Макеевский шахтёр Леонид Сергиенко, человек, который почти три десятка лет отпахал под землёй, был услышан не просто родными и земляками, а, кажется, всем огромным миром. Победителем второго сезона шоу «Голос 60+» стал донбассовец, за которого в финале проголосовали чуть больше 70 процентов телезрителей.

Имя Леонида Сергиенко, конечно, известно дончанам, но лишь тем, кто в теме. Прославившийся донбассовец в родных краях до обрушившейся на него славы собирал совсем небольшие залы, но те, кто его слышал хотя бы раз, уже не могли забыть его невероятный голос. В концертном зале Дома работников культуры Леонид выступал не менее десяти раз.

 

«Леонид Сергиенко около двадцати лет проработал в шахте, — рассказала мне художественный руководитель Дома работников культуры Виктория Базилевская, — в шахте его называли «наш Шаляпин». Голос у него открылся давно, но никакого профессионального образования у него не было. Он пел для шахтёров, пел на днях рождениях, просто в праздники. Постепенно он приобрёл некоторую известность. Когда он начал выступать на относительно больших площадках, люди поняли, что это необыкновенный голос, невероятный самородок. Как говорится «ничто не предвещало».

 

Когда его услышала знаменитая певица Алина Коробко, она сказала в свойственной ей манере: «Боже ж мой, что же я Вас раньше не знала…» Сергиенко стал периодически приходить к Коробко.

Я не знаю, сколько октав у него диапазон, но звучит его голос невероятно, мощно, наполнено. Музыканты часто говорят, что у них голос просыпается около 11 утра. Мне кажется, Сергиенко можно поднять на утреннюю смену, и на ночную даже, а он сможет петь, да еще и как! Его невероятный рокочущий глубокий голос, своей мощной волной он покоряет слушателей.

Леонид Сергиенко неоднократно принимал участие в программах для шахтёров, у него были и персональные вечера. Как правило, Леониду аккомпанирует Елена Маркарян, концертмейстер, преподаватель фортепиано музыкальной школы № 1 города Макеевки. Конечно, все, кто хотя бы раз слышали Сергиенко, понимают, что у него уникальный талант, который, кажется, проснулся буквально вопреки ожиданиям. Был шахтёр, ну и был бы шахтёр, а сегодня мы говорим о том, что сила его голоса стоит вровень со многими известными именами оперных певцов.

«Я с ним познакомилась давно, когда ещё работала в центре украинского бельканто, — вспоминает Елена Маркарян, — он однажды туда пришёл. Он всё время искал, у кого бы поучиться. Это был, кажется, 2005 год. Потом я ушла из этого центра. После моего ухода мы периодически делали совместные программы. Иногда чаще, иногда реже. Конечно, у него невероятный голос. Он брал и соль диез и си бемоль первой октавы. Диапазон у него около трёх октав. И теноровые партии он пел. Всё, что мог на слух, всё пел. Он же нот не знает… Знаете, со вчерашнего дня я задаюсь следующим вопросом: такая слава сейчас на него обрушилась, вернётся ли он в Макеевку или уже останется пожинать плоды славы в Москве, в России? В 2017 году у нас с Леонидом был большой концерт в художественном музее. Он тогда пел украинские песни и русские романсы…»

«Через тернии к звёздам»

 

«Леонида Сергиенко всегда очень обижало, что его игнорировал отдел культуры, — продолжает вспоминать Елена Маркарян, — Леонид мечтал, чтобы его услышали, заметили, Сергиенко обижался, что его игнорировали, всё же у него недюжинные способности, мимо такого таланта проходить кощунство!»
«Это, действительно, более, чем знаменательное событие! Для нас, для работников искусств, — делится со мною переполняющими её впечатлениями народная артистка Украины, профессор Донецкой музыкальной академии имени Прокофьева Алина Коробко, — Сергиенко я знаю уже десяток лет. Я знаю, как он бился, чтобы его услышали. Он пришёл ко мне в класс в музыкальную академию и сказал: «Арина Николаевна, помогите мне попасть в какой-нибудь концерт. Может быть ещё куда-то». Это было в первый раз! Это было очень давно! Я попросила его спеть, это первое, что я ему сказала!».

 

По воспоминаниям Алины Коробко первой он спел песню «Душечка». Видавшая многие виды и слышавшая множество голосов Алина Коробко расплакалась. «Я Вам передать не могу, — вспоминает Коробко, — как я плакала! Он представился мне тогда: шахтёр из Макеевки. А я сказала ему: «Как же так получается?! Вы закопали свой талант… Сколько Вам лет?» Тогда ему было 60 лет, сейчас вот уже 69 лет. Я продолжала говорить ему: «Вы понимаете, что Вы закопали тот талант, который дал Вам Господь?! Вы же сами слышали этот свой голос, Вы должны были понимать, что он необыкновенный у Вас! Где Вы учились?» «Да как я его слышал, — отвечал Леонид Алине, — учился я по Анатолию Соловьяненко, ставил пластинки, слушал и учился петь». Тогда я решила, что постараюсь сделать всё возможное для Леонида…»

Первым делом Алина Коробко отвела Леонида в филармонию, Сергиенко прослушали и вынесли вердикт, что голос и правда уникален, но работать с ним почти невозможно, так как он совсем не знает нот. «У него настоящий академический вокал, — радостно констатирует Коробко и тут же сетует, — и при этом он совсем не знает нот, в общем, в филармонии ему отказали. Потом была похожая история с оперным театром. И вдруг я его увидела в этом году в июне месяце в консерватории. Он вошёл ко мне в класс, а в руках были какие-то бумажки». Оказалось, что Леонид Сергиенко решил поступить в музыкальную академию.

