Георгий Мосалов, Анастасия Румянцева
Чрезвычайный комитет при британском правительстве (COBRA) должен работать круглосуточно из-за риска возобновления большой игры с Россией. Об этом заявил глава Объединённого командования вооружённых сил королевства генерал Патрик Сандерс. Большой игрой называют противостояние Британской и Российской империй за господство в Южной и Средней Азии в XIX и начале XX века. По мнению экспертов, с помощью таких заявлений Лондон пытается отвлечь международное сообщество от проблем, связанных с брекситом. При этом, называя себя жертвой соперничества с Россией, Соединённое Королевство ставит под удар те взаимовыгодные связи, которые существуют между странами, считают аналитики.
Чрезвычайный комитет при британском правительстве (COBRA) должен перейти на круглогодичный режим работы из-за угрозы возобновления стратегического противостояния с Россией. Об этом заявил глава Объединённого командования Вооружённых сил королевства генерал Патрик Сандерс.
Он утверждает, что Москва может начать новую большую игру. Этот термин используют для описания противостояния между Россией и Великобританией за господство в Южной и Средней Азии в XIX и начале XX веков. Однако Сандерс опасается, что новое соперничество, которое якобы могут развязать РФ и КНР, будет серьёзнее — «на стероидах».
«Создание ситуационного центра или механизма за рамками правительственных комитетов, собирающихся в залах под зданием секретариата кабинета министров, и существующих кризисных центров — важная часть процесса повышения стойкости Великобритании перед лицом стратегических угроз, стоящих перед нами», — приводит слова генерала The Telegraph.
По мнению Сандерса, «возвращение конкуренции великих держав» привело к тому, что военные действия ведутся также и в киберпространстве. Более того, генерал убеждён, что Великобритании в киберпространстве угрожают «враждебные государства и практикующие насилие экстремисты».
В связи с этим глава Объединённого командования призвал к более тщательной координации всех ведомств — от военных до тех, которые должны реагировать на гражданские угрозы. Для этого Сандерс предлагает создать национальный кризисный центр и должен будет собрать различные рычаги управления, отметил генерал. По его мнению, возглавить ведомство должен советник по нацбезопасности Марк Сидвилл.
«На случай множественных атак нам может потребоваться новый механизм противодействия масштабным и сложным атакам. Поэтому я поддерживаю эту идею. Однако поддержки на словах со стороны Министерства обороны недостаточно, поскольку разговорами цели не достигнуть», — подчеркнул Сандерс.
- Патрик Сандерс
- © Martin BUREAU / AFP
Отвлечь от брексита
При помощи подобных заявлений Лондон стремится отвлечь внимание международного сообщества от внутрибританских проблем, считает заместитель директора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров.
Британские депутаты повторно отвергли инициативу проведения досрочных парламентских выборов в октябре. Наряду с этим они обязали...
«Это попытка отвлечь и внимание избирателей, и вообще мирового сообщества от тех проблем, в которые Великобритания сейчас попала. В частности, непонятная ситуация с брекситом, с Европой. Я думаю, что он посчитал, что самое время заявить об особой роли Великобритании в мире, о её ответственности за мировую безопасность», — сказал он RT.
Россия же в этом контексте используется, чтобы продемонстрировать свою значимость, убеждён Шатров. Так как Москва играет значительную роль в международной политике, то, говоря о «противостоянии» ей, другие страны стараются повысить собственный авторитет, пояснил эксперт.
«Если ты каким-то образом хочешь, чтобы твоя роль в мировой политике была приподнята, достаточно вступить в какое-то взаимодействие (с Россией. — RT) — противостояние, или, наоборот, дружеские отношения, — и сразу твой статус повышается. Я думаю, что Великобритания, играя на этом надуманном конфликте, повышает свои ставки в мировой политике», — добавил аналитик.
Такая позиция Лондона вредит двустороннему сотрудничеству, убеждён политолог Юрий Светов.
«Не является Россия ключевой проблемой для Британии, но эта истерия, это желание выставить себя жертвой приводит к тому, что жертвой становятся взаимовыгодные политические, экономические, культурные отношения», — сказал он RT.
«Высокая вероятность — высокая эффективность»
Примером сотрудничества британских ведомств Сандерс назвал действия Великобритании в связи с инцидентом в Солсбери, где в марте 2018 года в бессознательном состоянии были обнаружены у своего дома экс-сотрудник ГРУ Сергей Скрипаль и его дочь Юлия. По мнению генерала, реакция Лондона на это дело была «невероятно эффективной».
Также по теме
«Раскручивание внешней угрозы»: как скандал вокруг Скрипалей помогает Лондону ужесточать законы в сфере безопасности
Правительство Великобритании намерено изменить законодательство в сфере обеспечения национальной безопасности. Как заявил глава...
Отметим, что Великобритания обвинила Россию в отравлении Скрипалей нервно-паралитическим газом А-234, именуемым на Западе «Новичок». В связи с этим против Москвы Лондоном и Вашингтоном были введены санкции, также ряд западных стран выслали российских дипломатов.
Однако доказательств причастности России к этому инциденту так и не было представлено — в обвинительных заключениях использовалась формулировка «наиболее вероятно», или «хайли лайкли». Более того, несмотря на тот факт, что Сергей и Юлия — граждане РФ, доступ к ним российских дипломатических представителей так и не был предоставлен. Также к следствию не допускаются и представители правоохранительных органов России.
Москва неоднократно указывала на бездоказательность обвинений и призывает Лондон к сотрудничеству для совместного расследования произошедшего, однако безуспешно.
В связи с этим высказывание Сандерса, что реакция Лондона на инцидент в Солсбери была «невероятно эффективна», звучит странно, считает Светов.
«Теперь в мировой оборот запущено новое выражение «хайли лайкли», оно теперь является, видимо, примером высокой эффективности. Высокая вероятность — высокая эффективность», — сказал он.
По мнению Шатрова, Сандерс выдаёт желаемое за действительное и пытается вернуть дело Скрипалей в повестку дня.
«Это попытка выдать желаемое за действительное. Несмотря на то что сменился премьер, и на то, что делу Скрипалей не уделяется так много внимания, как при Терезе Мэй, тем не менее дело Скрипалей всё-таки остаётся той провокационной уловкой, по причине которой удалось запустить новую санкционную войну, — констатировал эксперт. — История со Скрипалями повлияла на международные отношения, соответственно, сейчас надо вдохнуть новую жизнь в этот проект».