Известия о подписании Киевом «формулы Штайнмайера» националисты встретили уже на «низком старте». Например, тернопольское отделение «Правого сектора»* провело 28 сентября «предупредительный» митинг «Нет капитуляции» у здания облгосадминистрации. Правда, собрать на него некогда грозной организации удалось от силы полтора десятка молодых ребят в камуфляже, и каждый — с плакатом или флагом.
Основная мобилизация намечалась в Киеве на 14 октября, в день ежегодного марша националистов в годовщину создания Украинской повстанческой армии*. Собственно, поэтому особой мобилизации и не велось, и решение Зеленского де-факто стало для различных организаций правого спектра несколько неожиданным.
В итоге вечером 1 октября у Офиса президента Украины собралось лишь несколько сотен человек. Больше всего ожидаемо вывела крупнейшая праворадикальная организация страны, «азовская» партия «Национальный корпус», но даже на опубликованных в Telegram-канале её вождя Андрея Билецкого фотографиях видно, что это несколько десятков юнцов (в фирменных накидках партии или камуфляже «Нацдружин») с наскоро сделанными плакатами и быстро расчехленными партийными знаменами.
На акции были также заметны и представители «Традиции и порядка» (как минимум лидер организации Богдан Ходаковский, выступавший с микрофоном прямо у входа в Офис президента Украины), «Фрайкора» со своими знаменами и т.д.
После брифинга Зеленского на Банковой начался стихийный митинг (видео).
— Наш Киев (@nashkiev) 1 октября 2019 г.
Читайте на сайте → https://t.co/buf76Q8qhw pic.twitter.com/4mKuPsUOJs
Акции вечером 1 октября прошли еще в целом ряде крупных городов. Один только «Нацкорпус» отчитался на следующий день о том, что «наши активисты вышли на митинги к управлениям СБУ в Харькове, Черкассах, Виннице, Луцке, Ровно, Львове, Запорожье и Днепре».
Тем не менее, почти всегда речь шла о сравнительно небольших группах активистов.
Так, судя по опубликованным фотографиям, в городе-миллионнике Харькове «Правой молодежи» (молодежному крылу «Правого сектора») и прочим ультраправым удалось вывести всего полтора десятка молодых людей субкультурной внешности.
Даже во Львове «Нацкорпусу», Украинской галицкой партии (берущей в последние годы хорошие результаты на местных выборах), «Соколу» (молодежному крылу «Свободы»*) и другим организациям удалось собрать лишь в несколько раз больше человек.
Это в целом и неудивительно — большой мобилизационной способности ультраправые не показывали на местах уже достаточно давно.
Судя по всему, ультраправых действия Зеленского действительно застали врасплох — то ли никто не верил, что президент осмелится на это пойти, то ли дело пустили на самотек, рассчитывая на то, что 14 октября на улицах Киева и так по традиции соберутся толпы, так что чего напрягаться всего за две недели до этого?
На митинге у Офиса президента Украины вождь «Национального корпуса» Андрей Билецкий заявил, очевидно, стремясь захватить лидерство среди протестующих: «Мы должны создать Штаб сопротивления капитуляции, выработать план и собираться не только под флагами, а должны бороться каждый день по всем областям на улицах наших городов и сел».
К реализации этой инициативы «Нацкорпус» приступил на следующий день, только не в Киеве, а во Львове, где днем 2 октября его активисты совместно с представителями других националистических организаций пришли на заседание городского совета депутатов, чтобы, как заявляется в Telegram-канале львовского отделения партии, «проконтролировать принятие депутатами решения о недопущении капитуляции Украины в российско-украинской войне».
Вечером в среду было заявлено о формировании во Львове «Штаба защиты Украины», причем без уточнений, что речь идет лишь о его львовском отделении (да и информации о создании других отделений «Штаба» на интернет-ресурсах «Нацкорпуса» нет). От лица штаба заявления озвучивал глава львовского «Нацкорпуса» Сергей Серый, о составе коалиции было сообщено следующее: «Инициаторами создания «Штаба защиты Украины», кроме «Нацкорпуса», также выступили Координационный совет участников боевых действий Львовщины, ОО (общественная организация. — Авт.) «Украинский союз участников АТО», ВОО (всеукраинская общественная организация. — Авт.) «Сокол Львовщины», ОО «БУР», ВО (всеукраинская организация. — Авт.) «Участники боевых действий и волонтеры АТО», ОО «Львовский областной союз социальной защиты участников АТО и семей погибших», ГФ (гражданское формирование. — Авт.) «Рабов в рай не пускают», ОО «Всеукраинский союз участников АТО», «Правый сектор», ДУК и «Тризуб».
Интересно, что в сообщении раздельно упомянуты «Правый сектор» и Добровольческий украинский корпус (ДУК) «Правый сектор», но, очевидно, первое — партия, а второе — ее военизированное крыло под отдельным от «гражданских» командованием.
Опять-таки судя по фотографиям на страницах львовского «Нацкорпуса» в соцсетях, особой многочисленностью и мобилизация львовских ультраправых 2 октября не могла похвастать — несколько десятков ребят старшего школьного или студенческого возраста.
Если посмотреть фотографии или видеотрансляции с акций «Нацкорпуса» вечером 2 октября в других крупных городах Украины, например в Херсоне, то увидим там еще меньше людей — даже до десятка не удалось добрать. Порядка полусотни участников — совместно с другими общественными организациями разного идеологического толка — удалось собрать в Одессе, Днепре или Харькове.
О переводе в состояние повышенной готовности объявила днем 2 октября и Украинская добровольческая армия (УДА) Дмитрия Яроша.