Снова в школу. 1 сентября — это «День знаний», когда все учащиеся в России возвращаются в школу. В этом году 1 сентября пришлось на воскресенье, так что занятия начались 2 сентября. Поскольку я слышал от многих людей, которые думают о переезде в Россию, но озабочены тем, что будет с образованием их детей, я рассмотрю кое-какие детали этого вопроса.
Изначально предполагаемая мной аудитория в этой статье следующая: 1) те родители с детьми школьного возраста, которые думают о переезде в Россию и хотят больше подробной информации, и 2) те, кто просто хочет знать, каково образование в маленьком городке России. Кое-что из сказанного будет повторением, но я добавлю кое-что относительно того раннего опыта и обновлю, что мы узнали после тех первых записей.
Моя цель — информировать, а не убеждать любых родителей, что им делать. Я никогда не говорю другим родителям, как им заниматься образованием своих детей. Я не считаю, что тот, кто ничего не знает об этом городе, его школах и учителях или моих детях, может говорить мне, что лучше для моих детей, так что я того же жду от других. Далее, мой блог основан на личном опыте. Есть многое, что я не исследовал, например, каковы школы в больших городах или какие материалы доступны для англоговорящих, предпочитающих домашнее обучение в России. И всё же я думаю, Луга весьма типична для большинства городков такого же размера.
Как я уже говорил, мы повели Габриэля в государственную школу, поскольку у нас на деле выбора не было — по крайней мере мы не знали об этом. В этом маленьком городке нет православных школ, и мы тогда не знали о домашнем обучении. Лишь через год мы узнали об одной из таких школ в церкви, которую теперь посещаем.
Предостережение (на нашем опыте). Моя жена и я обладаем весьма различным опытом нашего начального и среднего образования. В Америке я посещал государственную школу, когда упор делался на «чтении, письме и арифметике» (сокращенное изложение основ), но патриотизм и даже религия были частью этого опыта. Каждое утро мы приносили присягу флагу, а затем преподаватель или кто-то из старших учеников выходил к громкоговорителю и читал «молитву». Обычно это было короткое изречение из Библии, за которым следовала молитва. Футбольные игры и другая школьная деятельность начинались с того, что местный пастор «вёл богослужение». Я не помню, что это сделало многих из нас более религиозными или более патриотичными, но в маленьком городке США мы считали это частью американского образования. С тех пор религиозные и даже некоторые патриотические элементы были удалены из школьных занятий.
Оксана посещала государственную школу в СССР. Ссылки на бога или религию обычно были неуважительными. Помимо традиционных академических курсов вроде тех, что мы изучали в Америке, её учили верности стране и «партии». Будучи октябрёнком, а потом пионером, она получила здоровую дозу коммунистической идеологии. Я удивился, узнав от неё, что вопреки тому, что нам говорили в Америке, советские студенты и граждане прекрасно разбирались в партийной пропаганде и искажениях. Она говорила, что они обычно шутили о некоторых вещах, которым их учили, как части пропаганды. Мне говорили, что советские граждане были легковерны и верили тому, что говорило им правительство. Оказалось, что в этом меня обманывало моё правительство.
Наш опыт здесь. Несмотря на незнание языка, здесь Габриэль легко адаптировался к начальной школе. Школа и учителя упорно работали, чтобы его переход был как можно более гладким. Хотя учительница обладала репутацией жёсткой, она очень хорошо работала с Габриэлем, как и его одноклассники. Не было травли или агрессии по отношению к нему из-за того, что он американец. Мы недавно узнали от другого учителя, что когда мы сюда переехали, преподавателям сказали, что посещать занятия будет американский мальчик, у которого родственники живут в Луге. Их попросили помогать в случае надобности.
Нам стало ясно, что учителя государственной школы и администраторы в Луге считали, что первичны родители, а роль школы не в том, чтобы инструктировать родителей в том, как воспитывать ребенка или скрытно учить тому, что противоречит их заявленным образовательным целям. Я недавно видел видео родителей, конфликтующих со школой в графстве Рокланд, Калифорния, из-за того, что школа решила преподавать детям начальной школы трансгендерство, не проинформировав родителей. Одна мама рассказала о своей 9-летней дочери, которая вернулась домой, рыдая, поскольку боялась, что она превратится в мальчика.
Не так давно Джордж Паркер написал длинную статью о своём опыте, как отца двоих детей, учившихся в государственной школе Нью-Йорка. Себя Паркер называет либералом, которому совсем не нравится Дональд Трамп. Но всё же он ощутил вклад прогрессивизма на государственное образование в Нью-Йорк Сити, и теперь его опасается. Серьёзное изучение традиционных предметов, вроде математики и естественных наук во многом заброшено ради суждений, основанных на самоидентификации. Даже его сын жаловался, поскольку не изучал математику и естественные науки. Паркер описывает нынешнюю образовательную философию, как «я — то, что я есть, что объясняет мои взгляды и, значит, это верно».
