Наверно, не ошибусь, если предположу, что вокруг президента Трампа тема импичмента муссировалась едва ли не больше, чем в отношении всех прочих 44-х президентов США, вместе взятых.
Началось это едва он переехал в Белый дом, поводом к чему стали якобы имевшие место его связи с Россией и вмешательство последней в ход американских выборов. Два года назначенный спецпрокурор Мюллер вел расследование. Американскую (да и мировую) общественность будоражили периодически появлявшиеся информационные утечки, но закончилось все большим пшиком. Итоговый доклад Мюллера, обнародованный в апреле, оказался «ни о чем».
Трамп же сразу перешел в контрнаступление, заявив, что теперь нужно расследовать «украинагейт», поскольку экс-кандидат на президентский пост Хиллари Клинтон пользовалась активной поддержкой из-за рубежа и главную роль в этой незаконной поддержке, по версии Трампа, играла Украина. Так совпало, что вскорости на Украине сменилась власть, и тема предоставления ею материалов, компрометирующих как являющегося фаворитом в борьбе за выдвижение кандидатом в президенты от демократической партии Джо Байдена, так и демократов в целом, стала ключевой в украинско-американских отношениях.
Тогда же Трамп убрал близкую к демократам посла в Украине Милу Йованович, заменив её Уильямом Тейлором, уже бывшим послом на Украине в 2006–2009 годах в статусе «временного поверенного». И это крайне редкий случай в мировой дипломатической практике, когда этот статус имеет не сотрудник посольства, замещающий отсутствующего чрезвычайного и полномочного посла, а специально присланный дипломат.
Согласно общедоступной информации, связанно это с тем, что 72-летний ветеран американской дипломатии, после завершения предыдущей миссии в Украине никаких постов не занимавший, не стремился отправиться с новой миссией на весь срок полномочий посла и администрации Трампа. Поэтому стоило немалых усилий уговорить его поработать на Украине даже непродолжительное время. Настойчивость же и ограниченность выбора обусловливалась тем, что нужен был «эксклюзивно» знающий ситуацию в стране, компетентный и, главное, свой для команды Трампа человек.
По информации близкой к демократам Washington Post, Зеленский, в окружении которого преобладают, мягко говоря, не любящие Трампа «птенцы Сороса», сразу же заявил, что это «не наша война». Более того, он отказал в аудиенции собиравшему компромат на Байдена личному адвокату Трампа Рудольфу Джулиани, которому из-за этого пришлось отменить уже анонсированную поездку в Киев. Среди прочего это объяснялось нежеланием портить отношения с демократами, которые-де вернутся в Белый дом в 2021 году.
Но устоять перед давлением «дедушки Трампа», который пока остается во главе страны — главного партнера постмайданной Украины ой как непросто. Тем паче что объектом американской атаки по традиционным коррупционным обвинениям сразу же стал Игорь Коломойский. Человек в системе нынешней киевской власти, можно сказать, ключевой, а его креатура, «альтер-эго» Владимира Зеленского — глава президентского Офиса Андрей Богдан.
И через некоторое время появились признаки, что американцы по отношению к Коломойскому сменили гнев если не на милость, то на «ровное» отношение, что могло означать только одно: определенные обещания, удовлетворившие Трампа, были получены. Тот же Тейлор, дав в августе первое за три месяца интервью, заявил, что «мне не известно о каких-либо признаках того, что какое-либо из решений президента Зеленского было принято под влиянием Коломойского», и вообще, американцы считают украинского лидера в полном праве подбирать членов своей команды и теперь не будут вмешиваться в этот процесс.
Прозвучали эти заявления вскоре после телефонного разговора Зеленского и Трампа, в котором последний поздравил украинского коллегу с убедительной победой его политсилы на парламентских выборах. Однако дальше снова стали заметны признаки недовольства в Белом доме (в частности, замораживание американской военной помощи Украине), очевидно, связанные с тем, что Зеленский не торопится выполнять свои обещания.
