Как превратить журналистское расследование в последнее позорище? Специально для коллег по жёлтой прессе – очередной мастер-класс от «Медузы»!
Во-первых, для этого нужно взять резонансную международную тему и тем самым зарезервировать себе цитируемость со стороны иностранных СМИ, которые среагируют на горячую тему, но не будут слишком придирчивы к качеству доказательств. Если у тебя нет источников – не беда, становись источником сам!
Во-вторых, не нужно никаких фотографий, видео и аудиозаписей! Это всё – от лукавого! В настоящем, стрингерском, дерзком расследовании ничего такого быть не должно! Вообще! Это всё только отвлекает читателя от увлекательных фантазий авторов.
В-третьих, у вас должна быть заранее сформированная картина ситуации, под которую потом можно любыми способами подогнать факты. Какими именно? Да хоть прямой ложью! Например, можно просто приписать публичному человеку слова, которых он вообще не говорил ни вашему изданию, ни кому-либо ещё.
В-четвёртых, густо приправьте всё это своими туманными, но при этом – безапелляционными «инсайдами» из мира большой политики. Они успешно заполнят лакуны в логике, здравом смысле и будут заменять выпученные глаза, угрожающие гримасы и палец, значительно поднятый вверх и указывающий в высшие политические сферы.
Ничего не упустили? Кажется, ничего. Теперь можно перейти к практическим примерам, которые «Медуза» изобильно напихала в своё «расследование» про ЧВК «Вагнера» (Господи, они на ней скоро диссертацию защитят – как академик Лысенко на несуществовавшей ветвистой пшенице!), которое ураганит теперь уже не в Сирии, а и в Ливии. И так как основная роль ЧВК «Вагнера» с точки зрения «Медузы» заключается в том, чтобы генерировать покойников для вечной заунывной песни «Напрасно старушка ждёт сына домой…», то и здесь – угадали! – речь идёт о 35 трупах. Которые лежат там, на чужбине, погибшие за Хафтара и ливийско-российские бизнес-интересы. А они даже сами толком не знали, куда едут – так, для пущей жалости, «расследование» и называется.
«Собеседник «Медузы», осведомленный о сближении ливийского командира Халифы Хафтара с Россией, вспоминает, как началось сотрудничество с фельдмаршалом: «Он обратился к России в 2015 году, когда увидел, что мы вступили в войну в Сирии. Эта история восхитила его и его окружение. Тогда, четыре года назад, его эмиссары хотели от России сразу все. Звучало это примерно так: „Дайте нам людей, оружия, блокируйте на полгода любое решение Совбеза ООН — чтобы не было резолюций, — мы прольем очень много крови, будет очень грязно, но мы возьмем страну. И результат вам понравится. Вы получите нефть, железные дороги, автомобильные трассы — все, что захотите».
Начинать безудержно хохотать можно уже в самом начале. Почему только автомобильные трассы, а не арыки, канализацию и тротуары? Как их – трассы — вообще можно «получить» Россия? Ну и, разумеется, чтобы все в мире понимали: Россия опять покровительствует маньякам и людоедам (привет «кровавому тирану Асаду»), и они прямым текстом голосят: ай, пусты-пусты, хочу крови, аж кюшать не могу! И саблей машут!
Вы обратили, конечно, внимание, что ни имя собеседника «Медузы», ни его компетентность в ливийском вопросе, ни всё прочее, могущее хотя бы просто доказать существование данного человека, нам не сообщают. О, то ли ещё будет!
Дальше начинается восхитительная путаница, в которой каждое предложение опровергает предыдущее: «По данным Bloomberg, наемники оказывали силам Хафтара артиллерийскую поддержку. Близкий к ФСБ собеседник говорил «Медузе», что «вагнеровцы охраняют поставки оружия и все [логистические] потоки, связанные с людьми Хафтара». «Они готовят людей, технику, проводят разведывательные операции, — рассказывает „Медузе“ эксперт по Ливии из ВШЭ Григорий Лукьянов. — То, что российские наемники там действуют, это факт».
