Русская церковь одержала большую победу над Константинополем
За почти две тысячи лет существования христианства Церкви чаще разъединялись, чем объединялись. Тем ценнее принятое в день церковного нового года решение о возвращении большинства приходов «Русского экзархата» в Западной Европе под руку Московской патриархии. В РПЦ это событие уже объявили завершением «драмы разделения русского народа». Смирится ли Константинополь с воссоединением Русской православной церкви?
В каких-то случаях размежевание христиан было вызвано богословскими причинами – например, Западная и Восточная церкви не смогли договориться о том, исходит ли Святой дух от Отца и Сына или только от Отца и о ряде других принципиальных догматов.
В каких-то непосредственной причиной разделения стали обвинения в коррупции – Мартин Лютер возмутился тем, что католическая церковь торгует индульгенциями, и после того, как папа римский за это отлучил его от церкви, стал первым и главным отцом Реформации.
Веселее всех получила независимость англиканская церковь – никаких серьезных разночтений с католиками у них не было, просто Папа не разрешил королю Генриху VIII развестись с первой женой Екатериной Арагонской. Пришлось королю завести свою церковь и объявить себя ее главой. В результате Генрих женился еще пять раз, побил ли позднее его рекорд российский царь Иван Грозный, историки до сих пор точно сказать не могут – есть разные версии.
Настоящий «парад суверенитетов» в церковном мире случился в XIX и XX веках. По мере ослабления и распада Османской империи независимость от Константинополя получили Сербская, Болгарская, Румынская, Элладская и другие православные церкви. Не всегда процесс обретения автокефалии шел мирно, не обходилось без взаимных упреков и обвинений. Например, автокефалию Болгарской церкви Фанар не признавал более 80 лет.
Распад Российской империи также не добавил единства православному миру. Константинополь в 20-е годы взял под свое крыло Эстонскую православную церковь, Финляндскую православную церковь и уже в 30-е годы – Архиепископию приходов русской традиции в Западной Европе. При этом другая церковь, в которую входили эмигранты – Русская православная церковь заграницей (РЦПЗ) на протяжении десятилетий конфликтовала как с Московским патриархатом, так и с Архиепископией.
Трижды в ХХ веке Архиепископия пыталась объединиться с РПЦ, но безуспешно. В итоге РПЦЗ оказалась первой на пути воссоединения – в 2007 году она стала самоуправляемой церковью в составе Московского патриархата.
Архиепископию приходов русской традиции в Западной Европе до недавнего времени все устраивало в ее статусе самоуправляемого экзархата Константинопольского патриархата. Официальных переговоров о возвращении в Московский патриархат не велось.
То, что они вообще начались – стопроцентная «заслуга» Константинопольского патриархата, который в 2018 году на фоне споров об украинском томосе вдруг принял решение отменить автономию Архиепископии и слить ее с греческими и другими не имеющими отношения к русской традиции приходами. Вину Фанара признают даже активные враги РПЦ: «очень странным поступком» называет решение Константинополя «Новая газета», весь текст которой выстроен на хуле РПЦ и превозношении «революционной» и «демократической» западной церковной философии.
7 сентября враги Русской православной церкви праздновали победу: несмотря на то, что простое большинство приходов Архиепископии проголосовало за принятие прошения о возвращении в РПЦ, но для принятия общего решения было необходимо квалифицированное большинство, то есть две трети голосов. Чуть-чуть не хватило.
14 сентября Священный синод принял в состав Русской православной церкви лично главу Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции архиепископа Иоанна (Ренетто), а также клириков и приходы, которые желают последовать за ним.
Остальные могут пытаться договориться с Константинополем или любой другой православной Церковью – их в Западной Европе много. Другой вопрос, что открыто конфликтует с Москвой только Фанар.
Интересная деталь, характеризующая время: в релизе патриархии говорится, что обсуждение и решение было принято «посредством способов удаленной связи».
Патриарх Кирилл очень высоко оценил принятое решение: «Реализация этого прошения закрывает тему разделения Русской церкви за рубежом и разделения русских, живущих за границей. И то, что это произошло в первый день церковного нового года (1 сентября по старому стилю, 14 сентября по новому), помогает понять, что это воссоединение – навсегда, на то будущее, которое перед нами лежит», – заявил он в проповеди в храме святой равноапостольной княгини Ольги в Останкино.
«Это не просто церковное деяние – это последний акт, который закрывает драму революции и Гражданской войны, драму разделения нашего народа»,
– подчеркнул глава РПЦ.