Нужно понимать, что очень серьезный разговор на эту тему ожидал его в ходе первой личной встречи с Дональдом Трампом на полях Генассамблеи ООН, но демократы сочли нужным сыграть на опережение. Сначала СМИ со ссылкой на неназванные источники в разведке сообщили о неких договоренностях во время телефонного разговора между Трампом и иностранным лидером, как предполагают, Зеленским.
И обещание, данное Трампом во время этого телефонного разговора, заставило сотрудника американской разведки подать официальную жалобу своему руководству, пишет Washington Post. Генеральный инспектор разведывательных служб США Майкл Аткинсон посчитал жалобу заслуживающей доверия и уведомил об этом комитеты Конгресса США по надзору. Дескать, Трамп вмешивается в дела иностранного государства.
По информации The Wall Street Journal, в рамках июльского телефонного разговора с Киевом Трамп «примерно восемь раз» повторил, что Зеленскому следует «оказать содействие» его адвокату и бывшему мэру Нью-Йорка Рудольфу Джулиани, который сейчас фактически является спецпредставителем Трампа по деликатным вопросам и тем самым человеком, кому доверено выбить из Киева желаемый компромат.
Фабулой обвинения стало то, что, дескать, Трамп, о ужас, оказывал давление на лидера иностранного государства в своих личных целях и, более того, в порядке этого давления, в прямой ущерб интересам Соединенных Штатов заблокировал предоставление Украине военной помощи.
«Прицепом» идут обвинения в негативном отношении к «украинскому вопросу» в целом. The Washington Post приводит слова источника из Белого дома о том, что «позиция президента, по сути, заключается в том, что нам необходимо признать тот факт, что Россия должна быть нашим другом, и кого вообще волнует Украина?» Кроме того, в публикации сказано, что Трамп отказывается назначать конкретную дату встречи в Вашингтоне с лидером Украины Владимиром Зеленским.
Нужно понимать, что в данном случае объектом давления стал не только Трамп, но и Зеленский, которому явственно дается понять, что если он поможет Трампу, то в случае возвращения демократов в Белый дом на их благорасположение ему рассчитывать не приходится (а опросы сейчас дают солидное преимущество Байдена над Трампом). Мало того, лишиться поддержки влиятельного демократического и антироссийского лобби он может уже сейчас, притом что именно оно удерживает Трампа от того, чтобы полностью повернуться к Украине спиной (публикацию в The Washington Post следует понимать как именно такой сигнал Зеленскому).
На этом фоне уже три комитета в нижней палате конгресса, контролируемой демократами, активно начали работу над тем, чтобы «поймать Трампа за руку», доказать факт «сговора» вокруг дела Байдена и начать процедуру импичмента. И вскоре о запуске процедуры импичмента президента США за давление на Владимира Зеленского во время телефонного разговора заявила спикер палаты представителей Нэнси Пелоси.
Трампу пришлось опубликовать стенограмму разговора с Зеленским, походя унизив последнего, поскольку тот накануне явственно дал понять, что не желал бы этого, заявив, что его беседы с Трампом являются «частными и конфиденциальными». Однако стенограмма была опубликована, причем буквально накануне встречи двух президентов, очевидно, для того, чтобы поставить Зеленского перед фактом.
А многие сказанные последним фразы действительно наносят ему имиджевые, и не только, потери. Это касается оценки позиции Германии и Франции, заискивающего тона общения с американским президентом. Самое же главное, из стенограммы следует, что Зеленский действительно пообещал Трампу выполнить все его пожелания, как только генпрокурором станет «мой человек».
При этом никакого восьмикратного упоминания Байдена в стенограмме нет, просьбы Трампа носят достаточно обтекаемый и деликатный характер, но, конечно, нужно понимать, что, учитывая статус собеседника, для Зеленского это просьбы, в которых крайне сложно отказать. Он этого и не делал, очевидно решив «потянуть резину», в надежде, что как-нибудь «рассосётся» или новые обстоятельства позволят определиться с окончательным решением.
