Открытие моста нужно было «перебить»: подбросить СМИ другую тему, которую они могли бы долго и в подробностях обсуждать. Очень желательно с оттенком «перемоги», что-то вроде «как Петр Алексеевич в очередной раз всех победил».
Поэтому утром 15 мая Кирилла Вышинского ждали возле дома. Его затолкали обратно в квартиру и начали обыск. Как позже выяснится, обыски проведут и дома у других сотрудников издания.
В это же время, примерно в 9 утра, люди в масках и с автоматами ворвались в офис РИА Новости Украина. Там тоже начались изнурительные обыски. Сотрудников не выпускали до ночи.
Днем стало известно, что СБУ подозревает Вышинского в государственной измене и поддержке ЛДНР. Якобы Вышинский статьями на сайте готовил «информационные спецоперации против государства Украина». Журналиста взяли под стражу и в ту же ночь отвезли в Херсон.
«Брали» под обмен
Примечательно, что уже днем 15 мая украинские политики, представители «партии войны», заявляли о возможном обмене Вышинского на осужденного в России за шпионаж Романа Сущенко или осужденного за терроризм Олега Сенцова.
Мировая журналистская общественность была шокирована задержанием Вышинского. Даже США напомнили Украине о необходимости действий в рамках закона.
17 мая суд в Херсоне арестовал Вышинского сроком на два месяца без возможности внесения залога — такой меры пресечения требовало обвинение.
Вышинский, выступая во время заседания суда, отметил, что арест его был предрешен: все было расписано спецслужбами заранее. «В момент, когда в моей квартире проходил обыск, сотрудник пресс-службы СБУ Украины уже заявляла о моем задержании, уже проводилась пресс-конференция, в которой звучали не только обвинения», — отметил Вышинский.
Журналист заявил, что считает возбужденное в его отношении дело прямым давлением на свободу слова в стране.
«В ходатайстве об избрании меры пресечения, которое мы получили на руки, огромное количество фактологических ошибок, передергиваний и вообще чуши», — сказал Вышинский.
Он также подчеркнул, что прокурор, предъявляя в суде обвинения, «опустил одну важную деталь».
«Ни одной статьи не было редакционной. Под каждой был указан автор, и размещены они в рубрике «Точка зрения», то есть они — авторские, а не подготовленные редакцией», — пояснил главный редактор РИА Новости Украина.
Квартиру Вышинского в Киеве ограбили через несколько дней после обысков.
Дело международного масштаба
1 июня во время заседания суда Вышинский обратился к президенту России Владимиру Путину с просьбой «принять все необходимые меры для моего скорейшего освобождения, а также для предоставления мне правовой защиты». Журналист сослался на то, что он гражданин Российской Федерации.
Вышинский назвал дело против себя политическим заказом и связал его с предстоящими выборами на Украине (были назначены на март 2019 года). Вышинский подчеркнул, что за четыре года работы сайта РИА Новости Украина к нему не было ни одной серьезной претензии. Однако, по словам журналиста, меньше чем за год до президентских выборов находят 16 статей из огромного массива информации, «которые подгоняются под определенную статью Уголовного кодекса».
По данным следствия, в ходе обыска банковского сейфа Вышинского силовики обнаружили трудовой договор с МИА «Россия сегодня», пистолет, патроны к нему и $200 тысяч.
Владимир Путин заявил, что Вышинского арестовали «за его прямую профессиональную деятельность, за осуществление его журналистской функции», и подчеркнул, что арест Вышинского — «абсолютно беспрецедентная и абсолютно недопустимая политика сегодняшних украинских правителей».
19 июля Херсонский городской суд арестовал имущество Вышинского. 6 августа журналисту продлили срок содержания под стражей до 8 сентября. Как сообщила представитель МИД Мария Захарова, российским консульским сотрудникам отказывали в доступе к задержанному, имеющему также и российский паспорт.
Украинские эксперты назвали Кирилла Вышинского «заложником у преступников против человечности».
В начале сентября арест продлили до 4 ноября.
«Пустые» обвинения
Во время одного из заседаний суда Вышинский заявил, что обвинения против него ничем не обоснованы.
«В СБУ вполне зрячие люди, но они закрывают глаза и показывают только хвост от нашего сайта, не указывая на то, что на нашем сайте были другие, противоположные точки зрения», — подчеркнул журналист, выступая в суде.
Прокурор отметил, что Вышинский подозревается в госизмене, что выразилось в предоставлении иностранному государству, иностранной организации и её представителям «помощи в подрывной деятельности против Украины».
