений.
То есть, если всегда получалось, то почему сейчас-то не должно получиться? Так, наверное, думает Владимир Александрович. И, в общем-то, я где-то ним даже согласен. Понимаете, с точки зрения здравого смысла, если человек ходит через дорогу на красный свет, и машины всегда перед ним останавливаются, почему мы считаем, что в какой-то день он опять пойдет на красный свет, а машины раз — и не остановятся?
«СП»: — И Штайнмайер проверять не будет — поверит на слово?
— Насколько я понимаю, Штайнмайер вообще не является здесь решающей стороной. Он, скорее, просто переносчик информации. И это, собственно говоря, не его дело, как президента Германии, подобными вопросами заниматься.
У него, конечно, болит душа за свое детище («формулу Штайнмайера»), но решения принимаются на другом уровне.
А вот если посмотреть на поведение французских и немецких руководителей, то у меня, собственно говоря, оно с самого начала вызывало живейшее недоумение. Была даже такая версия, допустим, что Меркель не просто так влезла в эту историю. Она, действительно, на полном серьезе, хотела сыграть какую-то роль в примирении. С тем, чтобы заработать себе, допустим, Нобелевскую премию. Обидно ведь: у Обамы есть, а у нее нет.
Но если она и правда хотела что-то сделать полезное, то дальнейшее ее поведение никакому логическому оправданию не поддается. Фрау канцлерин — последний человек, которого можно заподозрить в романтизме. Это очень циничный и очень сильный, зубастый политик. И если она что-то делает, то, наверное, у нее есть все же какие-то основания это делать.
«СП»: — А какие основания у Зеленского требовать созыва «нормандского формата»? Он это делает фактически с момента инаугурации. Но чем «нормандский формат» ему поможет?
— Встреча в «нормандском формате» Зеленскому, главным образом, нужна для внутриполитических целей. Он обещал избирателям, что прекратит войну, а для этого нужна встреча хоть в каком-то формате. Он хотел встречу еще и с участием Трампа. Трамп его послал к Путину. Что же президенту Украины делать, если президент США не хочет говорить о Донбассе с ним?
То есть, вот вождеденная встреча — как бы реальный шаг Зеленского к выполнению обещаний. Он сделает этот шаг, и все увидят, что примирения не происходит не потому, что Зеленский чего-то там не хочет — он, наоборот, старается изо всех сил. А потому что «это Путин — нехороший человек».
А оно, видимо, так и будет. Потому что на тех основаниях, на которых предлагает договариваться Зеленский, никто с ним договариваться ни о чем не будет. Причем, кажется, даже не только Путин. И тогда можно будет перейти к более реалистичному плану действий. Сам Зеленский назвал его планом «Б». Уже появились утечки на телеграм-каналах украинских, как план будет выглядеть. Подробно об этом я написал в своей статье. Вкратце: образно говоря, по периметру границ Донецкой и Луганской народных республик выкопать глубокий ров и запустить туда крокодилов.
«СП»: — Но Россия вряд ли изменит свою позицию, если Киев продолжит увиливать от выполнения обязательств. А значит — в ближайшей перспективе повода собраться не будет. Как тогда?
— В этом, конечно, для Владимира Александровича большая проблема. Ему действительно надо собрать «четверку», а собрать не получается.
Но, в конце концов, я думаю, можно будет обойтись и без формата. Ну, не хочет Путин собираться! Так и скажем: «Виноват во всем Путин». Это будет выглядеть, конечно, не так убедительно. Будет некоторая недоговоренность. Все-таки Зеленский выполнил не все, что должно было привести к миру. Какой-то последний шаг не был сделан. Но в конечном итоге может и прокатить в какой-то степени.
Опять-таки вариант с планом «Б» — просто Киеву отгородиться от республик, — наиболее реалистичный. И наиболее рациональный и для Украины, и для избирателей Зеленского. Ведь, какая у них главная мотивация? Не в том, что «нарушена территориальная целостность, что там какие-то люди — граждане Украины — остались за границей, и ими непонятно кто руководит». Главная мотивация — «там гибнут наши хлопчики». Гибнут солдаты ВСУ. Но если «отгородимся и выкопаем достаточно глубокий ров, то они будут гибнуть гораздо реже». Скажем так.
