Украинские СМИ обратили внимание на то, что на строительстве дороги Симферополь-Евпатория-Мирный в Крыму российское акционерное общество «Центродорстрой» (АО ЦДС) использует дорожно-строительную технику ведущих западных производителей. Об этом, как сообщает «ПолитНавигатор», пишет Центр журналистских расследований в статье «Дороги, ведущие к санкциям».
«Дорожно-строительная техника ведущих западных производителей Caterpillar, Wirtgen Group, GP Steuerungs- und Anlagenbau GmbH, Scania, Mercedes-Benz и других вопреки секторальным санкциям, наложенным по ведению бизнеса в оккупированном Крыму, используется на строительстве дороги Симферополь-Евпатория-Мирный генеральным подрядчиком АО ЦДС», — говорится в публикации.
Также отмечается, что на фото, которыми АО ЦДС на корпоративном сайте иллюстрирует строительство дороги Симферополь-Евпатория-Мирный, можно видеть грузовые автомобили Mercedes-Benz (Германия), экскаваторы и бульдозер Caterpillar (США), а также укладчик Vogele Super 1800−3 компании Wirtgen Group (Германия).
Кроме того, ЦЖР приводит сюжет российского информагентства «Крыминформ», в котором представитель ЦДС подробно рассказывает о технологии производства качественного асфальта для Евпаторийской трассы заводом Teltomat-180 (GP Steuerungs- und Anlagenbau GmbH, Германия), смонтированном в Симферополе.
«Асфальтобетонный завод „Teltomat-180“ был смонтирован специально для обеспечения объекта — строительства и реконструкции трассы Симферополь-Евпатория-Мирный асфальтобетонной смесью», — сообщает сотрудник АО ЦДС Евгений Гармаш.
Также на видео показана работа работы асфальтоукладчика Vogele производства немецкой Wirtgen Group и грузовых автомобилей Scania (Швеция).
Украинский сайт отмечает, что АО ЦДС получило от «ГКУ РК Служба автомобильных дорог Республики Крым» генеральный подряд на строительство и реконструкцию автомобильной дороги Симферополь-Евпатория-Мирный и открыло обособленные подразделения: «Крым» в пгт. Аэрофлотский, «Крым Родниковое» и «Крым Скворцово» в одноименных поселках Симферопольского района.
ЦЖР обращает внимание на то, что санкции, введенные США и ЕС в ответ на «аннексию Крыма», запрещают иностранным компаниям иметь экономические отношения с компаниями на полуострове. Сайт также напоминает, что Совет Евросоюза продлил еще на шесть месяцев — до 15 марта 2020 года — ограничительные меры против физических лиц и компаний России за действия, которые подрывают или угрожают территориальной целостности, суверенитету и независимости Украины.
Сообщается также, что официальных комментариев западных производителей техники, указанной в расследовании, по этому поводу пока не было, кроме того отсутствует реакция соответствующих ведомств Крыма.
Напомним, что на Украине не в первый раз пытаются привлечь внимание к участию западных компаний в работах над инфраструктурой полуострова. Так в прошлом году т.н. «постоянный представитель президента Украины в Крыму» Борис Бабин завил о том, что Киев должен начать преследование всех, кто принимал активное участие в строительстве Крымского моста.
«Нам неоднократно поступали обращения о том, что украинские компании предоставляли рабочую силу и технику для строительства моста», — рассказал украинский чиновник.
«Есть и множество западных компаний, которые также предоставляли определенные технологии, оборудование, моторы, средства для забивания свай, измерительные приборы и так далее», — добавил он.
Конечно, едва ли стоит всерьез опасаться, что Запад применит серьезные санкции к собственным компаниям — судя по всему, многие из них работают в Крыму не первый год и нашли способы безнаказанно обходить их. Тут больше интересен вопрос, почему Россия вынуждена прибегать к их услугам в Крыму, что накладывает определенные риски? Сразу вспоминается история с турбинами Siemens, которые немецкий производитель потребовал вернуть после разгоревшегося скандала из-за обнародования информации об их поставках в Крым.
Насколько мы в Крыму зависим от западной техники и технологий? Будут ли в Киеве продолжать «охоту» на те компании, что работают на российском полуострове?
— Украина в данном случае мне напоминает брошенную жену, — отмечает крымский журналист Сергей Кулик.
— Она заявляет, что бывший благоверный ей изменял, он ей неинтересен, но в то же время бдительно следит за каждым его шагом. Ревность — сильная вещь! Она позволяет отвлечь внимание от внутриукраинскихх проблем. Ведь говорит, что за 27 лет независимости на Украине исчезло 468 сел. Ежегодно — это данные ещё времён Ющенко — с карты Украины исчезал один район. Это официальная статистика. Поэтому, кстати, уже 19 лет в Украине не проводят перепись.
«СП»: — А действительно ли западные кампании работают у нас, несмотря на санкции?
— Знаете, в восьмидесятые годы была такая всесоюзная стройка, как БАМ. Возможно, это для жителей Центральной России звучит дико, но я, крымчанин, три года подряд отдыхал в тамошней тайге — в Северобайкальске. У меняя там брат работал по комсомольской путёвке. Он был машинистом Крымского отделения Приднепровской железной дороги. Так вот. Там в Северобайкальске я видел немецкие самосвалы «Магирусы» и японские «Като». Хотя тогда тоже были санкции от Запада, но это никого не смущало. Вот и весь ответ.
