Интеграционные процессы между Россией и Белоруссией вступили в наиболее сложную фазу – считает президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич.
Россия и Белоруссия не могут отказаться от интеграции
Отметим, что сегодня президент РФ Владимир Путин и президент Белоруссии Александр Лукашенко провели телефонный разговор, в котором обсудили тему подготовки интеграционных документов между Москвой и Минском.
Не афишируется, о чем конкретно беседовали Путин и Лукашенко, но заявлено, что в ходе разговора был подчеркнут дружеский и братский характер отношений между Москвой и Минском. Впрочем, несмотря на это, очевидно, что Россия и Белоруссия будут до последнего отстаивать свои интересы, поэтому поиск компромисса в данном стратегическом проекте будет непростым.
“Интеграционный процесс находится сейчас на самой сложной стадии, поскольку и Минск, и Москва прекрасно понимают, что если не будет документа к юбилею договора о союзном государстве, то будет идти разговор о провале этого проекта, причем здесь важно обозначить, что это будет провал, как для нашей страны, так и для Белоруссии”, - констатирует Межевич.
Соответственно, как полагает эксперт, это усложняет задачу, поскольку у сторон имеется разный взгляд на интеграционные процессы, где пренебречь своими интересами они не могут, хотя одновременно им нельзя отказываться и от объединительных начинаний.
“С одной стороны, Москва и Минск имеют совершенно разные взгляды на экономическое и политическое содержание интеграционных документов, а с другой – ни Россия, ни Белоруссия не могут выйти из переговорного стола и сказать, “вы знаете, мы ничего подписывать не будем, что-то нам совсем перехотелось”, - резюмирует Межевич.
Таким образом, сторонам нужно прийти к какому-то масштабному соглашению, хотя пока не до конца ясно, каков будет его реальный объем, и именно насчет этого сейчас и идут сложные переговоры между Россией и Белоруссией.
“Таким образом, в настоящее время идет чрезвычайно сложный кулуарный процесс согласования каждой запятой, каждого знака и каждого рубля, потому что в основе лежит взаимный финансовый интерес и взаимные финансовые отношения”, - заключает Межевич.
Степень интеграции пока не очевидна
На самом деле, пока непонятно, насколько далеко стороны готовы идти в этом процессе – готовы ли они пойти здесь только на компромисс, согласовав исключительно то, что им выгодно, или возможны стратегические уступки, когда Москва и Минск пожертвуют своими интересами ради того, чтобы создать по этому вопросу эффективную и работоспособную совместную систему.
“Поиск компромисса предполагает определенные жертвы, и на определенные уступки Москва и Минск действительно готовы идти. К тому же, любой такой интеграционный процесс предполагает под собой значительные уступки”, - констатирует Межевич.
Примечательно, что интеграционный процесс России и Белоруссии находится в свете внимания СМИ уже в течение полугода, причем не так давно появилась информация, что Москва и Минск якобы уже согласовали договорный пакет, предполагающий такую степень интеграции, которая будет выше того, что сегодня существует между государствами-членами Евросоюза.
Пока эти разговоры официально не подтверждены, а какие-либо документы на этот счет не опубликованы, поэтому даже в случае их наличия об этом можно говорить весьма условно, ведь интеграционными они станут только тогда, когда будут представлены широкой публике.
К тому же, очень интересно, что будет первым – единая валюта, единое финансовое и банковское пространство, единый энергетический рынок или интеграция России и Белоруссии будет протекать в более скромном масштабе, чем изначально предполагалось.
Россия и Белоруссия согласовывают базу для дальнейшей интеграции
“Говорить о единой валюте между Россией и Белоруссией пока не просто преждевременно, а даже смешно. Здесь можно представить ситуацию, когда мужчина и женщина еще не начали встречаться, а уже пошли разговоры о совместном ребенке. Т.е. в ситуации, когда они еще не встречаются, а так – виделись несколько раз в Skype”, - резюмирует Межевич.
По мнению Николая Маратовича, к данным интеграционным процессам нужно подходить терпеливо, поскольку в рамках этого вопроса стороны будут действовать постепенно и вряд ли пойдут на радикальное убыстрение существующего процесса.
“Мы, конечно, видим здесь что-то большее, нежели разговоры в Skype, но совместная валюта является самой высокой точкой в самой высокой интеграции, поэтому говорить о таких действиях в отношениях Москвы и Минска на сегодня рано”, - заключает Межевич.
Межевич считает, что пока даже не идет разговора о едином финансовом пространстве, поскольку на сегодняшний день нужно разработать такие программы сотрудничества, которые станут базой для дальнейших интеграционных процессов.
“Нужно делать увязки сотрудничества между родственными предприятиями, чтобы не было внутренней конкуренции. Ведь есть МАЗ, а есть КАМАЗ, есть Брянский завод сельскохозяйственных машин, а есть Гомельский завод сельскохозяйственных машин. Вот стороны и будут вести сейчас эту скучную практическую работу на уровне конкретных предприятий”, - констатирует Межевич.
Это именно то, что нужно конкретным российским и белорусским предприятиям, и то, что станет началом в процессе интеграции.