Владимир Зеленский мечтает о государстве в смартфоне. Кое-кто жестоко высмеивает его за эту блажь. Но хейтеры похоже недооценивают тёмную сторону силы сетевых технологий (SMM), которыми удалось свергнуть тех, кого привел во власть Майдан.
А сегодня сетевые технологии позволяют совершать настоящую революцию в отношении средств производства и святая-святых постсоветского мира — земли. Подробностей слишком много, не обо всем можно рассказать в одной статье даже схематично. Это первая попытка. Но со старта можно четко утверждать, что государство в смартфоне — это не прожектерство. Оно уже существует.
История одной фотографии
Вечером 10 сентября 2019 года в сетях появилась первая совместная фотография Зеленского и Коломойского. Сказать, что это сенсационное фото — ничего не сказать. Достаточно вспомнить галактику слухов о том, как и насколько связаны эти два человека. Квинтэссенция облачных мифов та, что Зеленский всего лишь марионетка Коломойского. От этого тезиса пляшут все мнения, от грязных сплетен до классического политического анализа. Из него складываются картины одна другой конспирологичнее, тема тандема Коломойский-Зеленский не теряет вкус и букет. Но до сих пор все статьи и посты об этом авторы иллюстрировали склеенными в фотошопе портретами главных персонажей. Во вселенной ГУГЛа, Яндекса и прочих поисковиков совместное фото отсутствует. И вот, наконец, оно появилось, его еще долго будут использовать.
В этом фото зашито несколько вопросов. «Кто это снимал?», «кто это выложил?», «почему на фото не все участники встречи?». Наконец — «зачем и что значит»? Сети немедленно взялись за расшифровку. Вопрос, кто выложил, сразу отвечен — сам Зеленский. Фото одно просто потому, что обычно на подобных совещаниях работают «личники», штатные фотографы Офиса президента. На этот раз личника не пригласили, взяли только профессиональный фотоаппарат. Не захотел попадать в кадр (видны только руки и фрагмент ноги) новый генеральный прокурор Руслан Рябошапка. Фотографировал Кирилл Тимошенко, заместитель руководителя администрации Офиса президента Андрей Богдана. Рябошапка не пожелал попадать в кадр, потому что по его мнению это могло бы породить легенду о том, что на встрече решали кого сажать будут. Как раз накануне новый глава ГПУ пообещал всем 1937 год. И еще: все ответы на все вопросы были даны абсолютно без участия официальных лиц.
За кадром
Фото было выложено в Facebook, на странице президентского Офиса. Официальный комментарий сообщал, что на встрече обсуждались вопросы ведения бизнеса и некоторые аспекты функционирования энергетической сферы. Кроме олигарха Коломойского, президента Зеленского, главы Офиса Богдана в кадре помощник главы государства (соучредитель 95 квартала) Сергей Шефир, премьер-министр Гончарук, министр энергетики Оржель. Вырезан из кадра генпрокурор Рябошапка. «У нас теперь министров вызывают на встречи с олигархами?», — задает едкие вопросы Сеть. «Стратегическая шестерка», «Топ-менеджер и мажоритарный акционер обсуждают дивиденды за 2019 год», «Советуем выложить запись встречи в YouTube — гарантируем миллионы просмотров» и прочая, прочая, прочая.
Версии же о том, что наличие Рябошапки — свидетельство обсуждения компромата на Порошенко и Ко, а также составление списков на расстрел — вишенка на тортике. Если откинуть шелуху, то понятно, что если бы фото не выложил сам Зеленский о посещении Банковой Коломойским все равно стало бы известно и это родило бы еще больше хороших и годных конспирологий. Приз за разгадку зашифрованного фото я бы отправил телеграмм-каналу, который в общих чертах и с юмором написал, что наличие «уважаемых людей» — всего лишь прикрытие присутствия Коломойского, который пришел по своим личным делам. Пиарщикам анонимный телеграммщик поставил высший бал за умение работать на упреждение. «А чтобы журналюги не писали, что олигарх приехал втихаря к своей марионетке, Зе выложил фотку сам. Красиво ребята работают, папередникам есть чему поучиться. Сделал селфи с Коломойским и вроде как не при делах, круглый стол с бизнесом и никаких муток, прозрачно и демократично. Европа, блин. Хорошая постановка, аплодирую».
Немного матчасти
Вся эта история изложена так подробно только лишь для того, чтобы на ее примере, очень ярком и эталонном, показать принципиально новые технологии, которые использует команда Зе. Это доказательство существования «государства в смартфоне». Банальная встреча с олигархом, причастным к перевороту 2019 года, была красиво обернута и дорого продана. И это не традиционный маркетинг, а другое. SMM (Social Media Marketing) — это то, что использует сегодня новая власть вместо традиционных политтехнологий. Маркетинг в социальных медиа. Продавая товары и услуги можно купить внимание аудитории рекламой. Доверие же электората купить нельзя. На этом пролетели, став частью истории, тысячи политиков, в том числе «хунта» с Майдана. Петр Порошенко не владел приемами SMM и не верил в социальные медиа. Поэтому он сегодня вынужден на больных от диабета ногах бегать по сессионному залу блокировать трибуну и ходить на допросы в ГБР.
