Грандиозный скандал, связанный с коррупционными делами семейства Байденов на Украине, по касательной задел Латвию. По сообщениям прессы, сын бывшего вице-президента США «отмывал» деньги через латвийский банк.
Ранее личный адвокат Трампа и его главный «полководец» в войне с демократами Рудольф Джулиани намекал на то, что прибалтийская республика встроена в цепочку легализации незаконных доходов фирмы Хантера Байдена. Латвийские власти внезапно оказались в том же положении, что и их братья по несчастью на Украине. Когда дерутся американские «паны», чубы трещат у восточноевропейских «холопов».
Основная линия так называемого «Байденгейта» сводится к следующему: сын Джо Байдена — Хантер — был членом совета директоров компании Burisma, которая принадлежит опальному экс-министру экологии Украины Николая Злочевскому. За свои «услуги» сынок высокопоставленного американского чиновника получал 50 тысяч долларов ежемесячно, хотя чем он занимался на Украине, до сих пор непонятно. Видимо, ничем конкретным — фамилия Байдена в списке членов совета директоров компании была для Злочевского гарантией того, что новые власти не будут его трогать.
Но для такой большой рыбы, как Хантер, зарплата все равно маловата. Поэтому часть средств по пути в карман Байдена-младшего предположительно проходила процедуру незаконной легализации. Авторитетное американское издание The Hill, ссылаясь на судебные документы, заявляло о том, что с апреля 2014 по октябрь 2015 года более 3 миллионов долларов было переведено со счетов Burisma на счет, связанный с фирмой Байдена Rosemont Seneca.
В прошлом месяце Рудольф Джулиани повторил тезис о миллионных взятках, которые семейство Байденов получало от фирмы Злочевского. Но добавил еще кое-что интересное: описал «отмывочный» маршрут этих денег. По словам адвоката Трампа, миллионы долларов сначала перечислялись в Латвию, затем — на Кипр, а уже потом попадали в США. При этом Джулиани отметил, что Украина — Латвия — Кипр — США — это «привычный маршрут для отмывания денег».
Уже тогда латвийские власти должны были напрячься. Потому что Джулиани не просто «грызется» с демократами — он утверждает, что может предоставить документы о коррупционной деятельности Байдена на Украине. И даже нетрудно предположить, где он их мог найти.
Как известно, у адвоката Трампа было две встречи с экс-генпрокурором Украины Юрием Луценко, который незадолго до увольнения решил подыграть республиканцам в надежде на сохранение своей должности при новом президенте. Ставка не сыграла, но какой-то компромат на «сонного Джо» и его сынишку Луценко вполне мог в качестве аванса передать Джулиани (при Викторе Шокине, уволенном по указке Байдена, прокуратура занималась делом фирмы Burisma). И там вполне могла быть описана упомянутая «отмывочная» цепочка.
Впрочем, все оказалось еще банальнее. В слитых отчетах о финансовой деятельности Rosemont Seneca латвийские журналисты обнаружили название одного из банков своей страны. Эти документы The Hill анализировала еще несколько месяцев назад, когда подсчитала негласную «зарплату» Хантера Байдена в украинской газодобывающей компании. Просто раньше, видимо, никто не обращал внимания, что в «отмывочную» цепочку между Rosemont Seneca и Burisma Holdings встроилась латвийская «стиральная машина» — Privat Bank.
Ничего удивительного в этом нет. Соратников бывшего президента Украины Виктора Януковича (а Николай Злочевский — один из них) не впервые подозревают в легализации преступных доходов через прибалтийские учреждения.
Еще в 2015 году Управление Госполиции по борьбе с экономическими преступлениями Латвии возбудило уголовное дело, в рамках которого проверялись факты о возможном «отмывании» администрацией Януковича примерно 80 миллионов долларов. Позже появилась информация, что экс-президент Украины проворачивал финансовые махинации и в литовских подразделениях Swedbank. В конце концов, по сведениям британской прессы, замороженные в 2014 году деньги на счетах Злочевского в Великобритании тоже пришли из Латвии.
Выстроенная Рудольфом Джулиани цепочка в этом контексте выглядит вполне логично, поскольку PrivatBank — это латвийская «дочка» украинского «ПриватБанка». Так почему бы не предположить, что в 2014–2015 годах Злочевский решил воспользоваться услугами проверенной и надежной прибалтийской «прачечной»? Да и семейство Байденов наверняка не возражало. Прибалтика для американцев — такая же подмандатная территория, как Украина.
По указке из Вашингтона здесь могут хоть тайную тюрьму ЦРУ разместить. А «подчистить» следы коррупционной деятельности семейства Байденов — вообще пустяк. Но в том-то и дело, что полем битвы между разными центрами силы в США становится если и не весь мир, то, по крайней мере, вся Евразия. Компромат на Байдена команда Трампа ищет не только на Украине. Известно, к примеру, что «сонный Джо» успел «наследить» и в Китае, поэтому маятник «Байденгейта» легко может качнуться в сторону Поднебесной.
На это стоит уповать и нынешнему президенту Украины Владимиру Зеленскому, и бывшему президенту Латвии Раймонду Вейонису. Последний в 2018 году имел неосторожность выступать в Монако на Форуме энергетической безопасности, который проводит Николай Злочевский.
Уже тогда мероприятие считалось довольно «токсичным». Его посещение в свете информации об участии латвийского банка в махинациях Rosemont Seneca и Burisma Holdings может аукнуться Вейонису. Не станет ли он одним из второстепенных героев политического реалити-шоу, в котором блистают Трамп, Байден и Зеленский?
Одно можно сказать наверняка: «щадить» Латвию в команде хозяина Белого дома не намерены. Во время избирательной кампании 2016 года власти прибалтийской республики открыто поддерживали Хиллари Клинтон. Кстати, Байден тогда говорил, что страны Балтии очень напуганы возможностью прихода к власти в США Дональда Трампа. Бояться, как выяснилось, было нечего: американского президента Литва, Латвия и Эстония просто не интересуют. Зато интересуют следы махинаций Байдена, которые можно обнаружить в самых неожиданных местах.
Перед латвийскими властями открывается совсем невеселая перспектива. Расследовать деятельность PrivatBank для Риги означает пойти против старых друзей-демократов, кандидат которых сохраняет неплохие шансы на победу в 2020 году. Не расследовать — пойти против нынешнего хозяина Белого дома.
По аналогии с Украиной судьба может сыграть с Латвией злую шутку. После распада СССР она привыкла беспрекословно выполнять указания заокеанских кураторов. Но что делать, если одни кураторы говорят одно, а другие требуют делать прямо противоположное?
Происходящее отлично описывает украинская пословица: «Когда паны дерутся, у холопов чубы трещат». Самое забавное, что в роли «холопов» оказались (или могут оказаться) люди, которые в своих странах привыкли быть «панами» — политики и топ-чиновники.
Того же Зеленского Трамп уже поставил на место, когда сказал, что не хотел поздравлять его с победой на выборах — поддался уговорам министра энергетики, который просил уточнить «что-то по поводу газосжижающего завода». Сколько еще унижений придется стерпеть молодому украинскому президенту, пока в «Байденгейте» не будет поставлена точка? Латвийские политики могут только надеяться, что их эта «холопская» участь обойдет стороной.
Источник
Рейтинг публикации:
|