Никаких иностранных войск, никакого оружия. Стандартные избирательные комиссии, политическое соревнование и доступ для зарубежных наблюдателей.
Киевское руководство отправляет оккупированным регионам сигналы о том, какими хочет видеть выборы, которые помогли бы сепаратистским территориям обрести особый статус в рамках Украины. Посыл с Банковой улицы, где находится резиденция украинского президента, ясен: выборы должны пройти в соответствии с украинскими законами, а иначе они ни к чему не приведут. Согласятся ли на украинские условия русские, может стать понятно после грядущей встречи так называемой нормандской четверки.
Согласие со Штайнмайером
Две недели назад тема выборов в сепаратистских регионах Украины была поднята на непродолжительном брифинге президента Владимира Зеленского, который на встрече с журналистами прокомментировал результаты недавних переговоров в Минске.
Общественность узнала о возможности очередного обмена пленными между Украиной и Россией, а также о плане вывести войска из двух точек на линии соприкосновения. Кроме того, стало известно, что Украина согласилась на так называемую формулу Штайнмайера.
Речь идет о проведении выборов на территориях, подконтрольных сепаратистам, и последующем статусе Донбасса, который зависит от соответствия выборов правилам.
С тех пор украинцы спорят о том, что принесет стране эта формула. Те, кто не согласен с этим планом, видят в нем даже шаг к капитуляции и выражают свое недовольство президенту, выходя на площади.
План Б
Киев тем временем заявляет, что правила для проведения выборов определены: курировать их будет Центральная избирательная комиссия; порядок обеспечит украинская полиция; доступ к ним должны получить все зарегистрированные партии; следить за ходом голосования должны журналисты и иностранные наблюдатели.
Хотя формула Штайнмайера в большей степени касается организации выборов, нежели безопасности, президент отмечает и то, что условием для проведения выборов является уход россиян из региона и восстановление контроля над восточной границей Украины. Но из Донецка и Луганска приходят новости о том, что контроль над отрезком восточной границы Киеву не вернут.
«У нас есть план Б, но пока мы не хотим его раскрывать», — так несколько дней назад Зеленский ответил на вопрос, что правительство сделает в случае, если русские не уйдут и контроль над границей не будет восстановлен.
В сентябре министр иностранных дел Вадим Пристайко намекнул, что возможен компромиссный вариант, когда границу под контроль взяло бы международное сообщество. Но прежде, по его словам, нужно ответить на множество вопросов. Например, кто войдет в состав международных пограничных патрулей, какой будет их общая численность и где они будут размещаться.
Возможные сроки
Тем временем уже заговорили и о возможных сроках проведения выборов. Согласно изданию «Украинская правда», в офисе президента рассматривают два сценария. Один предполагает, что выборы могут состояться одновременно с региональными выборами, ожидающими Украину в 2020 году. Согласно второму варианту, только в Луганской и Донецкой области досрочные выборы прошли бы весной или летом.
Как передает издание, Киев склоняется к первому варианту, то есть к проведению выборов сразу по всей Украине. Также существуют предположения, что Украина может перенести региональные выборы на ближайшее время. Однако для этого необходимо внести поправки в конституцию. Согласно «Украинской правде», в данном случае украинская конституция предполагает проведение выборов в последнее воскресенье октября.
Нет согласия вокруг Донбасса
«Мне трудно представить, чтобы выборы, которые состоялись бы на Донбассе в ближайшие месяцы, соответствовали бы всем требованиям, предъявленным Зеленским», — говорит «Актуалне» Марек Пршигода из Института восточнославянских исследований философского факультета Карлова университета.
По его словам, хотя президент Украины по-прежнему пользуется большой популярностью, впервые за время своего президентства он столкнулся с активным сопротивлением части украинского общества. «Зеленский взял на себя большую ответственность, пообещав закончить войну. Проблема в том, что по поводу Донбасса общество не пришло к единому мнению. Большинство не хочет воевать и хочет мира, но при этом люди не согласны с тем, чтобы эти регионы получали какие-то особые привилегии», — полагает чешский эксперт.
Согласно исследованию киевского аналитического Центра Разумкова, проведенному в начале октября, против особого статуса Донбасса выступают больше половины украинцев (56%). Поддерживают эту идею 26% опрошенных.
О чем говорят опросы
Приблизительно 42% украинцев хотят, чтобы украинское правительство вступило в переговоры с самопровозглашенными лидерами сепаратистских республик. 39% украинцев, напротив, не хотят этого. Больше половины украинских респондентов также отвергают некоторые компромиссы. Например, амнистию для тех, кто воевал вместе с россиянами против Украины, не приемлют 59% опрошенных. 18% допускают возможность амнистии. С признанием русского языка вторым государственным не согласны 56% украинцев, а для 30% респондентов это не представляет проблемы.
Результаты опросов общественного мнения на оккупированных территориях говорят о том, что более половины опрошенных предпочли бы быть частью Украины, а не России.
Согласно берлинскому Центру восточноевропейских и международных исследований, особый статус в рамках Украины поддерживают 31% граждан так называемой Луганской и Донецкой Народной Республики. 24% хотели бы входить в состав Украины и без всякого статуса. 18% опрошенных хотят стать частью России, а 27% хотели бы получить в составе России особый статус.
Одни видят Троянского коня, а другие — стремление к диалогу
По мнению некоторых экспертов, выборы на востоке Украины и предоставление особого статуса впоследствии повлекли бы за собой усиление влияния пророссийских политических сил на Украине.
Глава парламентского комитета по международным отношениям из партии Зеленского «Слуга народа» Богдан Яременко смотрит на это с противоположной точки зрения и утверждает, что благодаря выборам Украина может обрести на оккупированных территориях новых сторонников.
«Мы получим хотя бы каких-то представителей, к которым мы сможем относиться хоть немножко терпимо и с которыми мы сможем позволить себе какие-то формы диалога. В отличие от тех московских назначенцев, которых нам подсовывают сегодня в качестве „лидеров ДНР/ЛНР"», — заявил Яременко в интервью РБК-Украина.
По его словам, может получиться, что в случае вмешательства Москвы в выборы они потеряют для Украины всякий смысл. С другой стороны, возможно, Киев получит какие-то органы местной власти, с которыми сможет обсуждать бытовые вопросы вроде ремонта коммуникаций и т.д.
Майдан возвращается
Тем временем на Украине площади заполняются людьми, не согласными с шагами Зеленского. Эксперт Марек Пршигода напоминает, что во время предвыборной кампании Зеленский казался некоторым украинцам представителем тех сил, которые могут поставить под угрозу украинскую идентичность. «Решения, которые он сейчас принимает, эти люди воспринимают, согласно собственным представлениям о том, что Зеленский „непатриотичен" и представляет „другую Украину", пронизанную российским влиянием», — утверждает эксперт.
Но на нынешних демонстрациях против формулы Штайнмайера не обязательно присутствуют только критики Зеленского и сторонники бывшего президента Петра Порошенко, который обвиняет нынешнее руководство страны в измене. На эти митинги приходят многие участники боевых действий, которые считают любые уступки России предательством.
«Многочисленный лагерь также образуют активные люди, которые искренне уверены, что любой компромисс с Россией — это поражение. По их мнению, Россия хочет не договориться, а воспользоваться слабостью. И подкрепляют они свои слова доводами, основанными на историческом опыте. Об этом говорят уже давно, и ничего нового тут нет. Эти люди точно так же критиковали за подобные уступки Порошенко», — подытоживает Пршигода.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.