Стоп – так охраняли поставки или оказывали артиллерийскую поддержку? Или таки проводят разведывательные операции? Или готовят личный состав в качестве инструкторов? Всё вместе – выпучив глаза и корча угрожающие гримасы, ответят авторы расследования! Всё и сразу!
Но… вот беда: дальше они же пишут, что в Ливии – всего около ста человек. Из них видимо десяток — в роли расчёта пары орудий, которые оказывают вот прям решающее влияние на ход боевых действий в Ливии. Ещё десятка два проводят разведывательные операции – ах, ведь именно людям, которые «не знали, куда они едут» (название «расследования») лучше всего доверить разведку, они точно ничего не напутают, во всём безошибочно разберутся! Ещё пару десятков учат местных бросать «камбуля», а остальные – охраняют военное имущество от падких до чужого добра арабцев. Как видим, сто человек вполне могут стать ключевой силой в ливийской войне! Без их присутствия у Хафтара ничего бы не получалось, наверняка.
Впрочем, забудьте всё, что вы только что прочли! Если дружить с логикой и памятью, то «Медузу» читать нельзя. Ибо – «Другой собеседник «Медузы», боец ЧВК «Вагнер», обсуждал подробности атаки в Ливии с двумя своими знакомыми — командирами среднего звена, попавшими под авиаудар. «Эти два отряда должны были составить штурмовой кулак наступления на Триполи. Правда, как бы они это делали без [тяжелой военной] техники, для меня загадка», — говорит он».
Сто человек без тяжёлой техники должны были взять Триполи. Вааааау! Вот какой, оказывается, у Хафтара был хитрый план. Вот чего ему не хватало для взятия столицы!
Вы ещё не запутались в многоликих «универсальных солдатах», которые могут хоть склад охранять, хоть, словно Рэмбо, столицы брать? Тогда идём дальше, повышаем градус!
Дальше – много-много «источников», «собеседников» и «ветеранов», которые рассказывают различные страшилки про ужасные потери и огромные масштабы. Правда, никто из них никак не верифицирован, кроме – барабанная дробь! – Максима Хлопина. Ну наконец-то хоть один живой человек посреди леса безликих масок!
«Лично знакомый с погибшими собеседник «Медузы» утверждает, что информация о потерях поступила непосредственно с фронта: руководитель уральского отделения «Союза добровольцев Донбасса» Максим Хлопин «созвонился с [находящимся в Ливии] командиром [ЧВК], на чьих глазах это произошло, и подтвердил имена: Артем Невьянцев [с позывным] „Халк“ и „Беня“ — Игнат Боричев. У „Бени“ брат погиб в „личке“ [личной охране] у „Бэтмена“ [начальника штаба 4-й бригады Луганской народной республики Александра Беднова]».
Хлопин подтвердил «Медузе», что получил информацию о гибели Боричева и Невьянцева, и уточнил, что «[погибших] будет больше».
Но… но Максим Хлопин был ЧРЕЗВЫЧАЙНО удивлён тем, что он, оказывается, что-то там «подтвердил» «Медузе»! Настолько, что был вынужден дать публичное опровержение: «Я, Хлопин Максим Анатольевич, являющийся руководителем Уральского отделения Союза Добровольцев Донбасса, заявляю, что никаких комментариев относительно участия или неучастия в ливийских событиях членов СДД по моему региону не давал и за этой информацией представители СМИ ко мне не обращались».
Да, всё-таки лучше было «Медузе» обходиться проверенным методом ссылок на анонимные источники! Так надежнее. А с живым человеком – вечно какие-то неприятности возникают.
И так далее, и так далее… Что ж, вот такие сейчас в либеральной журналистике стандарты качества – примерно как в «расследовании» из «Алисы в стране чудес», с безумными шляпниками и мартовскими зайцами.
Григорий Игнатов
Источник: jpgazeta.ru.
Рейтинг публикации:
|