Я представить не могу, чтобы такого рода ситуация произошла в России. Во-первых, Путин ясно заявил, что гендерная принадлежность и связанные с этим проблемы это то, что каждый человек решает, будучи взрослым. Во-вторых, школы стараются не вмешиваться в вопросы компетенции родителей. Например, в школах детям в России делают прививки. Однако прежде чем их делать, школа обязана получить письменное разрешение родителей. Если ребенок забывает записку от родителей, то вакцинация учащемуся не проводится. Родители должны дать одобрение, прежде чем школа начнет действовать. В-третьи, руководители школы убеждены, что основная цель школ — академическая подготовка, а не социальная информированность.
В начальной школе учитель остается с той же самой группой детей, пока они не окончат начальную школу. То есть, у Габриэля каждый год начальной школы вела одна и та же учительница. Если возникает проблема, можно перейти к другому учителю, но для нас система сработала прекрасно. Габриэлю нравилась его учительница. К тому же он учился с одними и теми же одноклассниками, так что социально ему было весьма комфортно. Самый большой плюс на данный момент в том, как быстро он выучил русский язык. Он прошёл от знания лишь букв и звуков кириллицы к тому, чтобы говорить на русском, к Рождеству. В конце первого года он стал уверенно двуязычным (билингвалом).
Теперь Габриэль в пятом классе, а в России с 5 класса начинается средняя школа. В средней школе разные предметы ведут разные учителя. У него каждый год будет всё тот же классный руководитель, и по каждому предмету будут те же учителя. Например, его учитель математики останется его учителем математики всю школу. Тем не менее, я могу сказать, он волновался, что у него будут разные учителя по разным предметам. Через пару дней он успокоился. Он пришёл ко мне в кабинет, сел и рассказал о каждом из учителей. Ему все они понравились.
Отрицательная сторона перехода в среднюю школу состоит в резком увеличении уровня сложности предметов от начальной к средней школе. Другие родители тоже жалуются. Оксана долго обсуждала это с классной руководительницей Габриэля, и та сказала, что все учителя согласны — это проблема. По иронии, хотя многие родители в США согласны с Джорджем Паркером, что в Америке образовательные стандарты «снижаются», многие русские родители считают, что предметы слишком запутаны, а экзамены тут слишком сложны. Очевидно, что курсы математики и естественных наук здесь намного сложнее, чем у учащихся пятого класса в обычной государственной школе Америки. Более того, класс Габриэля проходит два курса русского языка (видимо, автор имеет в виду русский язык и литературу — прим. перев.) помимо английского и немецкого. Габриэль уже говорит на русском и английском, так что он в восторге от изучения немецкого. Для других учащихся очень сложно изучать сразу два иностранных языка — и это в пятом классе. Стандартизованные тесты, которые должны сдавать дети, чтобы закончить обучение, очень трудны, так что программа разработана так, чтобы было трудно.
Насколько мы можем сказать в классе здоровая атмосфера, что по-моему, благоприятно для учебы. Как я уже упоминал, по любой потенциальной проблеме родители и учителя много общаются. Я думаю, мы получили больше, чем обычное внимание, но мы ощущаем хорошие отношения между учителями и другими родителями. К тому же школа требует носить форму. Габриэль в школе носит брюки синего как у моряков цвета, рубашку с воротником и либо жилет, либо спортивный жакет, как и другие мальчики. У девочек платья, а не брюки.
Многие мои читатели — православные христиане, так что вдобавок к качеству государственного образования они озабочены напряжённостью между «верой и обучением» в государственных школах. Мы не ощутили, чтобы напряжённость была здесь такой же, как в Америке. Эта тема возникла у нас за обедом на прошлой неделе. Габриэль на уроке естественных наук изучал «происхождение». Я спросил его, как с этим справлялся учитель. Он сказал, что учитель по сути просто освещал, что говорится в учебнике, что я воспринял, как типичный эволюционный подход. Я стал расспрашивать. Он повторил, что она говорила то, что есть в учебнике. Он продолжил: «Но она носит крестик, и уже рассказывала нам о рождении Иисуса, а мы должны были сказать в какой год после рождения Христа родились мы. Я не думаю, что она согласна с учебником относительно эволюции, но она объясняла это». Он сказал маме относительно картинок как обезьяна превращается в человека «Вполне уверен, что это фальшивые новости» (Наслушался Дональда Трампа?).
У него ещё есть курс «Основ морали и добродетели». Он только начался, но похоже, что курс предлагает взгляд на то, как мораль и добродетели определяются в различных религиях. Затем они рассмотрят, как эти характеристики и действия влияют на общество и жизнь отдельных людей в такой стране, как Россия, где несколько основных религий. Выглядит весьма сложным для пятиклассника.
Итак, в классе естественных наук они изучают эволюцию. Фактически учитель пытается быть насколько возможно объективным, но не скрывает собственных взглядов. На другом уроке они придерживаются объективного взгляда на религию, мораль, добродетели и то, какую роль они играют в плюралистическом обществе. Существует «отдача» со стороны некоторых атеистов, которые считают, что религия не должна быть предметом обсуждения в государственной школе, по крайней мере, таким образом. Насколько я могу сказать, у них небольшая поддержка.
