Точную дату наступления эры «цифровизации» на сегодняшний день не знает никто, но для большинства обывателей она началась с эпохи внедрения персонального компьютера Pentium-II в середине 90-х и с тех пор движется семимильными шагами. Процесс получения информации упростился донельзя, человечество уверенно движется по пути прогресса. Можно спорить о том является ли это прогрессом, но факт: в транспорте, на работе, перед сном, во время обеда - телефон стал просто незаменим как средство получения информации.
Авария на дороге?? – отвлекся на Ватсап. Современный ребенок, тратит на гаджет по 4-5 часов в день - практически 100% свободного времени. Обсуждать полезность этого сложно, ведь кто постарше тоже когда-то в Doom резались до отупения и ничего, сейчас «вишь какой экономист, юрист получился».
Интересно было бы посмотреть, в чем отличие нынешнего поколения от живших 50, 100 , 200 лет назад. Исторических материалов для этого на просторах интернета вагон и маленькая тележка, только вот методов сравнения не придумано. Современные достижения нет смысла анализировать так как, все как обычно поделятся на два:
- Мы сделали СУ-57, телевизоры 4-К, ЙотаФон и т.п.;
- Спидометр автомобиля запатентовал Тесла – современный прибор лишь доработка его ИДЕИ под современные реалии.
В любом случае все что мы имеем сегодня, есть достижения как минимум за последние 2000 лет. Еще людей можно оценивать по их делам. Взять, например Н. Морозова 1854 — 1946 г.г. (из книги Чивилихина «Память»): просидел четыре года в той же Петропавловской да двадцать один — в Шлиссельбургской. Четверть века в одиночке!.. «Николай Морозов в совершенстве овладел десятью иностранными языками, и это не было самоцелью, а объектом изучения и подсобным средством на героическом пути Николая Морозова к разнообразнейшим знаниям и открытиям. Освобожденный в ноябре 1905 года узник Шлиссельбурга взял с собой на волю двадцать шесть томов научных сочинений.
Значение его открытий, что признаны сегодня в качестве приоритетных. Первым в астрономии узник Шлиссельбурга высказал догадку о метеоритном происхождении лунных кратеров и малой сопротивляемости межзвездного светоносного эфира. Возражая самому Д. И. Менделееву, впервые в мировой науке разработал научную теорию о сложном строении атомов и их взаимопревращаемости, первым доказал существование инертных газов и нашел им место в периодической системе элементов, первым в мире объяснил явление изотопии и радиоактивности, объяснил причины звездообразования, стал первооткрывателем многих явлений в метеорологии, нашел новый метод алгебраических вычислений, впервые в химической науке разработал идею ионной и ковалентной связи, первым в истории биологии дал математическое обоснование процесса естественного отбора…»
Может Н.Морозов исключение из правил, но в целом 19-20 вв., за столетие с небольшим дал блестящую плеяду замечательных ученых. Первые пришедшие на память имена историков и филологов, ставя в один ряд с математиками, географами, медиками, физиологами, ботаниками, химиками, физиками и другими естествоиспытателями. Каразин, Воскресенский, Карамзин, Лобачевский, Зинин, Соловьев, Потебня, Востоков, Бутлеров, Пирогов, Буслаев, Воейков, Ключевский, Миклухо‑Маклай, Боткин, Семенов‑Тян‑Шанский, Менделеев, Сеченов, Лебедев, Столетов, Чебышев, Ковалевская, Ковалевский, Докучаев, Мечников, Морозов, Грумм‑Гржимайло, Грум‑Гржи‑майло, Петров, Попов, Чаплыгин, Тимирязев, Жуковский, Чернов, Мичурин, Циолковский, Павлов, Шахматов, Вернадский, Сукачев, Крачковский, Ферсман, Зелинский, Вавилов, Коржинский, Губкин, Обручев, Несмеянов, Курчатов, Королев… Пятьдесят? А еще терапевт Остроумов, историк Иловайский, лесовод Морозов, востоковед Бартольд, географ Баранский, микробиолог Гамалея, математик, астроном и геофизик Шмидт, но, сколько бы мы ни перечисляли, останется еще множество ученых, чьи заслуги не столь известны, однако каждый из них внес свой, только ему принадлежащий, вклад в русскую и мировую науку.
Все эти люди жили в условиях информационного голода, часто в условиях на выживание и при этом разрабатывали теории и даже воплощали их в жизнь. В эпоху декабристов практически каждый 5-й из Российской элиты писал стихи, т.е. у людей присутствует творческое начало и очень развито образное мышление.