В вину Вышинскому вменяли также «ведение информационной войны».
В свою очередь, Вышинский заявил, что не нашёл в тексте ходатайства ни одного доказательства того, что целью его деятельности было «ведение информационной войны, а не эффективное исследование действительности».
«Это первая и самая большая ложь — утверждение, что я не являюсь журналистом, а работник некоего пропагандистского фронта и участвую в информационной войне», — сказал журналист.
«Пытки посреди Европы»
В сентябре заседание суда откладывали в связи с плохим состоянием здоровья журналиста. По словам адвоката Андрея Доманского, журналист, возможно, ранее перенёс инфаркт, а лечение в СИЗО — «непонятное».
Вышинский был прямо из зала суда доставлен в больницу, но вскоре его вернули в суд, поскольку, по словам представителя украинской прокуратуры, «инфаркта не установили».
Генеральный директор МИА «Россия сегодня» Дмитрий Киселев назвал происходящее пытками. «В центре Европы журналиста сажают в тюрьму и пытают в течение 150 дней. Да-да, пытают, потому что условия его содержания можно сравнить только с пыткой», — сказал Киселев.
Он подчеркнул, что Вышинский является его другом, и гендиректор МИА «Россия сегодня» мечтает, чтобы коллегу «обменяли на кого угодно». В то же время, если посмотреть на широкий контекст ситуации, то, по словам Киселева, Украина пытается запустить конвейер обмена журналистов на террористов.
Ситуацией вокруг задержания Вышинского были обеспокоены и в ОБСЕ. Представитель организации по вопросам свободы СМИ Арлем Дезир напомнил, что, «согласно Хельсинкскому заключительному акту, страны-участницы ОБСЕ взяли на себя обязательства продвигать условия, позволяющие журналистам из одной страны-участницы вести свою профессиональную деятельность в другой».
Все время заключения Кирилла сторона защиты подавала апелляционные жалобы, но суд отклонял их и журналиста оставляли под стражей.
Письмо мамы
Мать Кирилла Вышинского Лариса Богданова направила письмо генеральному секретарю Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) Томасу Гремингеру с просьбой о помощи. 2 ноября послание передали журналисты МИА «Россия сегодня» во время пресс-конференции Гремингера и главы Министерства иностранных дел России Сергея Лаврова.
«Знаю, что ОБСЕ принимает участие в судьбе Кирилла, не раз выражала обеспокоенность продлением срока его ареста. Я очень благодарна ОБСЕ за эту позицию, за неравнодушие и надеюсь, что её усилия, давление других авторитетных международных организаций заставят украинские власти прекратить противозаконные действия в отношении моего сына», — говорится в письме. Мать журналиста выразила надежду, что Вышинского освободят.
2 ноября возле украинского посольства в Москве прошла акция в поддержку Вышинского под девизом «Дело шито белыми нитками».
В этот же день пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что Вышинский должен быть незамедлительно освобожден. Он подчеркнул, что в Кремле не воспринимают арест Вышинского в качестве темы для обмена, так как он арестован за журналистскую деятельность. В частности, пресс-секретарь заверил, что в Кремле не собираются обменивать Вышинского на украинского журналиста Романа Сущенко, получившего 12 лет тюрьмы за шпионаж, но так и не признавшего свою вину.
Сам Кирилл Вышинский в интервью изданию Украина.ру заявил, что его задержание было спланировано и организовано на уровне высшего политического руководства Украины. По его словам, обвинения против него «абсурдны, факты подобраны манипулятивно, выводы лживы и лежат точно не в области права».
1 ноября Херсонский городской суд оставил Вышинского под арестом до 28 декабря.
Голос международных организаций
Генсек ОБСЕ Томас Гремингер, комментируя ситуацию, подчеркнул, что все страны организации обязались способствовать созданию условий, в рамках которых журналисты могут выполнять свои обязательства в другом государстве-участнике, и поэтому должны соблюдать международные стандарты и не вмешиваться в работу СМИ.
В частности, в Берлине также отметили, что внимательно наблюдают за делом Вышинского: как заявили в Министерстве иностранных дел ФРГ, Германия поддерживает «требование ОБСЕ в отношении украинской стороны об ускорении процесса». Также генеральный секретарь Национального профсоюза журналистов Франции Эммануэль Вире считает неприемлемым и скандальным арест журналиста Кирилла Вышинского, подчеркивая, что это нарушает свободу прессы, предусмотренную в украинской Конституции.
