Состоявшийся в субботу чрезвычайный архиерейский собор Элладской православной церкви (ЭПЦ) принял решение относительно признания так называемой «Святейшей церкви Украины». Какое именно решение — признать или продолжать изгаляться в византийских формулировках, узнаем после ближайшей литургии в исполнении предстоятеля ЭПЦ архиепископа Афинского Иеронима. Возможно, признанием станет факт его сослужения с украинским Епифанием 19 октября в Салониках. Или Иероним просто помянет оного в числе предстоятелей канонических поместных церквей. Пока же архиерейский собор (к тому же, не единогласно) лишь указал на «привилегию предстоятеля Церкви Греции далее заниматься вопросом признания Церкви Украины».
А «заниматься вопросом признания» в ожидании скорой кончины Варфоломея (о скоропостижной болезни которого сообщают независимые друг от друга разные источники) можно вплоть до назначения Госдепом США нового предстоятеля Экуменического патриархата (чей вес поначалу будет явно недостаточен, чтобы давить на поместные церкви).
Как мы не раз писали, основной вектор давления на ЭПЦ — со стороны собственного правительства, контролируемого США (лидера НАТО) в условиях извечного противостояния членов НАТО Греции и Турции (к которой при Трампе Вашингтон, мягко говоря, не благоволит). Да и непосредственно послы и консулы США «активно общаются» со священноначалием ЭПЦ. Особенно — с митрополитами епархий двойного подчинения (Афинам и Фанару).
Буквально накануне архиерейского собора ЭПЦ США простимулировали власти Греции подписанием бессрочного соглашения об оборонном сотрудничестве. Так, на греческой территории появятся три американских базы в пику Турции (до этого существовала лишь одна).
В тот же день Палата представителей США отметила 50-летие со дня хиротонии Экуменического патриарха Варфоломея. Вот уж, действительно, чрезвычайно важная дата для судеб Америки. Что, впрочем, безо всякой иронии и было зафиксировано в поздравительной грамоте.
И также перед собором помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Филипп Рикер, состоящий в Европейском командовании США, встретился с архиепископом Афинским и всей Эллады. Именно он 24 июля в сопровождении генконсула США в Салониках (те самые «северные епархии») Пфлегера посетил местного митрополита.
Однако, как мы также отмечали, не одно лишь светское и внешнее вмешательство в греческое православие — причина происходящему в нём, но и бездеятельность Московской патриархии, местами граничащая с вредительством.
Вот и накануне архиерейского собора глава ОВЦС МП митрополит Иларион призывал греков к тому, «чтобы вопросы подобной важности решались на всеправославном уровне, а не путем односторонних решений отдельных поместных Церквей»: «Если мы не можем сейчас решить вопрос без ущерба для церковного единства, давайте возьмем паузу». То есть вопрос автокефалии той или иной структуры на канонической территории РПЦ — это уже не исключительно вопрос суверенной РПЦ, а «всеправославного уровня»? Что как не пораженчество есть поиск компромиссов с татями и «пауз» в отпоре им?
Вопрос всеправославного уровня — это как раз расцветшая пышным цветом ересь восточного папизма. Об этом во все колокола должен был бить на протяжении года наш «церковный МИД». Теперь же предстоятель ЭПЦ признал все ереси стамбульской патриархии, в том числе позволяющие ей вторгаться на канонические территории других церквей (в данном случае — Русской). Приняла греческая церковь и вопиюще антиисторическую «интерпретацию» Стамбулом событий 1668 гогда, когда, оказывается, Киевская митрополия «не была передана Московскому патриархату». Конечно, наивным было бы полагать, что предупредительные меры ОВЦС МП стопроцентно воспрепятствовали подобным действиям предстоятеля ЭПЦ и большинства греческих митрополитов. Но хотя бы ответные меры РПЦ выглядели бы в глазах мирового православия не запоздалой местью (каковой выглядела реакция на прошлогодние преступления Фанара), а последовательной наступательной позицией в защиту канонов Святой Церкви.
Как и в случае с Фанаром, признание восточного папизма Афинами выводит ЭПЦ «из канонического поля» (формулировка синода РПЦ в ответ на «восстановление синодом Экуменического патриархата в священническом сане митрополита Киевского Филарета и его последователей» ровно год назад).
Так что же теперь?
Фактическое признание неканоничности ЭПЦ позволяет наладить отношения РПЦ с так называемыми старостильниками. А таковых только в Греции около 800 тысяч!
