Российский Северный морской путь американцы хотят сделать общим
Новая «Северная (Арктическая) доктрина» США нацелена на то, чтобы забрать у России право на Северный морской путь, а Китай лишить возможности им пользоваться. Такое мнение в авторской статье для журнала «Печат» высказал сербский политолог Зоран Милошевич.
Он напомнил, как в мае текущего года на заседании стран, граничащих с Арктикой, американская сторона заявила делегатам из Канады, что им стоит забыть о праве на Северо-Западный арктический коридор. Китаю, мягко говоря, было предложено закрыть свои станции в Исландии и Норвегии и перестать вкладываться в инфраструктуру российского Северного морского пути (СМП). А, соответственно, Москве — вывести свои войска из региона и прекратить обустройство своего арктического Севера.
Таким образом, по мнению Милошевича, в Вашингтоне стали продвигать идею того, чтобы Северный морской путь стал общим, а не российским.
Это, в представлении американцев, якобы будет способствовать «обеспечению свободы судоходства в спорных районах и на морских путях».
На самом же деле, СМП, как считает сербский эксперт, важен для США, чтобы можно было шантажировать Россию и тормозить ее экономическое развитие — ведь для нее это не только международный логистический коридор, но и внутренняя транспортная артерия. Освоение которой позволит связать обширные воды восточной и северной части страны. Кроме того, Северный морской путь сделает возможным формирование единой колоссальной экономической системы, которая объединит территории Крайнего Севера и Дальнего Востока. А эти регионы обладают таким потенциалом, что могут стать локомотивом развития всего государства.
В Вашингтоне уже не раз заявляли о необходимости противостоять растущему российскому влиянию в Арктике. Так, госсекретарь Майк Помпео выражал обеспокоенность «российскими притязаниями» на международные воды Северного морского пути и планами соединить его с китайским морским «Шелковым путем».
О том, что Москва рассматривает возможность состыковать СМП с китайским морским «Шелковым путем», в апреле говорил президент России Владимир Путин, выступая на первом заседании круглого стола форума «Один пояс — один путь» в Пекине. Он подчеркнул, что реализация такого проекта будет способствовать созданию глобального и конкурентного маршрута, который соединит Северо-Восточную, Восточную и Юго-Восточную Азию с Европой.
На самом деле, Северный морской путь, как кратчайшая судоходная артерия Арктики между Северной Европой и Дальним Востоком, может стать хорошей альтернативой Суэцкому каналу, считают эксперты. Так, если длина пути, проходимого из Мурманска в порт Иокогамы (Япония) через Суэцкий канал, составляет около 12500 морских миль, то через СМП — только 5770 морских миль.
Поэтому можно понять, почему американцы так нервничают, когда речь заходит о русских в Арктике.
В начале 2019 года, пишет Милошевич, министр ВМС США Ричард Спенсер заявил, что «текущая задача американского флота сводится к наращиванию сил в арктических водах, открытию новых стратегических портов (в районе Берингова моря) и расширению военных объектов на Аляске». А недавно в борьбу за Арктику включился и Дональд Трамп, проявив интерес к покупке у Дании автономного региона Гренландия.
По мнению заведующего кафедрой политологии и социологии РЭУ им. Плеханова, военного политолога Андрея Кошкина, американцы «спохватились, когда Арктика оказалась серьезно освоенной Российской Федерацией». И теперь в их задачу входит «устранение» главного конкурента.
«Мы решаем внутри страны свои вопросы для улучшения положения в арктических широтах, а США нервничают и хотят вмешаться и разрушить этот весьма динамичный процесс. Вот почему они постоянно пугают, нагнетают волну в информационном пространстве, в дипломатической плоскости. Но приступить к реальным действиям, кроме проведения учений в Норвегии, пока не могут. Хотя вредить продолжают и собираются с силами, чтобы нанести какой-нибудь ущерб России и конкретно Северному морскому пути. За „кладовую“ планеты Земля объявлена гонка, и в этой гонке США хотели бы устранить лидера — Россию», — заявил в комментарии радио Sputnik военный политолог.
Все претензии американцев на Северный морской путь не имеют под собой никаких оснований — ни исторических, ни географических, ни правовых, уверен главный редактор журнала «Арктические ведомости» Александр Игнатьев:
— Есть Конвенция ООН по морскому праву от 1982 года, в которой четко определено, что такое территориальное море, что такое исключительная экономическая зона и т. д. Подписали ее более 150 государств и ее нормы действуют по всему миру.