Его поддержал глава МИД Португалии Аугушту Сантуш Силва, который подверг критике арест Вышинского. По его словам, Лиссабон «осуждает любые акты, которые используются для того, чтобы арестовывать людей из-за их политических взглядов».
К освобождению Вышинского призвала и Европейская федерация журналистов. Как заявил генсек организации Рикардо Гутьеррес, попытки украинских властей оправдать арест журналиста совершенно неубедительны.
Однако, несмотря на это, суд в Херсоне продлил срок содержания под стражей Вышинского сначала до 27 января, а потом до 16 февраля.
«Наезд» на адвоката и ужасные условия в СИЗО
А 17 января Генпрокуратура пришла с обысками к адвокату Вышинского — Андрею Доманскому. Обыски проводили именно в тот день, когда в суде Херсона слушалось дело об избрании меры пресечения Кириллу Вышинскому.
«Я нахожусь сейчас в Херсоне, где знакомлюсь с материалами уголовного производства, у нас сегодня слушается дело о продлении срока содержания под стражей Кирилла. И фактически утром у меня дома, в офисе и в квартире моего помощника Генеральная прокуратура начала обыски», — рассказывал Доманский.
Отвечая на вопрос, на каком основании проводят обыски, адвокат пояснил: «Обыски, насколько я понимаю, в рамках дела, где я когда-то принимал участие как адвокат». По его мнению, обыски связаны, в частности, и с делом Вышинского.
8 февраля Вышинскому продлили арест до 8 апреля. В середине марта Вышинского этапировали из Херсона в Киев. Как рассказал Доманский, Вышинского держали в Лукьяновском СИЗО Киева «в ужаснейших условиях».
«Его поселили в камеру, в которой нет света. Нет матрасов, он спит прямо на шконке. Я так понимаю, что это специально сделано и связано с отношением к таким людям, политическим заключенным. Чтобы продемонстрировать отношение к политическим заключенным. Мы сейчас пытаемся уточнить, с какой целью нарушены его права как задержанного", — отметил Доманский.
20 марта журналист предстал перед судом в Киеве. Поддержать Вышинского в зал суда приехала российский омбудсмен Татьяна Москалькова, представители посольства РФ и православной церкви.
«Вопрос обмена меня мало интересует, меня интересует справедливость. Для меня не свобода важна в данной ситуации, а справедливость. И не только для меня, а и для всех вас (журналистов), потому что каждый из вас может оказаться в такой же ситуации. Потому что по надуманным обвинениям журналиста бросают в тюрьму», — подчеркнул Вышинский в ответ на вопросы собравшихся работников СМИ.
А уже 26 марта на очередном «странном», с заранее заготовленным решением, заседании суда в Киеве Кириллу Вышинскому продлили меру пресечения в виде содержания под стражей до 24 мая 2019 года.
Бесконечное обвинение
4 апреля начался марафон под названием «зачитывание Вышинскому обвинительного акта». 80 страниц оглашали 4 заседания — до 10 июня.
Так, например, из обвинительного акта следовало, что информация, размещенная на интернет-ресурсе РИА Новости Украина, содержит призывы, направленные в ущерб суверенитету, территориальной целостности и неприкосновенности Украины, государственной и информационной безопасности.
«Представитель МИА "Россия Сегодня" предложил Вышинскому возглавить "Россия Сегодня", который далее именовался "РИА Новости Украина"… В обязанности руководителя указанного представительства входила финансовая и организационная работа. Вышинский, осознавая проведение подрывной деятельности, роль и задачи, которые перед ним ставили, согласился на указанное предложение и приступил к выполнению обязанностей», — зачитал прокурор.
Вышинскому инкриминировали размещение текстов, направленных на легитимизацию референдума в Крыму, с призывами к сепаратистским действиям, а также с призывами к разжиганию этнической розни. Причем в перечень таковых попали не только аналитические материалы, но и информационные сообщения. Например, Вышинского обвиняют в размещении на сайте «РИА Новости Украина» новостей «В Крыму готовятся ввести рубль» и «Крым перешел на московское время». Даже справочный материал «История украинских референдумов» обвинение сочло наносящим вред суверенитету и территориальной целостности Украины.
«Это бред собачий! Вот единственный комментарий, который я могу сегодня дать», — лаконично ответил Вышинский.
«В действительности, что уже отметил Кирилл, установлено только, что он — Кирилл Вышинский и что почта его. Всё остальное — «неустановленные лица», «неизвестно когда», «неизвестно как» и «неизвестно каким образом» совершалось преступление», — прокомментировал действия обвинения адвокат Доманский.
