В последние несколько лет в интернете, прежде всего в мемосфере, появился стереотипный образ славянина, который вызывает гордость у восточных европейцев. Сложно назвать его положительным, все еще не так хорошо, но функционирующая в сети фигура сидящего на корточках славянина («squatting Slav») выглядит в какой-то степени привлекательной. При этом история представления о славянах на Западе отнюдь не была историей успеха.

«Грязных славян и гуннов», которых видит из окна поезда западный путешественник, описывал еще классик «руританского романтизма» рубежа XIX и XX веков, то есть жанра любовно-приключенческих романов, чье действие разворачивается в странных неизведанных странах на восточных рубежах Европы (его основоположником был Энтони Хоуп).

Центральная Европа представала в образе вышеупомянутой Руритании, или Бордурии — автократического государства из комикса о Тинтине. Это было метание между двумя образами: примитивной сельской местности, где рекой льется самогон, которую колонизирует Запад, и политического деспотизма, становящегося основой самосознания. Что же, когда Восточная Европа сбрасывает с себя «идеологическую зависимость» от Запада, это всегда заканчивается адом, а сам Запад, в свою очередь, редко готов с пониманием относиться к восточноевропейской болезненной чувствительности и комплексам.

Лишь иногда, когда славянин появлялся на баррикаде, его типичные деревенские усы превращались в усы рыцаря, алкоголизм начинал казаться обворожительным декадентством, а общая помятость — панковским стилем. Однако «вау-эффект» обычно не длится долго. Достаточно вспомнить, как недолго продержался образ героического украинца с Майдана: после недолгого имиджевого взлета в Польше он вновь превратился в бедного гастарбайтера, на котором поляки могут отыграться за то, что сами выступают в подобной роли на Западе.

Крутой чувак на «жигулях»

Образ сидящего на корточках рядом с многоэтажкой простого славянского парня несколько меняет всю эту схему. Мы видим довольно простую картину: он пьет (в мемах его обутые в поддельные «адидасы» ноги порой опираются на две пивные бутылки), решает проблемы силовыми методами (частыми героями мемов выступают «зеленые человечки» Путина в кроссовках и спортивных костюмах) и говорит на ломаном английском, регулярно вплетая в него матерные слова. Еще он слушает хард басс — принесенную с Запада и пропущенную через фильтр российской культуры ритмичную музыку, танцы под которую напоминают движения подключенного к трансформаторной будке пьяного представителя молодежной субкультуры с окраины. Само сидение на корточках ассоциируется у некоторых с «монгольскими ордами», ментальными потомками которых стали славяне, ведь это «степная», «азиатская» привычка. Как еще сядешь в широкой степени?

 

Между тем сидящий на корточках гопник, может быть, и ездит на разваливающихся «жигулях», но при этом он столь суров, что к нему лучше не подходить без ножа или «калашникова». Светскости ему, конечно, недостает, но зато он излучает такую специфическую дикую сексапильность, что вызывает в мире не только иронические насмешки, но и некое восхищение. Это редкий случай, ведь раньше положительные представления о себе мы формировали сами, а за границей о них никто не слышал.

 

Недавно в Киеве у площади Независимости мне встретилась группа японцев в кроссовках, спортивных костюмах и кепках, которые тоже часто считаются частью гопнического стиля. Туристы садились на корточки и с серьезным видом делали селфи, а прохожие недоумевали, что за флешмоб происходит, и почему эти люди пародируют местных дворовых хулиганов.

Сидящий на корточках славянин стал настолько популярным, что его образ проник в моду. На Западе обрел известность, например, дизайнер Гоша Рубчинский, который давно черпает вдохновение в стиле жителей российских спальных районов. Датская вокалистка MØ решила с головой окунуться в «экзотику» Восточной Европы и сняла клип к песне «Каммикадзе» в Киеве, совместив постсоветский постапокалипсис с образами в духе «Безумного Макса».

Такой близкий реднек

Образ сидящего на корточках славянина один в один напоминает бытующее в США стереотипное представление о реднеке. Житель американской провинции (чаще всего юга или Среднего Запада), называемый также «хиллбилли», играет ту же роль, что российский гопник и общественная группа, которую тот представляет. Это грубый и прямой, зачастую консервативный, но ценящий свободу человек. Гопник выступает против «либеральных выкрутасов» и прекраснодушия Западной Европы, которые та «хочет ему навязать», а реднек — против «идеологической тирании» либералов из больших городов с Западного или Восточного побережья.

