Договор по открытому небу, концепцию которого впервые выдвинул президент Дуайт Эйзенхауэр в разгар холодной войны и на подписании которого настоял президент Джордж Буш-старший, стремившийся к международной стабильности после краха коммунизма в Восточной Европе, позволяет США, России и другим странам-участницам совершать невооруженные наблюдательные полеты над территориями друг друга, чтобы следить за процессом наращивания военного потенциала или предупреждениями о неожиданных атаках.
Это совершенно разумное соглашение по контролю над вооружениями, которое было единогласно ратифицировано Сенатом в 1993 году и которое не вызвало никаких существенных разногласий среди 34 стран, подписавших этот договор, с момента его вступления в силу в 2002 году. Он принес особенную пользу США и Европе, которые благодаря этому договору имели возможность следить за операциями России в ее войне против Украины.
Теперь же создается впечатление, что президент Дональд Трамп примет решение о выходе США из этого договора.
Хотя президент Трамп уже вывел США из нескольких других соглашений по контролю над вооружениями, которые помогали поддерживать стабильность в мире, конгрессмены и эксперты были потрясены тем, что он может вывести страну из такого продуктивного соглашения, как Договор по открытому небу. Они опасаются, что единственной страной, которая извлечет выгоду из выхода США, будет Россия.
В прошлом году тогдашний министр обороны США Джеймс Мэттис (James Mattis) заявил, что остаться участницей этого договора будет «в лучших интересах» Америки.
Новости о предполагаемых намерениях Трампа прозвучали в понедельник, 7 октября, в связи с публикацией письма председателя комитета Палаты представителей по международным делам Элиота Энгеля (Eliot Engel), адресованного новому советнику по вопросам национальной безопасности Роберту О'Брайену (Robert O'Brien).
«Я глубоко обеспокоен сообщениями о том, что администрация Трампа рассматривает возможность выхода из Договора по открытому небу, и я решительно призываю вас воздержаться от этого опрометчивого шага», — написал Энгель.
В ответ на просьбу прокомментировать тревоги Энгеля представитель Госдепартамента США сказал: «Мы продолжаем соблюдать этот договор и действовать в строгом соответствии с нашими обязательствами по условиям этого договора — в отличие от России».
Однако военный комментатор Фред Каплан (Fred Kaplan) написал в издании Slate в среду, 9 октября, что на прошлой неделе Трамп подписал документ, в котором он выразил намерение выйти из этого договора, — не проконсультировавшись ни с военным руководством, ни с дипломатами, ни с разведывательным сообществом.
И снова Трамп проигнорировал своих высокопоставленных советников и мнение конгресса, решив снять с себя международные обязательства, как он сделал с соглашением по иранской ядерной программе и с Договором о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.
Целью Договора по открытому небу было формирование доверия посредством обеспечения прозрачности, особенно между Россией и США.
Последние несколько лет Россия ежегодно запускала от четырех до девяти ракет над территорией США, включая эпизод в 2017 году, когда российский низколетящий реактивный самолет оказался в защищенном воздушном пространстве недалеко от Белого дома. США совершают еще больше полетов над Россией — от 14 до 16 полетов ежегодно.
Среди критиков Договора по открытому небу оказался бывший советник Трампа по вопросам национальной безопасности Джон Болтон, которому не нравился ни один договор, подписанный США. Сенатор-республиканец Том Коттон (Tom Cotton) говорил о том, что новейшие американские спутники делают этот договор устаревшим и что деньги, которые тратятся на его реализацию, было бы разумнее потратить на другие цели.
Хотя те технологии, которые разрешены к установке на самолетах в соответствии с этим договором, сильно отстают от технологий, которыми оснащены современные американские спутники-шпионы, это соглашение позволяет налаживать доверие и сотрудничество между странами-партнерами, которые обмениваются данными, а порой и делят расходы.
Американцы обычно не делятся данными, которые собирают их спутники, а когда они все же это делают, процесс допуска к данным может занять много времени. Фотографиями, снятыми с самолетов-разведчиков, можно обмениваться гораздо быстрее.
Александра Белл (Alexandra Bell) из Центра по контролю над вооружениями и нераспространению и Энтони Уир (Anthony Wier) из организации Friends Committee on National Legislation («Комитет друзей по национальному законодательству») утверждают, что самолеты наблюдения допускают больше гибкости по сравнению с спутниками. Перелеты можно совершать, уведомив другую страну за 24 часа, а чтобы привести спутник в нужную точку, требуется несколько дней. Кроме того, в случае необходимости самолет может вернуться по той же траектории, чтобы сделать больше фотографий.
Коттон и другие критики жалуются, что Россия нарушала этот договор.
Россия действительно запретила несколько полетов над ее ракетными базами в Калининграде, а также над Чечней и грузинскими регионами Абхазия и Южная Осетия. Однако на это США ответили введением собственных ограничений на полеты российских самолетов и добились определенных успехов в том, чтобы заставить Москву соблюдать условия этого договора посредством процесса урегулирования споров.
Если у Трампа есть какие-то сомнения касательно этого договора, ему следует поделиться ими с конгрессом и союзниками и выработать план действий, прежде чем он официально уведомит о выходе США.
Та польза, которую приносит этот договор, несомненно, перевешивает все его недостатки.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.