Сегодня каждый 2-й занят просмотром новостей, роликов которые к вечеру уже старые.. Из современников первое, что приходит на ум – И.Маск, Б.Гейтс, А.Чубайс, Д.Рогозин. Если раньше космосом занимался ученый-теоретик Циолковский, то сегодня это практик Рогозин.
В эпоху до-интернета для получения любой полезной информации нужно было как минимум прочитать книгу, мозг обрабатывал полученную информацию, визуализировал ее в мозгу и у кого-то могла возникнуть своя ИДЕЯ т.е. своеобразный «виртуальный мир в голове человека».
С помощью «цифры» мы смогли создать «виртуальный мир вне человека» - большая часть информации это видеоряд TV или Youtub - мозгам при этом не работать не нужно. Да.. перечитав 100500 статей ты в курсе всех событий, можешь высказаться на любую темку, но собственная ИДЕЯ вряд ли придет в твою голову.
Во время просмотра новостной ленты нам кажется, что мы думаем. Но думать и воспринимать информацию – это два разных психических процесса. Поэтому или одно, или другое. Мозг не думает и не осознаёт связи между событиями, клипы превращаются в информационный шум. А человек, постоянно читающий новости, пребывает в иллюзии, что он понимает происходящие в мире события.
Даже ближайшая история - люди «сделавшие революцию» типа Троцкого, Ленина и десятков других сподвижников - знали в большинстве по 2-3 языка. Кровавый тиран Л.Берия лично участвовал в утверждении архитектурных проектов Тбилиси и сталинских высоток в Москве. Сравнивая с современной элитой почему-то сразу вспоминается крупнейший строитель современности В.Мутко со словарем английского от В.Путина: «Лэт ми спик фром май харт ин инглиш». Да и зачем нам знание языка если есть Гугл-переводчик?
Почему древние архитекторы могли строить без использования техники и компьютеров здания, простоявшие по 400 лет, имеющие оригинальную архитектуру и даже не потрескавшиеся с течением времени? А современные архитекторы используя всю мощь технического прогресса строят однотипные микрорайоны на 10-20 тыс. жителей со сроком службы 70-80 лет, с дорогами рассчитанными на 2 раза меньшее количество людей. Или не хотят по причине нужно дешево и много чтобы заработать побольше? Демидовы строили причалы на реках Урала скрепляя каменные блоки железными скобами- живы до сих пор, спустя 300 лет не поржавели.. И современные автопроизводители, которые не могут справиться с ржавеющими на 5й год автомобилями – реагенты же!
Складывается впечатление, что под эгидой цифровизации, роботизации, искусственного интеллекта человек все больше превращается в обезьяну: ручкой писать нам уже сложно, считать в голове трудно, понятие «водить автомобиль» скоро будет в прошлом, трубу на кухне отремонтировать – это высший пилотаж. Вопрос только в том, что создаваемая информационная среда будет служить для человека или человек будет служить этой среде?
Но мы всяко круче предков - скоро зерно на поле будут собирать автоматизированные комплексы, доставлять дронами, пирожки печь роботы, а развозить Яндекс-такси. Освобождается куча времени: поколение кому сейчас 10-12 лет, не нужно будет много работать и они массово займутся творческими процессами… Как уже занялись этим в Украине, выбрав нового президента великого и веселого В.Зеленского. Украина это не страна 404, как ее часто называют – это страна, заглянувшая за горизонт. Как могли выбрать президентом комедианта? Ответ в сериале «Слуга народу»: использованы самые дешевые шаблоны из всех возможных с целью показать, каким должен быть настоящий Президент; - целевая аудитория люди, не заставшие СССР. И прокатило!
Как результат - куча лайков и президент В.Зеленский. Что в голову молодежи положили, то они и выбрали и это не проблема Украины. Этот процесс идет повсеместно и в Америках, и Европе и в России, только с разной скоростью. Самое смешное, что В.Зеленский в качестве президента пока действует в рамках сценария этого фильма.
В этом смысле весьма показательна статья на АШ https://aftershock.news/?q=node/785371
В советское время длительность урока 45 минут определялась тем, что именно такое время ученик мог удерживать внимание на изучаемом предмете. Мои современные студенты в большинстве своем способны удержать внимание в среднем 5 минут. Может быть больше или меньше в зависимости от времени суток. Максимальная продуктивность с утра, первые два часа занятий, потом она резко снижается и уже к третьей паре падает до нуля.
Тогда, впервые за 25 лет преподавательской работы, я поняла, что ничего сделать не могу. Обычные методы и способы обучения перестали работать. Лекции стали бесполезной тратой времени. На групповых занятиях студенты переписывали примеры решения задач с доски и потом решали аналогичные задачи по образцу. Шаг влево, шаг вправо – полный ступор. Чтобы на контрольной все не получили двойки, нужно было предварительно прорешать с ними пробный вариант и дать аналогичные задачи. Числа в формулы они подставить могли, но формулу нужно было дать. Решение стало чисто механическим, бездумным. Студенты потеряли способность воспринимать и понимать длинный текст учебника, вести конспект и усваивать знания.