Исполняющий обязанности пресс-секретаря патриарха Владимир Легойда особо отметил, что мнение Константинополя по поводу принятого решения Москву не интересует.
«Позиция Фанара в данном вопросе нерелевантна. Русская церковь никогда не рассматривала переход митрополита Евлогия (основателя Архиепископии) и общин нынешней Архиепископии в юрисдикцию Константинополя как канонически законный... Да и Константинопольский патриарх в 1931 году принимал их «временно», до нормализации положения Русской церкви», – сказал он в интервью ТАСС.
Разумеется, Константинополь так просто не смирится с решением большинства приходов Архиепископии и будет пытаться их вернуть с использованием как церковных, так и мирских методов. Практически неизбежны суды за храмы и другую недвижимость, в первую очередь – за собор Александра Невского и Сергиевское подворье. Хотя, как отмечает РИА «Новости», по французским законам каждый приход – абсолютно самостоятельное юридическое лицо, имеющее право распоряжаться собственным имуществом.
В любом случае никакие действия Фанара уже не смогут изменить произошедшего. Разделившаяся в начале ХХ века Русская церковь снова объединена. Это может нравиться и не нравиться, но вызванный революцией 1917 года политический раскол закончен. Источник: vz.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 0
комментариев 1235
Рейтинг поста:
Поэтому, видимо, надо ставить вопрос так: не была ли история с томосом многоходовкой тех институтов или того мозгового центра, которые/который всё это организовал? Лично мне кажется, нет. Т.к. просчитать социально точно, что будет происходить на Украине после предоставления томоса, да ещё таким образом (это же неслыханно!) было невозможно. Пусть даже и вариативно. Что же касается нас, то действия были совершенно реактивны и вот они-то как раз в принципе достаточно предсказуемы. Для многих, кто более-менее знаком с сегодняшней патриархией и с синодом, и с окружением патриарха, было ясно, что скорее всего отношения с Константинополем будут разорваны. Во всяком случае, что патр. Кирилл сделать это может. Причём, вполне.
Поэтому, было очень неприятное ощущение заданности ситуации. А мы, как марионетки послушно идём в расставленные сети.
Сейчас такой тревожности уже нет, но и ситуация приняла какую-то совершенно непонятную конфигурацию. Дело-то сделано. Отыгрывать назад? Хм... всё равно, что зубную пасту обратно в тюбик засунуть. Поэтому всё зависло. Беспрецедентный случай!
Статус: |
Группа: Модератор комментариев
публикации 4
комментариев 6235
Рейтинг поста:
Здесь вообще много чего-жжжж неспроста. Я уже говорил что Константинопольский патриархат исчезнет а остальные осколки Православных церквей не смогут противостоять гравитации Русской Православной Церкви.
Единственный мой вопрос, ввиду странных томосов, отмены 800-летних решений итд. это ежели это реально была такая плохо продуманная пакость которую наши раскусили и использовали или это сознательные игры в поддавки со стороны Константинопольского П. во имя общей Цели.
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 0
комментариев 1235
Рейтинг поста:
Ну а вообще, это даже не просто интересное и положительное церовное событие, а именно - событие в Церкви! Век русская Церковь была разъединена. И не смотря на то, что, действительно, этот шаг к переходу под наш омофор катализировали недобросовестные действия Фанара, тем не менее, Архиепископия сама давно созрела воссоединится с РПЦ. Действия греков лишь дали удобный повод для формального перехода в нашу юрисдикцию и общее воссоединение.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 7
комментариев 2997
Рейтинг поста:
стамбульские попы под контролем турецких и американских спецслужб.Какое такое
православие у турков? Было там Православие до падения Константинополя,да и всё и
вышло..
Кстати папские крестоносцы внесли свою громадную лепту в падении Византии.
Стамбульский "патриархат ортодоксов" не имеет никакого отношения к православию.
Посмотрите на вывески в Стамбуле :
BAGIMSIZ TURK ORTODOKS PATRIKHANESI
(ОРТОДОКСАЛЬНОЕ ПАТРИАРШЕСТВО ТУРЦИИ ) ,
ISTANBUL BAS EPISKOPOSLUGU
( СТАМБУЛЬСКИЙ ЕПИСКОПАТ)
ANADOLU ORTODOKS KILISESI
ОРТОДОКСАЛЬНАЯ (ПРАВОСЛАВНАЯ )ЦЕРКОВЬ АНАТОЛИИ