Старостильные объединения появились здесь в 1924 г. вследствие неприятия большой частью духовенства и мирян переходом ЭПЦ на новый календарный стиль — новоюлианский (во многом григорианский). По их мнению, тогдашний архиепископ Афинский Хризостом (единомышленник отца ереси восточного папизма Экуменического патриарха Мелетия Метаксакиса) «впал в схизму, поправ церковные каноны».
Старостильничество приобрело ещё больше приверженцев в 1925 г. после знамения Креста на небе, освятившего храм, праздновавший Крестовоздвижение по юлианскому (старому) календарю.
Можно ли считать греческое старостильничество расколом в современном его понимании, учитывая, что в него перешли канонические епископы (в отличие от признанного теперь греками Филарета Денисенки, который возглавил раскол, будучи уже запрещённым в служении)?
Вот, что говорил тогдашний глава ОВЦС МП митрополит Кирилл в 1996 году во время очередного обострения отношений между с Экуменическим патриархатом, вызванным вторжением последнего на каноническую территорию РПЦ в Эстонии: «В адрес Русской Православной Церкви обращались представители греческих церквей, находящихся в расколе со своей собственной церковью, так называемые греческие старостильники, среди которых большое количество православных греков. Мы неоднократно получали просьбы от этих старостильников установить с ними молитвенно-каноническое общение, поддержать их и неизменно отвечали отказом на их просьбы. Каждый год в адрес Московского Патриархата поступают просьбы от клириков, в том числе и Константинопольской церкви, защитить их, принять их в нашу юрисдикцию. И эти прошения не рассматриваются именно в силу канонов, которыми управляется Церковь и которые категорически запрещают одному епископу вмешиваться в дела другого епископа. Единственная власть, которая существует в Православной Церкви для решения возникающих между церквами проблем — это власть Собора всей полноты Православной Церкви. Константинопольский Патриарх, грубо попирая каноны, вмешался в ситуацию в Эстонии, и поддержал раскольническую группу».
Будущий патриарх Московский явно намекал, что РПЦ не предпринимает ответных действий по отношению греческим церквам, пока они считаются каноническими… Почему бы и сейчас кому-нибудь в МП не «поразмышлять вслух» о возможности признания греческих старостильников. Не обязательно даже патриарху или митрополиту Волоколамскому. Для нехилого такого всеправославного хайпа обсуждения достаточно было бы вопроса, «невзначай» заданного корреспондентом, скажем, замглавы ОВЦС прот. Николаю Балашову или вообще мирянину, и.о. руководителя пресс-службы Патриарха Московского Владимиру Легойде.
Они бы рассказали, к примеру, что великий противник экуменизма святитель РПЦЗ Иоанн Шанхайский поддерживал старостильников. Последнее определение — тоже из «эстонского» доклада 1996 года митрополита Смоленского Кирилла.
Хронологически, кстати, именно после 1996. в общение со старостильниками вступила РПЦЗ, ныне пребывающая в составе РПЦ.
Что же касается новостильной ЭПЦ, то, по мнению экспертов ресурса «Религия сегодня», «нужно разрывать общение не с целой Поместной церковью, но лишь с конкретными архиереями и клириками, которые сослужили с представителями ПЦУ и/или подписывали официальные церковные документы о признании этой структуры. Дело в том, что на Афоне и в той же Элладской православной церкви есть множество людей, не согласных с позицией Варфоломея и поддерживающих РПЦ. Этих людей ни в коем случае нельзя терять, поскольку их позиция не позволяет признать вопрос окончательно решенным».
Как известно, около 15 митрополитов ЭПЦ не поддержали решение архиерейского собора. Семь митрополий официально попросили отсрочку в «принятии решений». Десятки священников выступили с открытым письмом против признания «СЦУ».
Подобная ситуация несёт опасность не только Элладской церкви, но и стране в целом (в которой православие — государственная религия). Так считает и столь влиятельный политик, как министр обороны Панайотис Камменос: «Безопасность Греции основывается на прочном союзе с США и странами Средиземноморья, но и на поддержании сотрудничества с православными странами… И решение Синода о признании украинской церкви потрясет всё с трагическими последствиями для нации».
Так не помочь церкви ли в этих потрясениях православным греческим братьям спасти хотя бы их бессмертные души? Статус Катехона обязывает.
Дмитрий Скворцов, Источник: alternatio.org/.
Рейтинг публикации:
|