Мемы с их участием тоже похожи. В сериях роликов в Ютубе под названием «Только в России», «Только в Польше», «Только в Сербии», которые изображают веселых восточных европейцев, катающихся на прицепленной к «жигулям» двери от туалета или прыгающих с крыши хрущевок в сугробы, мы видим то же самое, что смешит янки в реднеках: придурковатую, а порой доходящую до крайности спонтанность.

Однако забавляет она и самих реднеков. Как восточные европейцы сами начинают с удовольствием входить в роль «клевых сквоттинг славз», получив наконец образ, который, возможно, нельзя назвать привлекательным, но которым можно извращенным образом гордиться, так и реднеки давно упиваются стереотипными представлениями о себе. На страницах сторонников Трампа в Фейсбуке или Инстаграме есть множество мемов из разряда «стиль жизни реднека», где, например, усатые парни в бейсболках купаются в бассейне, устроенном в кузове пикапа. В мире сидящих на корточках славян бассейны устраивают, в свою очередь, в обычной многоэтажке, покрыв пол комнаты пленкой и налив туда воды, как можно увидеть на популярных в сети фотографиях.

Кадр из клипа Beyoncé - Formation (Dirty)

В соприкасающейся с мемами теме «технологии реднеков» и «технологии славян» тоже обнаруживаются параллели: мы видим подклеенные скотчем и подвязанные веревками автомобили, всевозможные эффектные временные решения и конструкции, представляющие опасность для жизни и здоровья пользователя (например, поставленные пирамидой табуретки, на которых стоит человек, красящий потолок). Три года назад именно реднеки выбрали для всех остальных американцев Трампа, в чем на юге видят «историческую справедливость»: они навязали Вашингтону «своего» (если не по происхождению, то хотя бы по идеологии) человека.

В «войне» между Западом и Восточной Европой функционируют многие механизмы Гражданской войны в США. Это заносчивость и «презрение» Вашингтона/Западной Европы к Югу/Востоку, которые чувствуют, что их используют, нежелание соглашаться с навязыванием новых либеральных порядков и отвергать старые проверенные решения, вступая таким образом в таящую опасности область поиска каких-то других. Так, как Конфедерация не хотела отказываться от рабов, так Польша не хочет сейчас отказываться от использования угля и так далее.

Если типичный реднек поддерживает Трампа, то сидящий на корточках житель российской окраины из мемов поддерживает Путина. Впрочем, российский президент тоже часто становится героем интернет-шуток и в целом соответствует архетипу гопника: это придерживающийся консервативных взглядов, порой грубый, погруженный в бандитскую эстетику человек, который сопротивляется Западу.

Крутой народ

Даже если кто-то из славян, чувствующих, что явление славянского сидения на корточках имеет к ним отношение, не считает себя каким-либо образом связанным с Путиным, мне придется его огорчить: Путин в каком-то смысле выступает его президентом. Характерно, что мемы о «слав сквоттинге» описывают Восточную Европу как целое, не делая различий между западными, центральными и восточными славянами. На интернет-форумах появляются фотографии из Польши или Хорватии и даже неславянских стран Балтии или Восточной Германии. Когда в Косово ставили пьесу о Слободане Милошевиче, сербов изобразили в образе сидящих на корточках парней в спортивных костюмах.

Таким образом появляется любопытная конструкция: к дешевой пропаганде, при помощи которой Россия создает свой неопанславизм с Кремлем во главе, привлекают интеллектуалов, представителей артистических кругов, гуманитариев и хипстеров, поскольку среди них популярен образ сидящего на корточках славянина. Раньше Москва старалась привлечь сторонников, продвигая мышление в духе «Запад переоценен, кроме того, им давно правят ислам и ЛГБТ, а у нас по крайней мере порядок и можно публично призывать вернуть женщин на кухню и запретить извращения».

