Франция должна предоставить убежище Сноудену?
В течение многих лет холодной войны западные демократии справедливо осуждали устроенную тоталитарными режимами Востока слежку и предлагали убежище протестовавшим против этих губительных практик диссидентам. Несколько десятилетий спустя антиутопия исчезновения частной жизни в духе Оруэлла приобретает конкретные очертания по всему миру под давлением государственных разведок и при потворстве интернет-гигантов.
Разоблачением этих посягательств на права мы во многом обязаны Эдварду Сноудену, одаренному компьютерному специалисту, который стал врагом свой страны, США,
В 2013 году переданные им прессе секретные документы раскрыли существование глобальной системы слежения, которая была сформирована Агентством национальной безопасности (Сноуден работал на него). После событий 11 сентября спецслужбы воспользовались распространением интернета и быстрым ростом мощностей по хранению данных, чтобы добиться систематической записи разговоров, причем без малейшего демократического контроля.
Разоблачения Сноудена позволили понять ситуацию не только государственным властям (зачастую они сами были целью спецслужб союзников), но и общественности. Они раскрыли людям глаза на неоднозначную роль интернет-гигантов и освободили путь для контрнаступления государств, суверенитету которых стали угрожать амбиции Гугла и Фейсбука.
Процедура защиты
То, что Эдвард Сноуден был лишен паспорта США на пути к южноамериканскому убежищу и в конечном итоге был вынужден остаться в Москве, ничего не меняет: самый знаменитый разоблачитель помог миру подняться на защиту свобод.
16 сентября Сноуден напомнил, что безуспешно просил убежище у Франции при Франсуа Олланде, и отметил, что «очень хотел бы» получить приглашение от Эммануэля Макрона. Принять его на своей территории и предоставить ему защиту сделало бы честь Франции.
В 2013 году бывший президент Республики отклонил его прошение под предлогом отсутствия Сноудена на территории Франции (необходимое условие по Женевской конвенции).
Как бы то ни было, во Франции с 1946 года существует исключительная процедура, которой может воспользоваться «любой человек, преследуемый из-за своих действий в защиту свободы» без необходимости присутствия. За это уже выступили министр юстиции Николь Беллубе (Nicole Belloubet) и евродепутат от партии Макрона Натали Луазо (Nathalie Loiseau), которая считает, что Эдвард Сноуден «оказал услугу человечеству».
Мы не отрицаем шока, которым может стать принятие во Франции обвиненного в США за шпионаж человека, или потенциальные последствия подобного решения для сотрудничества в сфере разведки.
Судьба разоблачителя не должна скрывать факт того, что авторитарные государства вроде России и Китая первыми используют интернет для угнетения своих граждан. Западные демократии не могут позволить Владимиру Путину создать себе образ защитника борца за свободу по имени Эдвард Сноуден. Предоставив ему убежище, Эммануэль Макрон на деле подтвердит свою риторику о правах человека и особой роли Франции в мире.