На Вышинского оказывалось давление, чтобы он признал себя виновным.
Год в тюрьме
15 мая 2019 года исполнился год, как журналиста задержали. В этот день у посольства Украины в Москве прошла акция в поддержку Вышинского.
«Всё, в чём меня обвиняют — госизмена, антиукраинская пропаганда, подрывная деятельность, — месть за правду в наших статьях и политические игры уходящей администрации президента Порошенко. Уверен, что смогу это доказать в суде, если процесс будет реально соревновательным и справедливым», — заявлял главный редактор РИА Новости Украина.
После прихода к власти на Украине нового президента Владимира Зеленского появилась надежда на изменение ситуации. Ведь Вышинский и другие политзаключенные — это заложники режима Порошенко. По словам Доманского, при Зеленском давление на политузников действительно ослабло.
В свою очередь, пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков заявил, что освобождение от преследования Вышинского могло бы стать «прекрасным первым шагом» на пути восстановления диалога между Киевом и Москвой.
Новый удар и… долгожданное освобождение
В середине лета были большие надежды, что Вышинского выпустят из СИЗО хотя бы под домашний арест. Но 19 июля Владимир Зеленский заявил: «Относительно господина Вышинского — если это первые нормальные шаги, если такие условия, то мы готовы. Давайте мы дадим вам господина Вышинского, если вы хотите. Верните нам господина Сенцова».
В тот же день суд в Киеве продлил арест Вышинскому до 19 сентября включительно без определения размера залога. При этом суд объявил, что адвокаты могут оспорить данное решение в Киевском апелляционном суде в течение семи дней, и назначил следующее заседание по делу 16 сентября.
У многих желавших освобождения Кирилла опустились руки. Но зря.
В августе 2019 года группа российских журналистов, в частности, представители редакционного коллектива издания Украина.ру, обратились к правозащитникам Международной швейцарской правозащитной организации «Сеть Солидарности» с письмом, в котором призвали защитить права Вышинского. «Сеть Солидарности» признала журналиста политическим узником.
«Организация «Сеть Солидарности» не только признала Кирилла Вышинского политическим узником, но и обратилась к президенту Украины, к правительству и к генпрокрору с требованием освободить его», — сообщил украинский адвокат Андрей Гожый.
В это же время появились слухи, что Вышинского обменяют в рамках большого обмена заключенными между Россией и Украиной. Но сам журналист категорически опроверг эту информацию, в очередной раз повторив: он не вещь, чтобы его меняли.
В среду, 28 августа, Вышинского освободили из-под стражи в зале суда. Такое решение принял Киевский апелляционный суд, изменивший журналисту меру пресечения с содержания под стражей на освобождение под личное обязательство. Однако суд над нашим коллегой продолжается.
Следующее заседание должно было пройти 16 сентября. Вышинский подчеркивал, что будет участвовать в заседаниях суда и намерен добиваться оправдательного приговора.
«Я рассчитываю на справедливое судебное решение. Суд скажет свое слово сейчас, потом в дальнейшем. Я рассчитываю на то, что суд будет принимать свои осмысленные, соответствующие действительности решения без политического давления», — сказал журналист. Также он сообщил, что хочет вернуться в журналистику и чтобы его дело было закрыто не по звонку президента Владимира Зеленского, а в результате законного процесса: «чтобы вся ложь всплыла наружу».
В Москву!
Кирилл Вышинский — боец. Его непреклонная гражданская позиция может вызывать только глубокое уважение. Никаких сомнений, что, находясь в украинских застенках, он продолжал бы свою битву за правду. Но на свободе такая боевая единица, как Кирилл, нам куда полезней.
Между Украиной и Россией состоялся обмен, о необходимости которого все говорили, надеялись, но боялись помешать ему, хотя бы даже и неосторожным словом. Ведь сорваться подобной акции проще, чем стать реальностью. Тем не менее, на этот раз подтвердились оптимистичные прогнозы. Детали этого обмена, рассуждения, кого на кого поменяли, что это значит и к какому развитию ситуации ведет — это тема на будущее.
Сейчас важен сам факт. 7 сентября в Москву из Киева прибыл целый ряд достойных людей, пребывавших в украинских тюрьмах. Среди них Кирилл Вышинский. Для нас это огромная радость. Спасибо, что выстоял, коллега! Спасибо, что жив! Спасибо, что с нами!