Разумеется, после смены американской администрации внимание к этому направлению работы за океаном тоже изрядно сократилось, однако работа продолжается.

Позиция Элладской церкви

В конце августа прошёл Синод Элладской православной церкви. Проходил он под сильнейшим давлением со стороны США (в том числе персонально бывшего посла США на Украине Джеффри Пайетта).

Украинские СМИ, очевидно, уже получившие инструкцию относительно того, как нужно освящать позицию Афин, поспешили заявить о признании ПЦУ.

Между тем, всё было не совсем так.

Для изучения законности предоставления автокефалии Украине было создано две комиссии — одна по каноническим проблемам, другая по экклезиологии (отрасль богословия, изучающая природу и свойства церкви). Обе комиссии имели серьёзные возражения по вопросу признания украинской автокефалии. В частности, их смущает:

— отсутствие покаяния при «воссоединении» с Православной церковью;

— отсутствие канонических хиротоний у большинства «епископата» ПЦУ;

— несогласие с предоставлением автокефалии со стороны УПЦ.

С учётом этих докладов синод признал «каноническое право Вселенского Патриарха на предоставление автокефалии, а также привилегию Предстоятеля Элладской Церкви для дальнейшего решения вопроса о признании Церкви Украины». Предстоятель же, архиепископ Иероним, от этой чести отказался, предложив решить вопрос на Архиерейском Соборе. Но в повестку дня Собора вопрос о признании ПЦУ включён не был.

Если говорить о признании канонического права на предоставление автокефалии, то тут речь идёт не о поддержке конкретного акта предоставления томоса, а о самой такой возможности вообще. В истории православия вообще только две церкви предоставляли автокефалии — Константинопольская и Русская. Причём Фанар не согласен с правом Москвы предоставлять автокефалию, потому Польская и Чешская церкви получали по два томоса, а автокефалия Американской церкви не признаётся Вселенским патриархатом.

В общем и целом, совершенно очевидно, что руководство Элладской церкви признавать ПЦУ не хочет, но в условиях политического давления не имеет даже возможности заявить об этом прямо, прибегая к дипломатическим манёврам и перекладыванию ответственности между церковными структурами.

Так что результат Архиерейского Собора, который должен состояться в октябре, не предопределён.  

Порошенко и греко-католики

Петра Порошенко подозревали в том, что он хочет в конечном итоге заменить православие на униатство. Экс-президент продолжает плодить основания для таких суждений и сейчас.

В частности, 1 сентября после торжественного богослужения в Риме по случаю 50-й годовщины освящения украинского греко-католического храма он заявил: «Сегодня греко-католическая Церковь играет чрезвычайно важную роль в единении государства. И для меня чрезвычайно важно объединение наших Церквей — я тут как православный, тут большинство греко-католиков, но мы вместе, потому что мы молимся за Украину».

Украинские СМИ расценили это как призыв к объединению УГКЦ и ПЦУ. Собственно, логика в таком предположении есть — ещё накануне создания ПЦУ рассматривалась возможность вхождения в её состав и УГКЦ, но процесс затормозился.

С точки зрения канонической особых проблем не было — включение в новую православную церковь раскольников из УГКЦ (а православные церкви не только униатов, но и католиков полагают раскольниками) содержит не больше криминала, чем включение в неё же раскольников из УПЦ КП и УАПЦ. В случае, если они покаются и откажутся от неканонических хиротоний, никаких вопросов нет. Если нет покаяния и сохраняются хиротонии, осуществлённые, например, изверженным из сана анафемой Филаретом, то нет и никакой православной церкви.

Проблема оказалась в позиции руководителя УГКЦ, верховного архиепископа Киево-Галицкого, католикоса Святослава (Шевчука). Он возражал не просто против объединения церквей (поскольку в ПЦУ УГКЦ должна была играть подчинённую роль), но даже и против создания самой по себе ПЦУ, в которую должна была перейти немалая часть греко-католиков (особенно из негаличанских епархий). По первому вопросу его переубедить не удалось, по второму — удалось, но он всё равно остался при своём мнении. По неофициальной информации, приходским священникам УГКЦ было рекомендовано убеждать верующих не переходить в ПЦУ, правда, с особым оттоком верующих они не столкнулись, — как мы знаем, в результате объединения двух церквей возникла третья.

Кстати, тут важно обратить внимание на то, что вопрос о переходе православных в униатство администрацией Порошенко всё же не рассматривался. Речь шла именно о возвращении в православие греко-католиков, т.е. в некотором роде «рекоммунизация», ведь в 1946 году УГКЦ уже ликвидировалась и вливалась в состав РПЦ… Ликвидация униатского раскола очень существенно повысила бы авторитет руководства ПЦУ и способствовала бы её признанию.

Резюме

Очевидно, сейчас США осуществляют создание условий для усиления ПЦУ. Шагами в этом направлении могут стать признание её со стороны хоть какой-то из православных церквей и реальные шаги к объединению с УГКЦ (и тут под вопросом остаётся позиция Ватикана, который вынашивает планы предоставления статуса патриарха Святославу).

В общем, давление на УПЦ не остановится, и рано или поздно будет предпринята ещё одна попытка вывести украинское православие из связи с Москвой.