Вслед за Гонконгом вспыхнула Барселона: вот уже два дня на центральных улицах развернулись самые настоящие бои между манифестантами и полицией после вынесения жесткого приговора лидерам каталонских сепаратистов за референдум об отделении Каталонии от Испании.
Суд приговорил их от 9 до 13 лет тюрьмы и Каталония тут же ответила кампанией гражданского неповиновения и массовыми протестами на улицах.
Самой громкой акцией стало блокирование аэропорта Эль-Прат Барселоны. По команде платформы Демократическое цунами тысячи горожан двинулись к аэропорту и после стычек с полицией заняли его. Все повторилось как в Гонконге: там протестующие против усиления власти Пекина в ущерб городской автономии не раз парализовывали главный аэропорт города. Все повторилось в Барселоне. И так же как в Гонконге стали забрасывать полицейских коктейлями Молотова и жечь мусорные баки на самых роскошных улицах Барселоны.
Власти Мадрида сделали удивленное лицо: мол, мы не ожидали этого. Но в тайне рады беспорядкам: через две недели в Испании выборы и правящая партия социалистов демонстрирует жесткость в надежде заполучить голоса напуганных испанцев разгорающимся гражданским конфликтом в стране. Глава правительства потребовал от всех политических партий осудить погромы в Барселоне, в том числе и от каталонских сепаратистов. Последние дистанцировались от сетевой платформы Демократическое цунами, которые использовали мессенджеры Телеграмм и Сигнал как самые надежные для мобилизации протестующих. И мессенджеры не подвели: по ним отдавались команды и тысячи протестующих шли туда, куда указывали твитты.
Спецслужбы Испании оказались застигнуты врасплох. Они не смогли заблокировать мессенджеры и выявить спрятанных за ними тайных организаторов платформы под названием Демократическое цунами. С ними играли в кошки—мышки. По мессенджерам отдавались команды, на какие авениды идти и что делать — и тысячи молодых людей следовали указанием и также неожиданно разбегались. Спецы из испанских спецслужб до сих пор не могут понять, где находится этот центр и кто стоит за платформой, которая стала негласным организатором протестов. А провластные газеты тут же обвинили лидеров Каталонии, что это они стоят за засекреченной платформой. Но обвинения к делу не пришьёшь.
Репортажи из аэропорта, занятого протестующими, ввергли испанцев в панику. Запахло серьезным гражданским конфликтом в спокойной и сытой Испании. Барселона является экономическим мотором Испании, как и Гонконг в Китае, и если сцены гражданского конфликта станут повторяться и Каталония войдёт в конфликт с остальной Испанией, то замедление темпов роста экономики страны не избежать. А напуганные туристы перестанут летать в Барселону, излюбленное место отдыха европейцев. В Гонконге уже произошло редкое падение туристического потока, а экономика города замедлила темпы роста. Все это бьет по престижу Китая и влияет на общий экономический рост страны. В Пекине не знают, что делать с населением анклава. Армию посылать туда боятся. Вот и выбрали пока стратегию выжидания в надежде, что протесты заглохнут сами по себе.
Мадрид тоже пока воздерживается от жестких мер, выжидает, наберёт ли силы кампания гражданского неповиновения. И пытается воззваниями и заявлениями успокоить каталонцев. Дело бесперспективное: каталонскому национализму брошен вызов. И ответом может стать только углубление конфликта. Флаги Испании уже жгут на улицах, шлют проклятия в адрес короля и центрального правительства. Власть в Каталонии принадлежит блоку сепаратистских партий и они избрали путь мирного гражданского протеста. К выходным в Барселону придут колонны протестующих со всех городов региона. Начнётся всеобщая забастовка профсоюзов. И труды Махатмы Ганди, отца мирного пути завоевания индийской независимости, станут снова востребованы в Каталонии. Но не для всех. Оппозиционная платформа Демократическое цунами уже показала, что в арсенале протестующих есть и острые акции, которые могут парализовать авиа и железнодорожное сообщение. Блокирование штаб—квартиры полицейских и представительств центральной власти в Барселоне тоже в арсенале протестующих.
Все это уже опробовано в Гонконге. Но в этой бывшей колонии протесты мирные уже сопровождаются самыми настоящими стычками с полицией, а коктейли Молотова давно стали оружием радикальной части протестующих. Это ждёт и Каталонию: власти будут упорствовать и держать в тюрьмах лидеров, а радикальные организации сепаратистов перейдут к боям с полицией на улицах. Последствия для Барселоны, как и для Гонконга, станут предсказуемые: власти Испании будут вынуждены ввести военное положение или разогнать снова оппозиционный Мадриду парламент Каталонии, который уже стал центром мирного массового протеста в провинции. Куда ни кинь взгляд, всюду клин — и вся политика Мадрида на долгие годы обречена вращаться вокруг Каталонии, а в самой Каталонии ненависть к испанской власти будет лишь крепнуть.
Для россиян выход один: пока конфликт не приобрёл характер гражданской войны, следует поторопиться, если есть желание увидеть Барселону. Завтра, возможно, будет поздно.