И там есть 234-я статья, которая гарантирует России право на Северные моря, поскольку они находятся во внутренних водах страны.
В соответствии с ней государства, воды которых течение более полугода находятся подо льдом, несут особую ответственность за состояние этих вод. И могут издавать недискриминационные правила для прохождения через эти воды.
Как вы понимаете, в Северном Ледовитом океане льдом они покрыты месяцев десять в году, включая и Северный морской путь. Соответственно, данная статья дает право и России, и Канаде вводить свои собственные правила прохода по этим, так сказать, «трассам», исходя из необходимости обеспечения чистоты окружающей среды, требований экологии и т. д.
То есть, Конвенция ООН, это основной документ, который дает Российской Федерации право контролировать и вводить свои нормы прохода по этим водным артериям.
Кроме того, год назад был принят, так называемый, Международный полярный кодекс, который распространяется, как на Арктику, так и на Антарктику. Он выдвигает технические требования для судов, эксплуатирующихся в полярных водах с тем, чтобы минимизировать вредное влияние на людей и окружающую среду. И это тоже довольно-таки серьезные ограничительные меры, за соблюдением которых Россия имеет право наблюдать, поскольку Северный морской путь проходит вдоль ее территории.
«СП»: — Тогда на чем основываются претензии американцев?
— Американцы, как известно, имеют свое представление о мире. Они же считают себя носителями «демократической истины».
И они не являются членами Морской конвенции. Отсюда их противоречия с той же Канадой. Ведь если наш СМП называют Северо-Восточным проходом, то канадский именуется Северо-Западным.
Штаты считают, что это свободная для мореплавания зона, канадцы — что в соответствии с Конвенцией ООН там существует особый режим. И Канада должна осуществлять контроль над этими территориями.
Но, понятно, дело не только в этом. Есть еще политические причины, по которым США уделяют Арктике особое внимание. Значение Севера постоянно возрастает. И в стратегическом плане, и в военном, и в геополитическом. И как источника сырья — нефти, газа, редкоземельных металлов и проч.
С точки зрения театра военных действий, например, здесь проходит самая короткая траектория для ракет. Поэтому, естественно, сейчас все государства обратили свое внимание на Север. А США — особенно.
«СП»: — Но для освоения Арктики нужны не авианосцы, а ледоколы…
— С ледоколами у них, действительно, не очень. Один или два — всего.
Поэтому, конечно, они там ничего бы не смогли сделать. Ну, если только прошли бы, когда Северный морской путь открывается — а лед там сходит на один, два месяца в году.
Другое дело, что будет там, в связи потеплением? Откроется он целиком, не откроется…
Некоторые ученые, например, говорят, что через сорок лет вообще весь Северный Ледовитый океан будет свободен ото льда несколько месяцев в году. Но так это, или нет, еще большой вопрос. Потому что и сами ученые, в принципе, еще не определились, с чем связано нынешнее потепление климата, которое мы переживаем. Сменит ли его похолодание?
В общем, идут споры…
Мы же исходим из того, что имеем на сегодняшний день. Пока Северный морской путь весь открывается максимум на два месяца. И для того, чтобы эксплуатировать его в течение года, нужны особо мощные ледоколы, которые у нас есть, и которые строятся.
А в США, например, таких нет.
«СП»: — Глава «Росатома» Алексей Лихачев заявил на днях, что до конца года правительство должно утвердить план развития инфраструктуры Северного морского пути. Что имеется в виду?
— Должен сказать, что береговая инфраструктура (правильнее будет сказать, ее отсутствие), это пока самое слабое место СМП. Из-за чего западный транзит не идет через Северный морской путь в тех масштабах, которых бы нам хотелось. Отсутствует, скажем, возможность дозаправки, недостаточно спасательных станций, навигационных и метеорологических служб.
Все это требует огромных вложений, и пока еще всего этого не хватает.
Знаете, например, если суда идут через Суэцкий канал, то они могут где угодно дозаправиться. А чтобы пройти через СМП — из одного конца в другой, — эти суда должны вести на себе огромный запас топлива. Из-за этого они не могут уже брать в достаточном количестве коммерческие грузы.
С другой стороны, у нас там создаются собственные порты, районы нефтедобычи, газодобычи, добычи минеральных ресурсов, редких металлов. На данный момент за счет внутрироссийских, в основном, перевозок объемы по транспортировке по Северному морскому пути, которые были в Советском Союзе, уже превышены.
Кстати, 21 октября в Москве будет проходить конференция, посвящённая Северному морскому пути, и там можно будет узнать много интересного.
Источник
Рейтинг публикации:
|