Первой загвоздкой на пути к мечте стало отсутствие аттестата, он когда-то много лет назад учился в техникуме, и, кажется, аттестат остался там. Алина Коробко тогда спросила нашего героя: «Аттестат-то найдут, а как быть с музыкальной грамотой? К Вашему уникальному голосу надо хоть немножко знаний». Выяснилось, что с музыкальной грамотой по-прежнему никак. В итоге по специальности Сергиенко получил 100 баллов, а вот гармонию завалил.

«Знаете, — говорит Алина Коробко таким пронзительным голосом, что мне кажется, она сейчас запоёт, — я была безмерно счастлива, когда поняла, что он победил. Я видела, как Леонид переживал! Когда ему вручили сертификат на миллион, он его даже как-то смущённо взял. Я не видела радости, он её скрыл от всех. Я была безмерно горда! Это ведь провидение Господне, который прислал его туда, на это шоу, дабы его услышал весь мир! Бог дал ему этот голос, чтобы он отдал его людям! И он отдал! Я часто повторяю, что голос разговорный дан всем, а певческий только избранным. Господь дал Леониду уникальный голос. По силу, по объёму, по красоту, по всему, просто ему немного не хватило образования, но он всё равно показал свой голос! В этом счастье! И его счастье, и наше!»

 

«Вышел в степь донецкую парень…»

Особенно нам, землякам, полюбился номер, в котором Леонид Сергиенко поёт культовую песню, от которой щемит сердце любого донбассовца. Поэт Борис Ласкин и композитор Никита Богословский в 1939 году написали песню для фильма «Большая жизнь». В киноленте её исполняет герой Лаврентия Масохи. А в 1940 году Марк Бернес, исполнивший в фильме роль инженера Петухова, выпустил пластинку с записью песни. Песня «Спят курганы тёмные» — это песня болельщиков футбольного клуба «Шахтёр», какое-то время она была гимном родной для Сергиенко Макеевки.

Вскоре после появления песни «Спят курганы тёмные» шахтёры подарили Никите Богословскому большой кусок антрацита, на котором были написаны дарственный текст и отрывок их песни. 

А разве могло быть иначе?

Знаешь, дорогой читатель, всегда очень волнительно писать о великих донбассовцах, но одно дело писать о тех, кого уже нет с нами, чей талант проверен временем и множеством иных публикаций, и совсем другое дело радоваться невероятному потрясающему успеху во времени настоящем. Это радость, это чудо, это дар! А с другой стороны?! А разве могло быть иначе? Разве не ехал наш Леонид Сергиенко за победой и только за ней? Разве не было его целью, чтобы голос Донбасса был услышан! Пусть так! Пусть хотя бы через песню! И голос был услышан, и пусть так будет всегда, потому что народ Донбасса заслужил, чтобы его слышали.

 

Сегодня по случаю победы Сергиенко я поговорила с Александром Парецким, директором Донецкой филармонии. «Леонид Фёдорович, безусловно, один из талантливейших самородков донецкой земли, — сказал Парецкий, — тому, на что способен он в вокале, другие учатся годами и десятилетиями. И даже упорный труд не даёт таких результатов. Его пример — доказательство тому, что никогда не поздно начинать. Конечно, в своё время ему нужно было подкрепить природный дар теоретическими знаниями: освоить нотную грамоту, сольфеджио… Уверен, что сегодня бы он блистал не только на эстраде, но и на оперной сцене. В Донбассе он известен в профессиональной среде, мы его знаем, как настоящего таланта из народа. Два года назад он приходил в филармонию на прослушивание. Мы были покорены и восхищены его голосом. Но отсутствие у него музыкального образования и возраст стали преградой для постоянной работы. Но сегодня я счастлив за него, за то, что его узнала вся Россия, он обрёл искренних поклонников. Благодаря ему о Донбассе сегодня говорят не только как о сражающемся за свои права регионе, но и как о крае талантливых людей. Донецкая филармония всегда рада сотрудничеству с Леонидом Фёдоровичем. Возможно, свой 70-летний юбилей в следующем году «макеевский соловей» отметит концертом на сцене филармонии».

И подводя итог, не могу не вспомнить слова, которые много лет назад от кого-то услышала и запомнил на всю жизнь. Не могу сейчас даже вспомнить говорившего, но слова эти надо высечь в камне, чтобы всякий желающий славы знал: Донецк — особенный город, чтобы стать его героем, надо уехать, прославиться где-то, а потом вернуться к родным пенатам, и только тогда слава твоя будет признана земляками, как настоящая. Кажется, мой сегодняшний голосистый герой подтвердил эти слова. Его путь к славе был длинным и очень извилистым, но результат превзошёл все ожидания!