2 сентября в ходе совещания президента Украины с членами правительства, руководством парламента и правоохранительных органов новоназначенный премьер Алексей Гончарук представил некий черновой план работы правительства и цели, которых оно планирует достичь. Стоит оценить реалистичность озвученных целей.
Одной из первых задач он назвал введение рынка сельскохозяйственных земель: «Мы смоделируем либерализацию рынка земли таким образом, чтобы никто не потерял землю. Чтобы люди стали богаче в результате этой реформы, а не наоборот, чтобы не спекулировали, чтобы не было рейдерства». На «моделирование» отведено всего месяц, уже 1 октября законопроект должен быть в Раде, которая ныне работает в режиме «бешеного принтера».
Но удастся ли сделать «всем красиво»? Или слова премьера — не более чем отмазка для успокоения общественного мнения? Еще в июле глава секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский рассказывал, что действует рабочая группа, которая ведет консультации с Мировым банком по модели запуска рынка. «Частичное это будет открытие или полное, кого допустят к покупке земли, — обсуждается. Но, скорее всего, будет выбран наиболее либеральный вариант — с допуском к покупке украинских черноземов иностранных инвесторов, — предполагает Забловский. — Что, собственно, и лоббируют международные кредиторы».
В том, чьи рекомендации перевесят, особо сомневаться не приходится, а значит, на Украину хлынут потоки международных спекулянтов, дабы скупить по дешевке столь драгоценный ресурс. И этот приток спекулянтов способен попросту парализовать весь ныне действующий украинский агрокомплекс. Сейчас практически все средние и крупные агропромышленные структуры Украины арендуют землю у владельцев паев. Порой такая аренда является частью трудового соглашения, когда владелец пая работает у собственного арендатора, часто сдают свои паи в аренду пенсионеры, а нередко и их наследники, давно потерявшие связь с агропроизводством. Естественно, получив возможность продать свой пай и получить сразу на руки очень солидные для них деньги, многие (особенно из последних двух категорий) сразу ею воспользуются.
И это отличная возможность рейдерского захвата работающих сегодня агропредприятий. Скупил часть их и всё — работа предприятия дезорганизована. Кроме убытков, она ничего не приносит, и владельцу ничего не остается, кроме как продать инфраструктуру, технику за «сколько дадут», поскольку ни о какой рыночной цене, балансе спроса и предложения речи нет — единственный потенциальный покупатель тот, кто уже скупил паи. Вероятно, в качестве фигового листочка в закон буден внесен пункт о приоритетном праве покупки нынешним арендатором, но для этого он в любом случае должен предложить цену, не низшую, чем сторонний покупатель. Многие ли из нынешних украинских агропроизводителей будут в состоянии её потянуть, тем паче не попав в долговую кабалу к банкам?
Видимо, по этой схеме и будет происходить экспансия транснациональных агрокорпораций на Украине с реальной перспективой ликвидации отечественного сельхозпроизводителя как класса. В интересах транснационального капитала, естественно, и «Большая приватизация», которая также входит в число главных приоритетов нового правительства.
Зеленский дал поручение Раде (с каких пор президент может давать поручения парламенту?) до 1 октября принять законопроект об отмене перечня объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации, а Кабмину — сформировать перечень стратегических предприятий, которые нельзя приватизировать.
Нужно отметить, что остающуюся в руках государства собственность можно разделить на две категории. Первая — это предприятия, выпускающие продукцию стратегического значения, прежде всего военную и двойного применения типа Южмаша. Все они после разрыва связей с Россией дышат на ладан и серьезных людей вряд ли привлекут (сбыта для «Антоновых» нет, а кардинально модернизировать производство, скажем, для производства «Боингов» американцы не захотят — своих мощностей в США хватает), разве что китайцев, да и то лишь для того, чтобы получить доступ к технологиям и вывезти их к себе в Поднебесную. Но история с реакцией Америки на попытку покупки китайцами акций «Мотор Сич» показывает, что это направление закрыто. Впрочем, для Украины можно сказать, что оба варианта плохие.
