Смотр праворадикальных сил, состоявшийся в понедельник, 14 октября, завершен, и надо признаться, получился он весьма внушительным. Националистам необходимо было продемонстрировать, что они в состоянии вывести на улицу достаточное число сторонников, и они это сделали
Количество участников марша против капитуляции и вече на Банковой должно было продемонстрировать новой правящей команде, что с оппозиционным меньшинством не просто надо считаться. Команда Зеленского должна строго следовать его указаниям, не отклоняясь от них ни на миллиметр.
Количество пришедших будет названо позже, но уже можно не сомневаться, что их было в несколько раз больше, чем на акции протеста 7 октября. Тогда, напомню, по разным оценкам, число протестующих колебалось в диапазоне 5-10 тысяч человек. Даже этой численности хватило, чтобы власть пошла на попятный и сорвала готовившееся разведение сил и средств в селах Петровское и Золотое. Реакция на сегодняшние протесты должна оказаться еще более удручающей. Зеленский, не желающий вступать в прямой конфликт с праворадикалами, едва ли решится настаивать на реализации согласованной «формулы Штайнмайера», против которой выступают националисты.
Сегодня все произошло мирно, без столкновений с полицией и захватов зданий. Шумовые гранаты, брошенные в толпу, не в счет, поскольку эту публику звуковыми эффектами не проймешь. Она и не такое видела. Впрочем, «активное меньшинство», как назвал его бывший директор Украинского института национальной памяти Владимир Вятрович, пока не претендует на власть. Оно понимает, что если ультраправые решатся на ее захват, то это неминуемо приведет к разрыву отношений с Европой и США. Украина в этом случае окажется в жесткой изоляции.
Поэтому задача номер один — переформатировать власть уже имеющуюся. Крайне слабую, желающую договариваться там, где надо действовать решительно и применяя насилие. Насчет «активного меньшинства» Вятрович абсолютно прав. Ведь обратись сейчас Зеленский к своим сторонникам с просьбой выйти на такой же смотр сил, едва ли на его призыв откликнется сколько-нибудь значительное количество людей. Два-три десятка тысяч, маршировавших и митинговавших сегодня на улицах Киева, если соотносить их количество с численностью всего украинского населения, — это капля в море. Но проблема в том, что сторонники мира, голосовавшие за Владимира Зеленского, аморфны, напуганы и не желают участвовать в массовых акциях, чтобы поддержать своего президента.
Именно поэтому у «активного меньшинства», готового идти до конца, имеющего за плечами боевой опыт, а на руках оружие, есть серьезный ресурс для того, чтобы продолжать держать и общество, и власть в страхе. Они продемонстрировали сегодня, что могут мобилизовать своих сторонников по всей Украине. На марш «Нет капитуляции» людей организованно свозили со всей страны. Так, как будто административный ресурс и финансы сегодня есть у националистов, а не у правящей команды.
Зеленский, похоже, проигрывает второй раунд противостояния. Ни о чем договариваться с ним «активное меньшинство» не намерено. Оно будет стоять на крайних позициях и не сойдет с них. Продолжение войны в Донбассе до победного конца, никакого особого статуса, выборов в ОРДЛО, амнистии сепаратистам. Соответственно о разведении сил и средств тоже можно забыть.
Сейчас в этой ситуации начнет играть особую роль внешний фактор. Париж, Берлин и нынешняя американская администрация очень определенным, не оставляющим ни малейших сомнений образом высказались за завершение войны и выполнение Минских соглашений в полном объеме. Если украинский президент начнет им объяснять, что ему мешают это сделать неонацисты, то понят и поддержан он не будет. В любой стране, если «активное меньшинство» пытается терроризировать общество и государство, власть обязана быстро и непреклонно его нейтрализовать. Это ее прямая обязанность. Идти на поводу у неонацистов, скажут Зеленскому его западные визави, означает демонстрировать полную беспомощность и недееспособность. В этом случае единственный путь — сложение полномочий и отставка.
Так что глава украинского государства поставлен сегодня перед выбором — какой конфликт для него гибельнее: со своими радикалами или западными партнерами. Пусть разбирается.
Андрей Бабицкий
Рейтинг публикации:
|