Неудивительно, что в Литве чрезвычайно близко к сердцу восприняли последние интеграционные успехи России и Белоруссии – полагает старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко.
Литва ведет активную политику в отношении Белоруссии
Дело в том, что министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс заявил, что в Вильнюсе отрицательно относятся к решению Москвы и Минска по интеграции союзных государств и что это вызовет дальнейшее усиление литовской политики по Белоруссии.
Напомним, что вчера появились сведения, что в подписанном между Москвой и Минском соглашении заложены очень серьезные шаги по дальнейшей интеграции России и Белоруссии, включая и создание единого налогового кодекса, что означает совмещение финансовой и бюджетной политики этих государств. И данное обстоятельство открывает дорогу к полной интеграции России и Белоруссии.
Пока это неофициально, но, в любом случае, какие-то соглашения на этот счет уже существуют, а это говорит о запуске интеграционных процессов между Россией и Белоруссией, что вызвало оторопь Литвы, известной своей антироссийской внешней политикой.
Другой вопрос, что непонятен смысл подобных заявлений и действий со стороны Литвы, ведь и до этого было понятно, что Россия и Белоруссия настроены на развитие своих союзных отношений, что отражается на практически всех возможных направлениях.
«Проблема заключается в том, что Литва позиционирует себя в качестве проводника демократии и позиционирует себя в Евросоюзе, как страна, которая взяла на себя обязательства по политической помощи Белоруссии», - констатирует Оленченко.
Естественно, литовцы собираются помогать белорусам не финансово, а идейно, т.е. продвигать «демократию» в данной стране, под что подогнан определенный идеологический бэкграунд – например, белорусские земли когда-то входили в Великое княжество Литовское, которое было одним из оппонентов Москвы в деле объединения русских земель, но затем постепенно качнулось в сторону Польши.
«Литовцы теоретизируют о том, что помогут Белоруссии прийти в лоно западной демократии и в лоно западного сообщества, причем это не только заявления, поскольку на литовской территории действуют специальные учебные заведения, подготавливающие кадры для белорусской оппозиции. Кроме того, в Литве действует ряд европейских организаций соответствующего направления», - резюмирует Оленченко.
В частности, здесь можно привести немецкую организацию Фонд Аденауэра, которая нацелена на работу с Белоруссией. Она ведет свою работу в Литве, причем в данной стране действуют и другие соответствующие международные политические структуры.
«В Литве из-за этого очень любят говорить, что в Белоруссии якобы происходят какие-то позитивные процессы, которые там идут благодаря Вильнюсу. Подобные сообщения периодически официально публикует литовский МИД», - заключает Оленченко.
Политика Литвы в отношении России не претерпела изменений
По этой причине, как замечает эксперт, естественное желание большинства населения Белоруссии к дальнейшей интеграции с нашей страной, вызывает значительное неудовольствие в Литве, которая продвигает в Евросоюзе совсем другие политические настроения.
Например, там активно призывали Белоруссию отказаться от договора от Союзном государстве с Россией, который был подписан 20 лет назад, и который хоть и не был реализован на практике, но является показательной декларацией о намерениях Москвы и Минска.
«Кроме того, литовские политики традиционно пытались выстроить свой авторитет в Евросоюзе на основании того, что они могут быть рычагом и мостом влияния на постсоветское пространство и, в частности, на Белоруссию. Тем более, Линкявичюс является известным русофобом, поэтому данное его заявление не вызывает особенного удивления», - констатирует Оленченко.
По мнению Владимира Анатольевича, Линкявичюс не смог удержаться и просто не высказать своего разочарования от тех решений, которые смогли достичь Москва и Минск. Ведь это означает полный провал политики Литвы по белорусскому направлению.
«Отношения между Россией и Белоруссией продолжают укрепляться, а Белоруссия продолжает двигаться в том направлении, которое она себе задала еще в девяностые годы, т.е. на плотное и стратегическое сотрудничество с Россией», - резюмирует Оленченко.
В то же время, нельзя забывать про то, что в Литве сменился президент и вместо одиозной Дали Грибаускайте к власти пришел Гитанас Науседа, который хоть и являлся помощником Валдаса Адамкуса, но все-таки не связан каким-то политическими стереотипами по нашей стране. Впрочем, как полагает эксперт, пока не замечено даже небольших признаков изменения литовской политики по России.
«Это видно по современным заявлениям Вильнюса по поводу российской угрозы, по поводу «вмешательства», по поводу энергозависимости и по всем другим традиционным темам, которые литовская внешняя политика связывает с Россией», - заключает Оленченко.
Соответственно, весь тот набор голословных заявлений по России, присущий Грибаускайте, характерен и для Науседы.
«Эстафета Науседой подхвачена, поэтому признаков того, что будут какие-то изменения в российско-литовских отношениях нет. Об этом говорит и тот факт, что главой МИД Литвы оставлен такой специфический человек, как Линкявичюс», - констатирует Оленченко.