Другое дело — инфраструктурные предприятия, электростанции, железная дорога, порты и т. п. Спрос на их продукцию и услуги гарантирован, пока на данной территории сохраняются признаки цивилизации, поэтому интерес к ним будет. Очевидно, о них и идет речь в первую очередь, ведь Зеленский поручил парламенту до 1 октября принять закон о концессии и до 1 января 2020 года провести пилотные конкурсы по передаче в концессию морских портов «Ольвия» и «Херсон», а также подготовить план реструктуризации Укрзализныци, чтобы либерализовать рынок локомотивной тяги.
Фактически же речь идет о передаче зарубежным владельцам естественных монополистов. К чему это может привести, наглядно показывает пример Болгарии. Там под красивые фразы о привлечении инвестиций американским покупателям угольных электростанций гарантировали на несколько десятилетий очень высокий уровень цен на электроэнергию, а проект АЭС, которая могла бы составить им конкуренцию, закрыли (пришлось выплатить 1 млрд долларов неустойки Росатому). В результате дикие, неподъемные для населения цены на электричество (а оно в Болгарии используется для отопления) привели к нескольким случаям самосожжения граждан зимой 2015 года.
Единственное, чего можно ожидать от обвальной приватизации, так это разового поступления средств в бюджет, но пойдут они на латание дыр, прежде всего на покрытие внешних и внутренних долгов. Не зря ведь на ней так настаивает МВФ. Страна находится в предефолтном состоянии, приходится выпускать трехмесячные облигации внутреннего займа под 17% годовых. Так что доходов от приватизации даже по самому оптимистическому сценарию вряд ли на это хватит — до 2025 года Украина должна выплачивать уже по набранным долгам порядка 8–10 млрд долларов. ежегодно.
Поэтому большой скептицизм вызывают заявленные планы привести в нормальное состояние 24 тыс. километров дорог, развивать аэропорты и морские порты, запустить внутренние водные пути, покрыть всю страну качественным быстрым интернетом. Так и хочется воскликнуть: «Где деньги, Зин?» Как показывает опыт, не сможет особо помочь и легализация игорного бизнеса и добычи янтаря. Скорее, тут уже речь идет о поиске каждой копеечки, когда не особо задумываются о дальнейших последствиях.
О последнем пункте программы — «Диджилитизации» следует сказать особо. «Страна в смартфоне» стала настоящей идеей фикс для Владимира Зеленского, и в новом Кабмине даже создано особое министерство диджилитации (а вот сельское хозяйство сочли недостойным отдельного ведомства, его присоединили к Минэкономики), глава которого получил и одно из вице-премьерских кресел.
«Мы проанализируем все государственные реестры, все базы данных, все существующие объекты, все государственные органы и так далее, чтобы понять, что мы, собственно, имеем, потому что сегодня цифры нас очень часто обманывают. Мы не можем нормально посчитать бюджет на следующий год. По результатам инвентаризации мы подготовим план цифровизации и 2020 год станет годом тотальной цифровизации страны. В 2020 году мы должны цифровизировать все, что не успеем в этом, а в этом мы успеем много… После 2020 года украинское государство должно быть полностью в цифре, в смартфоне», — заявил Гончарук, добавив, что Кабмин планирует с 1 октября запретить бумажный документооборот между государственными органами.
А Зеленский поручил до 1 декабря провести полный аудит государственных реестров и упорядочить их, «создать условия для проведения электронных выборов и электронной переписи населения». Кроме этого, до конца года нужно утвердить план по дерегуляции и переводу предоставления разрешительных документов в электронную форму. Он хочет, чтобы к 1 января 2020 года 30 самых популярных сервисов для граждан и бизнеса были переведены в электронный формат.
Что же, в целом идею следует считать неплохой, но возникает все тот же сакраментальный вопрос о средствах. Такая масштабная программа — удовольствие не из дешевых. Второй вопрос — объявленные сроки. Любой IT-специалист скажет, что за год, тем более несколько месяцев, выполнить такую масштабную работу настолько же нереально, как девяти женщинам невозможно за месяц родить ребенка.
Ну а к чему может привести стремление выполнить президентские указания в срок, так любой из нас знает, с чем приходится сталкиваться, когда имеешь дело с новыми сырыми программами и сервисами. Авральный переход на цифру госучреждений может полностью парализовать их работу. А ведь госсервисы имеют и особые требования по безопасности, также требующие особой проработки и времени на это. Последствия пренебрежения этим просто жутко представить.
