В конце сентября далекого 1979 года американский разведывательный спутник Vela 6911, предназначенный для контроля за соблюдением Договора о запрете атмосферных, подводных и космических испытаний ядерного оружия, пролетая над Южной Атлантикой зафиксировал необычную двойную вспышку.
Уже на следующий день тогдашний президент США Джимми Картер созвал экстренное совещание в Ситуационной комнате Белого дома. Учитывая тот факт, что у администрации американского лидера на тот момент хватало своих проблем, чего только стоит как раз набиравший обороты кризис в Иране, который закончился захватом заложников прямо в здании местного посольства США.
Однако игнорировать поступившие данные было нельзя. Шутка ли, такие вспышки фиксировались всего 41 раз за всю историю, что не сулило Картеру ничего хорошего.
Дело в том, что ядерный взрыв начинается с мощной вспышки света с поверхности первичного огненного шара, которая длится всего несколько миллисекунд. За первой вспышкой на еще на пару миллисекунд наступает темный период, когда шар растет, а температура его поверхности, наоборот, падает. На третьем этапе огненный шар становится прозрачным и, за счет излучения света изнутри, случается вторая вспышка яркого света. В природе такая двойная вспышка не встречается вовсе.
Сначала подозрение пало именно на Южную Африку, работавшей над созданием своей бомбы, но учитывая факт, что администрация Картера долгое время пыталась остановить ядерную программу в этой стране, то довольно быстро выяснилось, что ЮАР еще попросту не готов к таким испытаниям. Тогда подозрение пало уже на Израиль, тесно сотрудничавший с Южной Африкой и обладавшим неподтвержденным ядерным арсеналом.
Это событие наложилось на подготовку Картера к перевыборной кампании, которую собирался строить на своих внешнеполитических успехах, от посредничества между Израилем и Египтом до переговоров с Москвой по контролю над вооружениями. Вероятность проведения Израилем или Южной Африкой, которые тайно сотрудничали в сфере безопасности, могла испортить все наследие президента США.
Поэтому в Белом доме было решено "похоронить" эту историю и найти соответствующему явлению альтернативное объяснение, которые впоследствии опровергли многие члены научного и разведсообщества того времени.
Помимо возможного нарушения Израилем договора о запрете ядерных испытаний, проблем Картеру добавляло законодательство США о нераспространении ядерного оружия. "Поправка Гленна" от 1977 года предусматривала прекращение любой военной помощи и автоматическое введение Штатами убийственных санкций, если президент США выяснит что какое-либо неядерное государство испытало такое оружие.
В октябре советник президента США по науке, выдающийся геофизик Фрэнк Пресс, настроенный защитить интересы своего начальника, создал группу научных экспертов, чтобы изучить описанное событие и, в частности, может выяснить возможность неядерного происхождения вспышки.
В группу вошли восемь физиков и инженеров, в том числе лауреаты Нобелевской премии, а возглавил ее профессор Массачусетского технологического института Джек Руина, много лет проработавший в качестве правительственного советника по различным системам вооружения.
Доклад, опубликованный в мае 1980 года после трех заседаний группы гласил, что сигнал от 22 сентября, "вероятно, был не от ядерного взрыва". Ученые отмели все доказательства обратного, включая обнаружение радиоактивного йода-131 в щитовидной железе овец и анализ военно-морской исследовательской лаборатории, обнаружившей эпицентр взрыва возле островов Принс-Эдуард, что примерно в тысяче морских миль от южного побережья ЮАР.
Мнение, которого придерживались большинство сотрудников Белого дома, уж слишком отличалось от того, что они сообщили общественного потребления.
"У наших ученых растет уверенность, что израильтяне действительно испытали ядерную бомбу в океане у южной оконечности Африки", - написал 27 февраля 1980 года президент США в своем дневнике.
Тем не менее, группа решила игнорировать данные гидроакустики и дозиметрии, объяснив что радиоактивное излучение "неотличимо от фоновых показателей". В докладе мимоходом отметили, что обнаружение радиоактивного мусора и усилия по его сборке окончательно докажут ядерный взрыв. Однако в Белом настаивали лишь, что ядерного взрыва все же "вероятно, не было", а через некоторое время и вовсе окончательно закрыли этот вопрос.
Одним из важнейших документов, который засекретил Картер, был 300-страничный доклад Морской исследовательской лаборатории за июнь 1980 г., содержащий данные гидроакустического анализа.
Так как соответствующий отчет до сих пор находится под грифом "секретно", его суть можно уловить из письма директора организации Алана Бермана в Белый дом после попытки привлечь внимание к его отчету. Берман уверял, что датчики ВМФ действительно уловили сигналы ядерного взрыва и с учетом скорости звука в океане, он поступил практически одновременно со вспышкой, которую зафиксировал спутник.
Администрация Картера так не хотела портить с Израилем отношения, что сделала все возможное для сокрытия и уничтожения улик зафиксированных испытаний. Администрации всех последующих президентов страны, включая и республиканцев, и демократов, соглашались с таким решением своего предшественника, продолжая делать вид, будто бы ничего не знает ни о каком арсенале ядерного оружия, которым обладает Израиль.
Если верить американским СМИ, в свое время руководство Израиля требовало и, соответственно, получало секретные письма от президентов Билла Клинтона, Джорджа Буша-младшего, Барака Обамы и Дональда Трампа, которые содержали обещание США защитить ядерное оружие Израиля.
И действительно, во время своего пребывания в Белом доме все они защищали Израиль от проверки на наличие ядерного оружия, а также критики в ООН и на других международных площадках.
Источник
Рейтинг публикации:
|