В соцсетях миллионы активных граждан Украины. Это не телезрители. С помощью ВКонтакте, Facebook, Instagram, других популярных платформ, делалась «революция достоинства». Без преувеличений. Там же Зеленский победил на выборах, положив конец «революции гідності». Поэтому SMM сегодня, окончательно отделившись от PR, способна вывести умелую команду, которая владеет этим искусством, на самый верх. Команда Зе умеет это делать, потому что пришла из шоу-бизнеса, теснейшим образом связанного с политикой. Многочисленные пародии, и комедии-гротески не прошли даром. И если это так, то конкурентов на сегодня у команды Зе и самого Зеленского нет. Они монополисты, завоевавшие Украину так надолго, пока не появится кто-то, кто покажет еще более высокий уровень SMM. На сегодня капля вирусного маркетинга (а фото с Коломойским безусловно вирус) при резонирующем информационном фоне убивает тиранозавра, а обычную лошадь разрывает, как хомячка.
Приятное с полезным
На этом, космического масштаба, фоне несколько мелковато выглядит информация о том, что команда Зе при помощи своих сетевых инструментов зарабатывает на бренде президента Украины, минуя Конституцию. Это немножко незаконно, но пока новой, яркой команде либертарианцев прощают абсолютно все, тем более такие мелочи. Но это есть. 29 июля, сразу в трех тг-каналах президента Владимира Зеленского появились сообщения с предложением размещать в них рекламу. Последнее подобное объявление было сегодня. Для связи оставлен контакт администратора данных каналов. В рекламе говорится, что запросы на рекламу будут приниматься только «адекватные». Администратор, ответив на запрос, сообщил, что в тг-каналах не будет рекламироваться казино, букмекеры, наркотики, даркнет и другие незаконные вещи.
По его словам, стоимость одного объявления в канале президента составляет 450 гривен, в канале его «команды» — 600 гривен, а у партии «Слуга народа» 200. Также есть и бонус, если заказчик возьмет оптом все три канала: репост в аккаунт с 1000 активных подписчиков, и скидка 250 грн. Несмотря на то, что дилер указывает, что каналы «Володимир Зеленський (Президент України)», «Зе! Команда» и «Партія СЛУГА НАРОДУ» являются неофициальными, они имеют прямое отношение к Владимиру Зеленскому, президенту Украины. В Конституции, законе о президенте, о рекламе, про тг-каналы ничего не сказано. Как и кто отчитывается перед фискальными органами и отчитывается ли, неизвестно. На данный момент у тг-канала президента Украины чуть более 10 000 подписчиков, что намного меньше, чем у Порошенко. Но Порошенко катать рекламу у себя не додумался.
Облако Зе
Накануне выборов украинскую тему можно было считать мертвой за отсутствием реальных действий в океане пустозвонства. Ситуация изменилась, как только сменилась власть. Появилось целое облако каналов в Telegram с политическими «инсайдами», которые в настоящее время превзошли по темпам роста даже «инсайдеров Кремля». Аудитория растет, она включает в себя десятки тысяч подписчиков, так что по охвату аудитории облако Зе превзошло аудиторию СМИ. Именно там создается информационный фон для SMM-вбросов Зеленского. И, что характерно, в отличие от «кремлевских инсайдеров» эти — подтверждаются. На сегодня по числу подписок каналы Зе превзошли уже упомянутые каналы президента Украины. У самого популярного, чье название взято от разыгранного Зеленским эпизода с шаурмой, аудитория (25 000) намного превосходит тг-каналы самых крупных новостных сайтов — «ТСН.ua» (16 000), «УП. Кляті питання» (15 000), «Сегодня» (10 000).
Стиль работы примерно одинаковый — до 20-ти коротких постов с «инсайдами», со ссылкой на анонимные источники, то есть без доказательств. На сегодня эти инсайды подтверждаются реальной политикой. Это делает каналы Зе чертовски популярными и их уже начали вовсю цитировать российские тг-каналы («кремлевские инсайдеры») с сотнями тысяч аудитории. О связи говорить рановато, но факт, что за считанные месяцы на «диком поле» взошел урожай целого созвездия популярных площадок, говорит только о том, что финансирование этой «фермы» может осуществляться российским капиталом. Пока не в крупных масштабах, о чем свидетельствует сравнительно небольшая в сравнении с российскими фермами аудитория. Но именно она сегодня формирует информационный фон вокруг Зе и его команды. С ее помощью SMM-оружие Зеленского стало таким смертоносным и непобедимым. И эта тема только набирает обороты.