Как бывший атеист я понимаю их озабоченность. Я подозреваю, что они знают, что школа не собирается подрывать учение православной церкви, если может этого избежать. К тому же многие учителя — православные. Тем не менее, Россия была коммунистической и «официально» атеистической 70 лет, так что в России значительное число атеистов. Помимо значительного населения христиан, тут еще около 21 миллиона мусульман и около миллиона евреев. Я уверен, что для школ трудно найти равновесие. Россия плюралистична. Если вы отправляете ребенка в государственную школу, то там атмосфера, в которой они будут учиться.
С другой стороны, в России намного меньше сердитых публичных дебатов чем в Америке. Люди способны обсуждать различия цивилизованным образом. Я говорил с другими американскими экспатами и лично, и онлайн, и мы говорили о том, насколько публичные дебаты и обсуждения в России выглядят для нас столь уважительными в отличие от Америки. Я думаю, взвешенное обсуждение это нечто ценное, чему стоит научиться детям. Тем не менее именно родители решают должна ли у их детей быть такая обстановка при обучении.
Добавлю ещё пару мыслей. Во-первых, если ученик здесь хочет пойти в университет, он или она должны пройти дополнительные стандартные экзамены. Государственные школы готовят их к этим экзаменам так, как только могут, но известно, что экзамены сложные. Если кто-то выбирает домашнее обучение, то надо хорошенько подумать о подготовке детей к этим экзаменам ЕСЛИ они думают пойти в университет в России. Итак, тут дело не только в изучении студентами языка, родители или наставники должны быть способны подготовить детей к экзаменам. (Кстати, то, что американцы называют домашним обучением, в России называют «семейным обучением». Термин «домашнее обучение» используется в ситуациях, когда государственная школа направляет учителей к ребёнку-инвалиду домой).
Есть и практические моменты, которые тоже влияют на решение. Основная забота, конечно, финансовые ресурсы и рабочие требования родителей. Если семья решает обучать дома, то очевидно, что должно быть достаточно денег на частных преподавателей, если родители не говорят бегло по-русски, равно как необходимы и учебники.
Мои внуки в Америке обучались дома до этого года, когда мой сын занял пост главы классической христианской школы. Как много они учили дома! Так что моя цель не в том, чтобы кого-то отговорить от домашнего обучения. Я восхищаюсь родителями вроде моего сына и его жены, которые неутомимо следовали своей убеждённости в домашнем обучении и прекрасно справились. Я просто предостерегаю родителей о возможных последствиях, если они обдумывают переезд в Россию. Тем не менее, всё больше людей выбирают семейное обучение. Если возможно, поговорите с другими англо-говорящими родителями в России, которые делают именно это. Очевидно, существуют факторы, о которых я не знаю, поскольку мы не обучаем детей дома. К тому же, поскольку здесь нет православной школы, я не могу дать никаких подробностей и об этом варианте.
Подводя итог, для нас два наибольших преимущества государственной школы здесь в том, что Габриэль быстро выучил язык и установил близкие дружеские отношения. Поскольку он научился общаться так быстро, он оставался в школе после уроков поиграть с другими ребятами. Затем он встретил других детей в церкви, и ему понравилось быть алтарником, а потом играть с друзьями во время трапезы. В процессе он изучал культуру. Если бы мы увидели какую-то опасность в том, как его учат в государственной школе, нам пришлось бы что-то делать. Но пока мы с таким не сталкивались.
Я понимаю, что для некоторых читателей сама фраза «государственная школа» дурно звучит. Наш опыт в России весьма отличается от того, с чем сталкиваются некоторые из наших друзей в Америке. Это не к тому, что мы видим нашу жизнь в России в целом или государственное образование в этом городе в «розовых тонах». Мы знаем, что есть проблемы и не всегда всем довольны. Серьёзные вызовы всегда включают в себя обдумывание цены и преимуществ. На данный момент мы считаем, что наш сын получает хорошее образование, и школа не пытается подорвать наш родительский авторитет или принизить наши ценности.
Я всё ещё считаю, что в Америке есть хорошие учителя и хорошие возможности образования. У меня есть хорошие друзья, которые преподают там в государственных школах, и они относятся к работе с предельной серьёзностью. Некоторые из них говорили мне, что они верят, что они что-то меняют в жизни детей. Тем не менее, сам я в пенсионном возрасте и никогда не видел, чтобы правительство США вмешивалось в жизни граждан и решения семей в такой степени, как я вижу теперь. И люди во власти, по-видимому, чертовски склонны выстроить образование детей таким образом, который считают лучшим правящие круги в образовании. И я никогда не видел, чтобы ведущие СМИ так потворствовали этим усилиям.
Я знаю, как русское правительство представляют в западной прессе, а мои постоянные читатели знают, почему я уверен, что их представления так часто настолько неверны. Люди в России могут отправлять своих детей в государственные школы, обучать их дома или отправлять в частные православные школы. Правительство не диктует им решение. И я не вижу никаких свидетельств, что он намерено это делать в будущем.