Наш новый «ответ Чемберлену» устами министра обороны Сергея Шойгу заставил поволноваться Пентагон
России в очередной раз посоветовали вести себя «как нормальная страна». Эти слова прозвучали из уст главы Пентагона Марка Эспера. Главный «ястреб» США заявил, что было бы прекрасно, если бы Россия «могла вести как более нормальная страна, которая разделяет западные ценности, которые разделяют США, Франция и другие союзники по НАТО». Призыв заманчивый, но, увы, не осуществимый. Просто у нас разные понимания «нормальности». И ценности разные, и отношение к истории, и к нынешней реальности. Признаем — мы разные. Запад живет своей жизнью, Россия своей. Порой мы не понимаем друг-друга. Это как в семейной жизни, где у каждого свои уклады и восприятие отношений.
«Умом Россию не понять, аршином общим не измерить. У ней особенная стать — в Россию можно только верить», — гениальные строфы Федора Тютчева характеризуют всю суть русского, российского народа. Мы действительно своеобразная нация. Гордая, независимая. Непримиримая к врагам, дружелюбная к своим соседям, любящая и щедрая (даже долги прощаем и контактируем к былым завоевателям — привет французам и немцам!). У нас свой мир и его понимание, при разнообразии национальностей и этносов, которые веками живут бок о бок. Где-то есть свои правила и обычаи, ну там, за «бугром», мы их стараемся понять, осмыслить и принять. При этом даже если осуждаем, то не вмешиваемся, не навязываем свои правила. Ну, и нам не надо указывать, как жить. «Сами разберемся», — извечная мудрость России.
Нынешний сыр-бор произошел именно после слов пентагоновского начальника (до генерала Эспер так и не дослужился), который призвал Россию быть «нормальной». Отреагировали министр иностранных дел РФ Сергей Лавров и министр обороны Сергей Шойгу. Ну, просто ответили на вопрос в интервью. «Если он так сказал, то я отмечаю, что он призвал нас действовать как нормальная страна, а не как Соединенные Штаты, поскольку в ином случае мы должны были бы, действуя как США, бомбить тот же Ирак, ту же Ливию в грубейшее нарушение международного права, должны были бы в государственном бюджете выделять миллионы на вмешательства в дела других стран, как это сделал Конгресс, поручив Госдепартаменту тратить 20 миллионов долларов в год для того, чтобы „продвигать демократию“ в России, и мы должны были бы, наверное, поддерживать госперевороты — антиконституционные, вооруженные, как это сделали США со своими ближайшими союзниками в феврале 2014 года, когда украинская оппозиция под давлением радикалов, неонацистов разорвала соглашение, под которым стояли подписи стран — членов Евросоюза», — весьма дипломатично прокомментировал высказывание Эспера Сергей Лавров.
Сергей Шойгу был по военному краток. «Мы, наверное, всё-таки побудем пока «ненормальными». В общем, дал четко понять, что свой курс Россия менять не собирается, несмотря ни на какие санкции и ограничения. Такой своеобразный «ответ Чемберлену». Вспомним, что в 1927 году министр иностранных дел Великобритании Остин Чемберлен выдвинул требование к СССР прекратить «антибританскую пропаганду» и военную поддержку революционного гоминьдановского правительства в Китае. В ответ ему показали кукиш — в агитационных листовках, в том числе на спичечных коробках, появилась фига с надписью: «Вот наш ответ Чемберлену!» Собственно, сейчас произошло нечто подобное на слова Эспера о российской «ненормальности».
«Ненормальность» России глазами западного обывателя (не будем путать с более прагматичными политиками) выглядит в нескольких позициях. Россия активно вооружается, что грозит безопасности Европы и США. Россия «украла» Крым. Россия дружит с Китаем и другими «террористическими» государствами. И, вот парадокс, Россия легко переживает западные санкции. Ну, это же ненормально! Пусть живут западными ценностями!
А Россия не хочет жить по чужим правилам. Всё, что нас не убивает, делает нас сильнее. Ну, не смогли ничего плохого сделать все эти санкции и изоляции в отношении России. Надо ведь понимать, кого чем можно пугать. Северная Корея откровенно плюет на изоляцию от всего практически мира, в который не входит Россия, Китай и Индия, а это тоже полмира. Изолировать в международном плане Россию вовсе невозможно. Россия может сама изолировать любую из мировых держав. Мы, например, можем той же Америке устроить бойкот с их «Боингами». Вот перестанем покупать эти авиалайнеры — и рухнет вся авиаиндустрия США. Мы на своих вытянем, хотя и не совсем простая будет конкуренция. Но ведь уже есть аналоги! А у «Боингов» упадет рынок сбыта.
Именно проактивная политика американскому господству может вернуть статус мировой державы России. Как ни странно, мы умеем находить внутренние резервы именно в период изоляции. Ну, ведь замену «окорочкам Буша» сумели найти в конце 90-х и сейчас российская курочка рулит во всех магазинах. И танки стали лучше, и ракеты, от которых дрожит не только Ближний Восток в Сирии, но икается у стратегов в Пентагоне. Вы рассчитывали, что Россия встанет на колени? Ошибка — русские предпочитают умереть стоя!
Вот ещё какой парадокс во время всей этой санкционной истерии образовался, который вряд ли попал в обзоры западных аналитиков. Появилась очень устойчивая связка между российской армией и российским обществом. Без банальных «народ и армия едины», а именно на уровне доверия граждан своим защитникам. Люди поверили, что у страны есть надежная защита. Многочисленные учения, когда армия демонстрирует возможность отразить внешнюю агрессию, как на Юге, так и на Крайнем Севере, Востоке или Западе, успешная операция ВКС в Сирии, дали российской армии новый статус «непобедимой и легендарной». И здесь министр обороны максимально использовал не только высокий имидж армии, но и сумел вывести на новый уровень её боевые качества, которые признаны во всём мире.
Не будем бряцать военными мускулами — мощь российского оружия признана даже нашими откровенными неприятелями. И отдадим им дань уважения — их неприязнь позволила армии России выйти на новый уровень военной мощи именно из-за потенциальной внешней угрозы. Можно употребить устоявшийся фразеологизм «валять дурака» по отношению к армиям потенциального противника, но, похоже, они сейчас именно это и делают. В отличие от российской армии, которая сейчас находится в хорошей «физической форме» и далека от тех стереотипов Запада, которые всё ещё видят лишь «старую русскую ржавую ядерную дубинку». В общем, спасибо, господа — мы сделали выводы. Делайте теперь и вы.
Санкции Россию не убили (ну, невозможно убить одну шестую часть суши по определению). Это первый факт. Санкции для России сделали её сильнее — это второй факт. И вот третий, самый убойный факт, — Россия не хочет отказываться от многих западных санкций и предпочитает оставаться «ненормальной» страной. Чтобы не стать слабее.