Да, в такой ситуации активные боевые действия прекратятся. Что, в общем-то, вполне устроит и Зеленского. И избирателей, которые воевать не хотят, но и идти на уступки Донбассу тоже не хотят. Социология это показывает.
«СП»: — Что это за странное условие выдвинул Зеленский для отвода войск: ровно семь суток подряд не должно быть стрельбы на линии соприкосновения? В Минских соглашениях ничего об этом не сказано. Там говорится просто о прекращении огня и отводе тяжелых вооружений обеими сторонами конфликта.
— Дело в том, что Минские соглашения достаточно широки в этом плане. Очень многих конкретных вещей они не устанавливают.
Вообще, по идее, Минские соглашения уже давным-давно кончились. Они были рассчитаны изначально на выполнение в течение 2015 года. Под это расписывались — просто не были указаны конкретные даты. И то, что договоренности до сих пор считаются действующими — это следствие их недостаточной конкретности.
Украина, кстати говоря, за это время уже успела из Минских соглашений выйти. Причем, совершенно официально — на законодательном уровне. Но страны-гаранты предпочитают на это закрывать глаза и делают вид, что ничего такого не было. А закон об оккупированных территориях там якобы не для них написан.
Не для них, конечно. Это украинский закон. Просто по этому закону нельзя вести переговоры с представителями Донецка и Луганска. А так — все в порядке.
Поэтому когда предлагаются такого рода ходы, я не считаю, что здесь есть какой-то конфликтный момент. То есть, там написано, что должно быть достигнуто устойчивое прекращение огня. Это в минских соглашениях есть. А уже в ходе конкретных переговоров (в минском формате, нормандском, каком угодно другом) можно выбрать конкретный срок и конкретные показатели того, как это прекращение огня происходит.
Если огонь ведется, то разводить войска как бы нелогично. Это значит — есть угроза, что одна из сторон — теоретически та, которая первая начала стрелять, — может перейти в наступление.
«СП»: — Экс-министр иностранных дел Украины Леонид Кожара высказал мнение, что если Зеленский окажется неспособным выполнять Минские соглашения и будет продолжать дальше водить за нос лидеров Германии и Франции, то страны ЕС просто закроют перед ним свои двери. И он станет нежелательной персоной в Европе. Думаете, Зеленский может стать изгоем?
— То, что это произойдет именно из-за невыполнения Минских соглашений, мне представляется маловероятным. Главным образом потому, что европейцев выполнение-невыполнение соглашений и сам по себе украинский конфликт не так уж очень интересует. Их интересует, что у них отношения с Россией портятся из-за этого. Но они сами виноваты — влезли не в свое дело. Теперь вынуждены играть не в свою игру.
Но, допустим, предшественник Зеленского Петр Порошенко, он, действительно, попал в определённую изоляцию. Ее никто не декларировал. Но в последний год (или несколько больше) большинство лидеров Запада старались с ним по мере возможностей не встречаться. Некоторый элемент усталости от Порошенко присутствовал. И ему давали понять, что с кувшинным рылом в калашный ряд не лезут.
Есть такая перспектива и у Зеленского. Но пока что она не очень актуальна. И связана не с вопросами урегулирования украинского конфликта. А с вопросами совершенно другими.
Зеленский Западу пока выгоден, как человек, который будет проводить либеральные экономические реформы, даст возможность транснациональным корпорациям поучаствовать в приватизации еще уцелевших украинских активов. В первую очередь — в приватизации земли, разумеется. И в этом отношении он для Запада пока выглядит очень привлекательным.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 4525
Рейтинг поста:
"товарищ Франк-Вальтер Штайнмайер, вы правы на 1000 %. А может даже на 100000%!"