«Ещё несколько месяцев назад явно не разбиравшийся в тонкостях политики Зеленский изложил свои грандиозные планы по преобразованию Украины в динамичную рыночную экономику, свободную от коррупции, из-за которой страна стала одной из самых бедных в Европе. Но ему не удалось развеять сомнения в том, что сам он не зависит от олигархов и готов дать отпор захвату государства корпорациями», – сообщает международная деловая газета, пишущая о событиях в мире бизнеса и финансов.
Издание задаётся вопросом, кто такой Зеленский? Реформатор, способный преобразовать страну, или политик, обязанный людям, преследующим более серьёзные интересы? И это не новый вопрос – его уже стали задавать его ещё до того, как их президент оказался втянутым во внутриполитический скандал США после его телефонного разговора с Трампом.
The Financial Times отмечает, что новое правительство поставило перед собой беспрецедентные цели: кроме окончания войны и искоренения коррупции, оно обещает рост ВВП на 40% в течение следующих пяти лет и создание новых рабочих мест в различных отраслях экономики, чтобы остановить отток рабочей силы на Запад.
По мнению издания, Верховная рада Украины работает очень активно – каждый день принимаются новые законопроекты, иногда их принимают даже без обсуждения и рассмотрения. Этими новыми законами, в частности, «вводятся новые правила концессии морских портов и инфраструктуры, добычи ресурсов, защиты прав потребителей, регулирования ценных бумаг, разукрупнения государственной газовой компании и перехода на цифровые технологии в таможенном оформлении и других услуг».
«У нас много энергии и у нас почти нет времени. Нам нужно принять законы и реформы в ближайшие месяцы. Тогда у нас будет более или менее год на реализацию», – рассказал в интервью Financial Times премьер-министр Украины Алексей Гончарук.
А министр экономики и торговли Тимофей Милованов признаёт, что при таких «безумных» темпах изменений будут ошибки, однако он уверен, что необходимо спешить.
«Всего несколько недель назад этот учёный, получивший образование в США, преподавал математику в Киевской школе экономики. Сейчас он отвечает за три пакета самых масштабных экономических реформ: приватизацию нескольких сотен госкомпаний, легализацию продажи земли с целью максимального использования огромных сельскохозяйственных ресурсов Украины и реформирование рынка труда. Эти реформы, к проведению которых призывают инвесторы и международные институты, уже давно тормозит политическая система, в которой доминируют могущественные украинские олигархи. Теперь их проталкивают за несколько минут», – восторгается издание быстротой принятия реформ на Украине.
Но в то же время и предупреждает, что быстрое реформирование экономики и судебной системы может дать возможность олигархам оказывать влияние на депутатов при разработке изменений в законы, вставляя в них нужные олигархам поправки. Поэтому нельзя не вспомнить об отношениях между новым президентом Украины и миллиардером Игорем Коломойским, «владельцем телеканала, на котором комик стал звездой и который во всех деталях освещал его предвыборную кампанию». Как раз после победы Зеленского на президентских выборах Коломойский вернулся домой из изгнания. Предыдущая власть обвинила Коломойского в мошенничестве, после чего национализировала его «ПриватБанк». В настоящее время миллиардер через суды добивается отмены национализации банка, если же это произойдёт, МВФ откажется от новой программы кредитования Украины, отмечает издание.
Именно этот вопрос и стал главным испытанием для Зеленского – готов ли он на самом деле избавить Украину от влияния олигархов?
«Ему нужно быстро активизироваться. Это важнее, чем его приятель Коломойский. Его решение определит курс его президентства. Либо он находится в кармане у олигарха или определённых олигархов, либо он действительно представляет интересы народа», – цитирует Financial Times стратега по развивающимся рынкам компании BlueBay Asset Management Тима Эша (Tim Ash).
А один западный чиновник, отмечает издание, уверен, что в результате реформы рынка электроэнергии Коломойский, владелец ферросплавных заводов, сэкономит на электроэнергии. И это не единственная выгода, которую может получить миллиардер в ближайшее время.
«Ещё до скандала с Трампом «молодое» президентство Зеленского было свидетельством реформистского идеализма, омрачённого подозрением, что новое поколение может стать очередным политическим средством «корпоративного» захвата государства», – напоминает издание.
А поправки в принятый парламентом на прошлой неделе законопроект о радикальной реформе судебной системы страны внушает опасения, что Зеленский сможет монополизировать власть, назначая в суды своих сторонников, хотя представители правящей партии уверяют, что поправки только укрепят верховенство закона в стране. Вот только в Европе не сильно в это верят и уже выразили своё беспокойство по этому поводу.
«Некоторые положения закона о судебной реформе… ставят под угрозу независимость судебной системы и должны быть проверены Венецианской комиссией до вступления закона в силу», – вынесли заключение члены делегации ЕС на Украине после обсуждения и голосования.
А американская Торговая палата и другие представители деловых кругов сделали официальное заявление, призвав Зеленского наложить вето на законопроект.
«Мы глубоко обеспокоены тем, что ожидаемое время рассмотрения дел в Верховном суде может увеличиться до пяти лет, если число судей в нём сократится с 200 до 100 без одновременной реформы судов первой инстанции», – говорится в заявлении.
А ведь именно Верховному суду Украины, в котором теперь все судьи будут «на 100 или даже на 1000 %» пропрезидентские, предстоит принимать окончательное решение по делу Коломойского и его «ПриватБанка», напоминает The Financial Times