В общем, как трактовать общение Зеленского и Трампа — дело вкуса. Демократы, естественно, утверждают, что давление было, а значит и повод для импичмента налицо. Сторонники же действующего президента США не видят в его тирадах ничего криминального. Впрочем, все наблюдатели еще до публикации стенограммы сходились в том, что импичмент маловероятен: процедура долгая, окончательное решение 2/3 голосов принимает сенат, где у республиканцев большинство, да и в палате представителей на данный момент лишь 216 голосов за импичмент из необходимых для начала процедуры 218. То есть даже не все демократы его поддерживают.
Таким образом, скорее речь идет об имиджевом ударе по Трапу, предъявлении ему новых серьезных обвинений на старте президентской гонки, притом что «база» для таких претензий оказалась не столь весомой, как изначально анонсировалось. Несомненным тактическим выигрышем для демократов стало то, что, как несложно допустить, в ходе встречи с Зеленским Трамп не стал поднимать вопрос о Байдене, а украинский президент заявил, что «я не хотел бы быть вовлечен в демократические выборы в США»; «у нас независимая страна и независимый генеральный прокурор»; «я ни на кого не могу давить или кому-то звонить». От вопроса, расследуется ли уже сейчас на Украине дело Байдена, Зеленский ушел, заявив, что «у нас есть вопросы более важные. Это Иловайск, это Майдан и коррупция, о которой сейчас говорил президент Трамп».
Но вопрос не закрыт. Не мытьем, так катаньем Трамп будет продолжать давить на Зеленского, что дал понять и в последние дни, нажав на такую чувствительную для Киева тему, как финансы, заявив, что приостановит финансовую помощь Украине, «пока Европа и другие страны не внесут свой вклад в помощь Украине». А ждать этого придется долго, особенно если Зеленский будет и дальше волынить с реализацией «формулы Штайнмайера». Явно не обрадовало Зеленского и пожелание Трампа побыстрее встретиться с Путиным, который «хотел бы что-то сделать (для мира)», и «закончить это несчастье».
Но в любом случае демократы, возможно, допустили по-настоящему фатальный просчет. Независимо от того, попадут ли компрометирующие Байдена материалы к представителям Белого дома или будут обнародованы в рамках расследования, проводимого украинскими властями, любая шумиха вокруг этой истории демократам и Байдену совершенно ни к чему. Принципы «нет дыма без огня» и «ложечки нашлись, но осадок остался» безотказно действует в любом «компроматном» скандале.
При этом к постоянно организуемым демократами вокруг Трампа скандалам, угрозам импичментом американский обыватель просто привык, и острота их восприятия заметно снизилась, как в сказке про мальчика, который все время кричал: «Волки, волки», — да и повод в данном случае выглядит уж чересчур притянутым за уши.
С другой стороны, сама истерика демократов однозначно указывает, что «украинское досье» их так сильно пугает, что, дабы не допустить его расследования, они пустились во все тяжкие, говорит о том, что там далеко не все чисто. И теперь усилиями самих же демократов у самых широких масс избирателей неизбежно возникнет вопрос: что же Трамп хочет инкриминировать Байдену?
А там и без всяких «досье» факт присутствия сына вице-президента США в совете директоров украинской кампании с окладом 1 млн долл. в год и категорическое требование его папы убрать в течение шести часов генпрокурора, начавшего расследование её деятельности, выглядят не очень «этично» (при этом именно Трампа сейчас обвиняют во вмешательстве в дела Украины).
«Сын Байдена уехал из Украины с миллионами долларов. Он уехал из Китая с полутора миллиардами долларов», — заявил Трамп на совместном брифинге с Зеленским, к которому было приковано внимание всей Америки. Впрочем, судя по всему, больше всего Трампа интересуют материалы, показывающие вмешательство украинских властей в американские выборы, по которому в открытом доступе уже имеется достаточно фактажа.
Если немного углубиться в конспирологию, то возникает предположение, что весь этот скандал является тонкой интригой внутри демократической партии, дабы «сбить» нынешнего фаворита Джо Байдена и открыть дорогу другому кандидату. Но в любом случае в самом незавидном положении оказался Зеленский, попавший в жернова американской внутриполитической борьбы.
Источник
Рейтинг публикации:
|