Президент поручил премьер-министру, министру финансов и председателю НБУ до 1 октября создать условия «для снижения коммерческими банками кредитных ставок» и сделать более доступными ипотеки. И снова возникает сакраментальный вопрос: как? В рыночной-то экономике цена любого товара определяется балансом спроса и предложения, а деньги — тоже товар, которым торгуют, продавая и покупая, банки, т. е. выступая в качестве посредников. Ценой же и является процентная ставка.
И как можно «убедить» банки снизить проценты? Ведь тогда им придется снижать и проценты по депозитам. И кто тогда будет давать банкам взаймы? Конечно, есть механизмы финансового регулирования, но это очень сложный и деликатный инструмент, где каждый шаг чреват побочными эффектами и требует особой аккуратности, кавалеристские наскоки могут иметь очень тяжелые последствия. Основное же правило — кредитные ставки идут вниз при оздоровлении экономики, которое первично.
Остальные же идеи, как этого добиться, можно в целом свести к стандартному набору: что-то усилить, а что-то (давление на бизнес), наоборот, ослабить, принять очередные «правильные» законы, спрашивать строже, ответственность усилить, плохих чиновников заменить на хороших и т. д. и т. п. В общем, то, что обещали все предыдущие правительства.
Правда, нельзя не заметить, что в порядке обновления уже пошел процесс выдвижения «свадебных фотографов» на всех уровнях, и к чему это может привести, понятно. Известно, что отлаженной структурой может руководить и ведро с керосином, лишь бы оно не вмешивалось в работу. А если ведро с керосином на каждом уровне, причем абсолютно уверено в том, что уж оно-то знает, как вести дела?
Впрочем, про пару «инноваций» сказать нужно. По словам Гончарука, весной 2020 года Украину ждет налоговая реформа, а в этом году нужно «отремонтировать» администрирование налогов. Проект изменений в Налоговый кодекс на 100 страниц правок уже подан в Раду. Пока специалисты его изучают, но уже понятно, что платить за все будут промышленники и в первую очередь металлурги.
А ведь металлургия — именно тот «локомотив», который худо-бедно тянул украинскую экономику все годы независимости, и ныне она переживает далеко не лучшие времена. Получается, шатающегося подтолкни? Впрочем, о поддержке реального сектора экономики, производства у Зеленского и Гончарука практически и не вспоминали.
В контексте поддержки металлургов (как известно, практически все металлургические предприятия Украины находятся в руках олигархов) нельзя не вспомнить и еще один пункт объявленной программы. Гончарук заявил, что проблема рейдерства должна быть ликвидирована в течение следующего месяца: «У нас есть замечательная команда в Министерстве юстиции. За ближайший месяц история с рейдерством, с этими махинациями в реестрах должна уйти в прошлое навсегда». А Зеленский поручил до 1 октября внести в Раду законопроект об усилении гарантий защиты государственной собственности, прав учредителей юридических лиц и противодействии рейдерству.
Так и хочется воскликнуть вслед за Константином Станиславским: «Не верю!» Ведь главным демиургом нынешней власти справедливо считают Игоря Коломойского, давно и заслуженно носящего титул главного рейдера Украины. Ничто не указывает на то, что он изменил своим привычкам, наоборот, новые возможности для него — отличный повод «сыграть по-крупному», замахнуться на тех коллег по олигархическому цеху, которые раньше были не по зубам. И судя по всему, этот процесс уже начался. Не нужно объяснять: когда предприятие становится объектом рейдерской атаки, на его повседневной деятельности это сказывается самым печальным образом. Тут же речь идет о государствообразующих (по аналогии с градообразующими) предприятиях.
Коломойский же публично пообещал, что в новом правительстве воровать не будут (и опять замечу, что ни один из былых президентов и премьеров не говорил, что при нем будут продолжать воровать. — Авт.)
Он имел ввиду нардепов из президентской фракции. Но разве новоназначенные министры из другого теста? Тем более свадебные фотографы, из которых чуть ли не по объявлениям в газете формируется новый госаппарат до самого низа.
Источник
Рейтинг публикации:
|