Раз в дискурсе России и ее идеологических побратимов (то есть приверженцев нелиберальной демократии) всегда был важен аспект «Запад нас не уважает, поэтому мы должны уважать себя сами», сейчас к примитивным пропагандистским приемам благодаря фигуре сидящего на корточках славянина добавилось новое явление. Оно вошло в моду и приобрело популярность, так что с ним не стыдно ассоциировать себя в том числе молодым интеллектуалам, погруженным в мемосферу: «Мы пьяные и носим мокасины со спортивными костюмами, но зато мы такие клевые, что нам подражает даже Запад».

С этим явлением соотносится, например, широко описывавшаяся в свое время российской прессой история о том, как на одном аэродроме где-то в глухой российской провинции пассажирам пришлось толкать самолет, чтобы он мог завестись. Во времена Ельцина российская душа была бы оскорблена такой ситуацией, считая, что Россия опозорилась перед всем миром, а сейчас этот мир слышит другое послание: «И такой крутой народ Запад собирается сломить санкциями?»

Впрочем, не исключено что кремлевские фабрики троллей сами имеют отношение к этому феномену, поскольку многие связанные с эстетикой «слав сквоттинга» страницы в Ютубе используют такой дискурс, какого не постыдился бы «Спутник» или Жириновский. Также возвращается риторика эпохи холодной войны. Сидеть на корточках настоящий славянин должен правильно, не отрывая пяток от земли, а ставя на нее всю стопу. Такую истину провозглашает известный в мире сидящих на корточках славян лозунг на ломанном «славянском» английском языке: «Heels on ground — comrade found, heels in sky — western spy», то есть «пятки на земле — обретенный товарищ, пятки в воздухе — западный шпион».

Поляки, как кажется, оценивают образ сидящего на корточках славянина как с внешней, так и с внутренней перспективы. Мы разрываемся между восточнославянской и западной латинской стихиями вот уже тысячу лет, демонстрируя это порой в неожиданных местах. Например, на одном известном граффити в центре Нидзицы в 1990-е годы, то есть в момент расцвета гопнической культуры, какой-то специалист по культурной геополитике провозглашал: «Гопники пришли с востока, из России, а не с Запада или из Америки!»

Так что, с одной стороны, изображая простых парней, сидящих на корточках, поляки играют в диких «степных людей», а с другой — для нас (и этим мы отличаемся от Запада или Японии) в этом образе есть что-то родное и привлекательное, хотя бы потому, что это первое привлекшее к себе внимание и закрепившееся в западном мире стереотипное представление о славянине.

Уже не «нигде»

Другие европейские периферии, южные страны или Ирландия, уже имеют описывающие их клише, которые, как это обычно бывает, сочетают в себе насмешку и одобрение. Ирландец набожен, много пьет, но готов постоять за себя, и вообще это хороший товарищ. Итальянец — ловелас и маменькин сынок, но он умеет поднять настроение, а, кроме того, живет в прекрасной стране вина, узких улочек, солнца и бесконечных вечеринок. Восточная Европа с ее сидящим на корточках славянином приобретает несколько панковский облик: это постапокалиптическая версия Запада, населенная, возможно, злоупотребляющими разными веществами, но, как ирландцы или реднеки, мужественными людьми, которые способны вилкой починить машину, а ложкой срубить дерево и сделать из него танк.

Следует отметить, что раньше Запад не распространял свои стереотипные представления на Восточную Европу. Она, как в «Короле Убю», находилась «нигде», а если даже и существовала, то была лишь некой условной страной бродящих в грязи бородачей, как Элбония из «Дилберта» Скотта Адамса (Scott Adams). Например, в комиксах об Астериксе не появилось выпуска, посвященного славянам. Французская серия описывала все страны и народы, насчет которых у галлов-французов было какое-то мнение, от римлян, германцев и бриттов до индусов и индейцев, но славяне в ней просто отсутствовали. Аргумент, что в те времена они не соседствовали с галлами, в данном случае выглядит неубедительно, ведь создателей «Астерикса» историческая правда волновала не больше, чем Мачеревича (бывший министр обороны Польши, — прим.пер.) логика.

Так что сидящий на корточках славянин — это первый стереотипный образ Восточной Европы, в котором появляется характерный представитель славянских народов, речь и поведение которого, пусть даже с долей иронии, хочется копировать. Здесь нет злой насмешки над славянами  они представлены так, как многие смотрят на Майка Тайсона  вроде бы варвар, но какой клевый! Так что образ набирает популярность, хотя существуют опасения, что вместе с ним распространяется и российская пропаганда.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.