После завершения строительства двух 65 000-тонных авианосцев для Ройал флита Британия столкнулась с проблемой сохранения своей военно-морской промышленной базы. Поэтому правительство Ее Дряхлого Величества два года назад пафосно объявило о начале реализации национальной стратегии судостроения для сохранения сакрального умения строить корабли. Но как всегда что-то пошло не так и стратегия не сработала как задумывалось. Две верфи уже закрыли в этом году, а третья была спасена только национализацией.
Серьезные проблемы из-за отсутствия заказов не только у верфей, но и у производителей оборудования - министерству обороны необходимо срочно найти деньги на заказ двигателей у GE Power для фрегатов Type 26, а иначе подрядчик грозится перенести производство во Францию. Исполнительный директор отрасли сказал, что эпизод с GE Power подчеркнул слабость британской судостроительной стратегии: "Эта стратегия не учитывает критичность цепочки поставок".
Одним из ключевых элементов принятой стратегии являлась закупка пяти фрегатов для Королевского флота, за строительство которых, как предполагалось, будут конкурировать местные верфи в попытке положить конец монополии BAE Systems. Кроме того намечался международный конкурс на строительство трех 40 000-тонных вспомогательных судов для флота. Но обе программы провалились.
Главный исполнительный директор ADS (лоббистской группы, представляющей британские оборонные, аэрокосмические и охранные компании) Пол Эверитт, сказал, что важно продолжать действовать в рамках стратегии, несмотря на то, что пока она не работает:
"Мы должны придерживаться национальной стратегии судостроения. Это значительный сдвиг в подходе МО к закупкам. Однако прогресс затруднен политической неопределенностью вокруг Brexit и неопределенностью бюджетов министерства обороны на ближайшие годы. У промышленности нет уверенности в завтрашнем дне. Министерству обороны необходимо гарантировать промышленности значительные объемы заказов на ближайшие 15 лет".
А вот эксперт Говард Уилдон имеет другое мнение:
"Эта стратегия разработана слабоумными не сработает. Большинство верфей закрылось из-за отсутствия заказов, и мы не должны обманывать себя, что коммерческая верфь, которая не имеет опыта в строительстве военных кораблей или имеет его крайне мало, может взять на себя ответственность и риски строительства".
Когда-то было так...
Теперь так: фрегат Ройал флита St.Albans осторожно наблюдает за ракетным крейсером ВМФ РФ "Маршал Устинов" в Ла-Манше
Конкурс на строительство вспомогательных судов длится уже несколько месяцев. В обойме остаются Navantia из Испании, Japan Marine United Corp. и британский консорциум из BAE Systems, Babcock International, Cammell Laird и Rolls-Royce, известный как Team UK. Министерство обороны открыло этот контракт для иностранцев, потому что для невоенных судов таковы правила ЕС.
Как бы то ни было, но для двух верфей уже все кончено. Верфь Appledore в юго-западной Англии закрылась в начале 2019 года после завершения строительства морского патрульного катера для ирландских ВМС. Harland & Wolff недавно начала процедуру банкротства верфи в Белфасте, на которой был построен знаменитый "Титаник", хотя там пока не теряют надежды найти для верфи богатого дурака покупателя. В Глазго в августе национализирована верфь Ferguson Shipbuilders.
При этом Harland & Wolff была ведущей британской верфью в предложении немецкого Atlas Elektronik строить фрегаты Type 31e для Королевского флота. Закрытие верфи может похоронить заявку немецкой компании, хотя ее материнская компания Thyssenkrupp имеет опыт возрождения закрытых верфей. На сегодня Великобритания включила в шорт-лист для строительства фрегатов Type 31е трех претендентов: Atlas, Babcock и BAE Systems. Вынесение решения о победителе ожидается в этом году.
Пока британские покорители морей не теряют оптимизма, надеясь на экспортный потенциал фрегатов Type 26 - их удалось впарить Австралии и Канаде. Хотя эти корабли и будут построены не в Британии, а в странах-покупателях, но на Маленьком Острове надеются, что "эти сделки открывают дверь к потенциальным заказам на миллиарды фунтов для британских производителей".