— В случае с Крымом Россия ведёт себя так, как и должна вести себя великая сверхдержава, — подчеркивает политолог Иван Мезюхо.
— Москва плевала на эти санкции и осуществляет мероприятия по модернизации инфраструктуры на полуострове. Где-то мы используем юридические механизмы для обхода санкций, где-то не афишируем сотрудничество с западным бизнесом, а где-то осуществляем взаимодействие с западными компаниями таким образом, что они не нарушают эти искусственные отграничения, введённые национальными правительствами западных государств.
«СП»: — Почему вообще украинских журналистов это так беспокоит? Своих проблем мало? Они прямо следят за жизнью Крыма? За теми, кто там работает?
—Конкретно эту историю стал раскручивать «Центр журналистских расследований», который до воссоединения Крыма с Россией работал на полуострове. Некоторые сотрудники этого проекта уехали после референдума в Киев и продолжили свою деятельность в украинской столице. Это прозападная грантоедская структура, которая подобными «расследованиями» просто отрабатывает деньги.
«СП»: — Они же верят, что смогут вернуть Крым. Тогда им выгоднее, чтобы Россия построила инфраструктуру, которая, по их мнению, достанется им. Разве не так? Чего они возмущаются?
— Они возмущаются лишь бы возмущаться. Да и не верят они в мифическое «возвращение» Крыма на Украину. Отрабатывают свой хлеб, да и только…
Не исключаю того, что Киев будет жаловаться своим кураторам на компании, которые попадают под их подозрения в части работы в Крыму. Только сомневаюсь, что это к чему-нибудь приведёт.
«СП»: — Чем мотивированы западные компании, работающие в Крыму? Почему не боятся?
— Деньги не пахнут санкциями. За пять лет Крым научился жить в условиях санкционного давления. Мы знаем где можно обойти санкции, а где нет, развиваем международные экономические и политические связи. Компании, сотрудничающие с Крымом, осознают риски, но цель любого бизнеса — получение прибыли (сверхприбыли) и для её достижения можно и рискнуть.
«СП»: — А могла бы Россия целиком и полностью обойтись своими силами в Крыму? Случай с немецкими турбинами показывает, что не очень. В каких областях мы еще зависим?
— Где-то мы и обходимся своими силами. Например, в вопросе работы банков или мобильных операторов. На самом деле следует говорить не только о том, в каких областях российский Крым зависим от западных технологий или товаров, уже давно в пору ставить этот вопрос по отношению ко всей стране.
— «Центр журналистских расследований» — это один из грантоедских проектов бежавшей с полуострова украинской пропагандистки Валентины Самар, — говорит главный редактор «Политнавигатора» Сергей Степанов.
— Эта дамочка уже из Киева со страниц считающейся там влиятельной газеты «Зеркало недели» открыто призывала спецслужбы Украины к организации диверсий в Крыму. Например, Самар требовала от украинских патриотов организовать террористические акты на паромной переправе через Керченский пролив. «Не могу понять, почему не нашлось какого-нибудь пионера-героя в Керчи, который бы подорвал паромы и вывел их из строя для того, чтобы каждый день не курсировали казачки», — писала она. «Народ Украины, включая граждан на оккупированных территориях, ожидает профессиональных и результативных мероприятий, приближающих деоккупацию Крыма», — настаивала Самар.
Еще одним местом работы Самар является переехавшая в Киев «Черноморская телекомпания», где она ведет еженедельную передачу. Собственник «Черноморки» — бывший председатель партии Тимошенко в Крыму и экс-замглавы президентской администрации Андрей Сенченко, неоднократно хвалившийся тем, что именно он в 2014 году настоял на перекрытии подачи воды из Днепра на полуостров.
Нужно понимать, что вся эта сбежавшая в Киев тусовка бывших крымчан как раз зачастую и является главными инициаторами пакостей против российского полуострова. Они сознательно мстят своим бывшим землякам за выбор в пользу России, прекрасно осознавая, что сами уже не смогут вернуться в некогда родной Крым. На фоне падения истерии вокруг Крыма (опубликованные в Киеве исследования уже давно фиксируют резкое снижение сюжетов о полуострове на украинском ТВ) тусовка беглых крымских украинцев постоянно пытается провоцировать интерес к теме, преследуя и меркантильные интересы — дальнейшее получение грантов на русофобскую деятельность.
«СП»: — Будут ли иметь последствия публикации о работе западной техники?
— Исходя из предыдущего опыта, когда украинцы поднимали шум, а иностранные компании были вынуждены отказываться от присутствия в Крыму, не исключено. Хотя, на примере поставок турбин «Сименс» мы понимаем, что денежная выгода иногда перевешивает и позволяет применять определенные схемы. Но в этой ситуации, к сожалению, в очередной раз приходится вспоминать, что сначала неплохо было бы добиться прихода в Крым всех крупных российских компаний, а уже потом ждать аналогичных шагов от западного бизнеса.