Автор: Смолин Михаил
В современном мире не переставая идут войны, ведущиеся в пространстве массового сознания. Объектом поражения или уничтожения в этих так называемых консциентальных войнах являются определённые типы мировоззрения, национальные способы отношения к жизни
Поражение в таких войнах особенно катастрофично по последствиям. Происходит уничтожение или переформатирование национальных типов сознания, и, как следствие, целые территории и общности теряют своё единство и своих прежних хозяев. Национальная идентичность либо погибает, либо получает жестокие деформации.
Современные угрозы
С современной Россией ведётся именно такая война. У неё множество фронтов: и религиозный, и культурный, и семейный, и экономический, и даже языковой.
В результате консциентального давления на массовое сознание наших граждан проявляется целый спектр угроз:
Религиозный сепаратизм. Во всём мире, кроме Европы, происходит в той или иной степени религиозное возрождение. Определённой проблемой становится так называемая сверхнациональная идентичность, когда разные религиозные общины и их члены начинают идентифицировать себя со своими единоверцами и религиозными центрами вне нашей страны значительно больше, чем со своими согражданами. Это характерно и для некоторых христианских, и для иудейских, и для мусульманских, и для буддистских и других деноминаций.
Идентификационный сепаратизм. Утрата локализации идентичности и связанная с этой проблемой слабая гражданская идентификация. Проблема характерна для элитных групп населения. Работа в других странах, появление научных и экономических интересов вне России часто приводит к полной утрате локализации своей идентичности в нашей стране.
Подражательное развитие в нашей стране обществоведческих наук и практическое отсутствие религиоведческого образования не способно сформировать у наших граждан устойчивого и осознанного мировоззренческого патриотизма, установить в сознании наших соотечественников высокую планку ценности своей цивилизационной принадлежности. Потому у части наших граждан формируется космополитичная, бинациональная или мультинациональная идентичность и их личные интересы, экономические или научные, не связываются более с родиной.
Культурный сепаратизм. Характерен как для граждан России, так и для мигрантов. Достаточно широкие массы и молодых, и более старших поколений живут в культурном отношении интересами зарубежных событий. Потребление продуктов западной масскультуры – книг, фильмов и интернет-игр в особо крупных размерах, при отсутствии достаточной отечественной альтернативы, деформирует культурные стереотипы поведения. Переформатирует культурные представления о своём мире в негативной коннотации.
Этот ослабленный фон русской культуры, подвергающейся деформации, не способен должным образом влиять и на прибывающих в нашу страну мигрантов. Большинство из которых, будучи выходцами из бывших республик СССР, не интегрируются в русскую культуру в силу её приглушённого, недостаточного влияния на них.
Культурно не ассимилируясь и оставаясь носителями культурных представлений тех регионов, откуда они прибыли, мигранты продолжают жить в нашей стране религиозно и этнически обособленно. Рано или поздно это приведёт к формированию отдельных иммигрантских анклавов.
Отчуждённый сепаратизм. Характерен для русского коренного населения. Идеологическая неопределённость правового и государственного статуса русского народа, ухудшение материального положения и сужение горизонта возможностей в будущем вызывают чувство гражданского сиротства.
Одновременно растут настроения в стиле «Россия для русских», которые не подкрепляются реальным статусом. Отсутствие естественного, особого статуса, в том числе и в Конституции, не упоминающей вообще о русских, вызывает чувство отчуждённости, обделённости, ненужности и даже враждебности.
Тенденция особо опасна для устойчивого развития России. Так как заменить русских как государствообразующий народ некем. У русских должны быть не только права, но и реальные возможности их реализовывать.
Регионалистский сепаратизм. В национальных республиках в составе Российской Федерации – Якутии, Адыгее, Татарстане – в среднем не менее четверти населения считают себя в первую очередь гражданами своих республик, а не гражданами общероссийского государства. В Чечне, Ингушетии, Дагестане этот процент выше. Национальная самоидентификация значительно выше гражданской идентификации.
Также в этих регионах широко распространено стремление номинально встраиваться в доминирующий политический курс и эгоистически интерпретировать его смысл в интересах политических и экономических элит регионов.
Нравственный сепаратизм. Проявляется вследствие давления на граждан всевозможных девиантных инонравственных стереотипов, связанных с западными свободами сексуального и феминистского поведения.
Отсутствие государственного контроля за нравственностью вызывает непонимание в обществе. Подавляющее большинство населения выступает за ту или иную степень морально-этической цензуры в СМИ. Проблема во многом стала вопиющей.
Языковой сепаратизм. Особенно характерен для Татарстана, где не хотят признавать русский язык единственным государственным языком России. С языковым сепаратизмом связаны и попытки в разные годы перейти с кириллицы на латиницу в разных регионах. В последние годы смена алфавитов реализовалась на постсоветском пространстве в Узбекистане, Молдове и Казахстане.
В прошлом языковой сепаратизм, по сути, расколол единство Русского мира. Украина и Белоруссия – результат запущенности этого процесса.
Идеология как общественная институция
Все эти угрозы при консциентальных войнах решаются только формированием идеологически унифицированного взгляда на мир. Обществу, которое хочет избавиться от постоянного внутреннего давления и ослабить внешнее воздействие на своих сограждан, необходимо задуматься о своей безопасности.
Все исторические народы имеют набор основополагающих, стержневых мировоззренческих представлений, которые служат им как измерительные параметры, критерии истины. Они появляются раз и навсегда, в процессе формирования у нации психологической физиономии, самоидентификации. Именно эти мировоззренческие представления являются теми идеалами, которые нация культивирует в мирное время и защищает во времена посягательства на её существование.
К сожалению, в нашей стране на государственном уровне нет общепринятой гражданской идеологии, системы взглядов, идей, отражающих отношение России к окружающему миру.
Идеология – часть практической политики, формирующей её смыслы и цели. Идеология – это совокупность мировоззренческих норм, с одной стороны – принятых, традиционных, поощряемых, пропагандируемых в обществе, а с другой стороны – накладывающих определённые мировоззренческие ограничения на внешнюю свободу лиц в обществе.
Идеология – это кодификационная мировоззренческая конституция нации, в которой отражаются, как в системе, различные мировоззренческие пристрастия нации. Через идеологию население может сознательно стать гражданской нацией, способной на осмысленное единство действия.
Чрезвычайный плюрализм, характерный для современности, включает в себя и жёстко антагонистические представления о развитии России. Он губителен для единства общества.
Идеология – это то, что помогает гражданину ощутить свою личную связь с целым: с Церковью, с государством, с обществом, со своей культурой, со своим социальным слоем.
Сталкиваясь с разнообразным спектром угроз, Россия нуждается в формировании своих идеологических оснований. Так же как и любой человек нуждается при формировании своей личности, в выработке устойчивых черт своего характера. Идеология описывает политическим языком идентичность нашей страны, её сознание. И значимость идеологии прямо пропорциональна опасностям, которые грозят обществу.
https://tsargrad.tv/articles/s...
Рейтинг публикации:
|