То, с чем пришлось столкнуться мне и другим преподавателям вузов и школьным учителям, называется «клиповым сознанием». На человека воздействует беспрерывный и беспорядочный поток обрывков информации, не оставляющий времени для анализа взаимосвязей, осмысления и выделения главного. Постоянно происходит «обновление», всё ранее увиденное утрачивает свое значение. Человек быстро переключается с одной темы на другую, отчего создается впечатление, что он одновременно занимается несколькими делами.
Обладатель клипового сознания мыслит не понятиями и причинно-следственными связями, а бессвязными картинками. В отличие от понятийного мышления для клипового характерно отсутствие «контекста». Человек не опирается на собранную раньше информацию и не анализирует её с использованием связей, существующих в контексте. Клиповое восприятие быстрое, но поверхностное. Оно не дает проникновения в суть проблемы. В итоге человек ничего не запоминает, т. к. запоминание основано либо на повторении, либо на установлении логических связей.
Люди с клиповым сознанием не могут изучать точные науки, в которых каждое новое понятие основано на предыдущих и требуется системный подход. Они даже не понимают, чего от них хотят. Утрачивается способность к аналитическому мышлению, конкретное мышление преобладает над абстрактным. Возрастание сложности изучаемого материала приводит к его абсолютному непониманию и потере интереса.
Развитию понятийного и логического мышления мешает нежелание учеников читать классическую литературу. При чтении человек сначала видит знаки – слова, потом понимает их смысл, создает образы (визуализация), потом устанавливает логические связи и анализирует. Телевидение, напротив, управляет восприятием зрителя, информация поступает в быстром темпе, через аудиовизуальное восприятие, без символизации и последующего анализа. Кроме того, мышление картинками не позволяет пополнять словарный запас.
Последние годы студенты не читают учебники. На вопрос: «как вы готовились к экзамену?» отвечают: «по интернету». То есть заносят вопрос в поисковик и выписывают ответ. Этот ответ они не понимают и не запоминают и даже не пытаются понять. Для них слова сами по себе и есть ответ, смысла они там не ищут и не подозревают, что его нужно искать. Эти клиповые ответы между собой никак не связываются и не дают целостной картины.
Любое текущее развитие преследует оду цель - извлечение Прибыли. Бизнесмену нужна прибыль, Предприятию нужна прибыль, Государству прибыль иначе проект не рентабельный. Но это как на рынке акций - прибыль одних, складывается из убытков других и как ты не крути источником любой прибыли/налогов является человек (а не Основные фонды как многие думают). Не будет человека, не будет ничего. Интернет, развитие Искусственного интеллекта упростило жизнь каждого, но главная цель - максимизация извлечения прибыли с отдельно взятого человека только нарастает.
Совещание у Президента по разработке Стратегии развития ИИ: Г.Греф в качестве одной из составляющих Стратегии разработки ИИ. Он заявил, что «Мы хотим создать онлайн‑платформу с обезличенными государственными данными и данными компаний, к которым будут иметь доступ компании – разработчики систем искусственного интеллекта»... Государству выгодно иметь дело не с людьми, а с их «цифровыми образами», параметры которых формализованы и стандартизованы в виде набора ПД. И применить к таким образам науку эффективного управления по набору параметров (с помощью тех же систем слабого ИИ). Такая практика не улучшает природу самого государства, но позволяет предсказывать поведение сложной социальной системы и эффективно управлять жизнью общества. Как это работает на практике, показывает пример «социального рейтинга» в Китае. Так, в России создается федеральный регистр, содержащий сведения о населении страны. В качестве основы для его создания рассматривается Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния (ЕГР ЗАГС), запуск которого в промышленную эксплуатацию был запланирован на октябрь 2018 года. Создание единого регистра населения, предполагающее присвоение каждому физическому лицу уникального кода. Возможно, кому-то следующее сравнение покажется излишне резким. Тем не менее. Такой опыт в истории уже был. Идентификационный номер заменял имя заключённым в концентрационных лагерях Третьего рейха, что облегчало персоналу идентификацию заключённых по странам происхождения, расе, приговору и т.п. Сегодня государственной бюрократии удобно учитывать граждан по идентификационным номерам, а завтра удобными окажутся имплантированные чипы – ведь это наиболее короткий путь добиться единомыслия. Источник: aftershock.news.
Рейтинг публикации:
|