Президент Украины Владимир Зеленский анонсировал «большую травлю» лидера партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» (ОПЗЖ) Виктора Медведчука и отметил, что не боится потерять часть своего электората, имея в виду жителей юго-востока. Воинственные нотки в риторике гаранта появились после того, как новый глава МИД Вадим Пристайко рассказал о планах за полгода серьезно продвинуться в решении конфликта в Донбассе. Есть основания полагать, что это звенья одной цепи: под напором западных партнеров Киеву придется выполнять Минские соглашения, а Зеленский начнет новый раунд борьбы с «пророссийским реваншем», чтобы подсластить пилюлю националистам.
Выступление нового министра иностранных дел Украины на первом заседании Верховной рады стало, пожалуй, самым запоминающимся. Во-первых, потому что на фоне остальных назначенцев он выглядел довольно компетентным и адекватным. Во-вторых, потому что именно Пристайко сделал самое громкое заявление дня: Киев собирается достичь серьезного продвижения в деле реинтеграции Донбасса всего за полгода.
Эти слова «обмусолили» со всех сторон, но мало кто обратил внимание на другие важные моменты в выступлении министра. Например, на этот пассаж: «Если процесс пойдет дальше, будем искать и думать о следующих шагах, о модальностях возвращения людей к мирной жизни, о проведении выборов, амнистии, снятии торговых ограничений, возобновлении полного контроля над нашей границей».
Примечательно, что контроль над границей у Пристайко возобновляется уже после проведения выборов, амнистии и снятия блокады, то есть в соответствии с Минскими соглашениями.
Это важный сигнал: у Порошенко на первом месте всегда стояла граница.
Другое дело, что «модальности возвращения людей к мирной жизни» в Зе-команде не обязательно предполагают выполнение существующих договоренностей. «Сейчас не так важно, как мы будем это делать. Или посредством приглашения миротворческой миссии, или путем выполнения Минска», — добавляет Пристайко.
Заявление довольно странное, ведь введение миротворческого контингента в зону ведения боевых действий доселе рассматривалось именно как инструмент реализации Минских соглашений. Остановим огонь — начнем выполнять следующие пункты договора. Пристайко же зачем-то противопоставляет одно другому.
Впрочем, его мотивацию можно понять, если внимательно изучить историю вопроса. Аналитический портал RuBaltic.Ru уже писал, что Зе-команда пытается ловко соскочить с «Минска — 2». Тезис о том, что закреплять в Конституции особый статус Донбасса не обязательно, озвучивали депутат от «Слуги народа» Ирина Верещук, олигарх Игорь Коломойский и лично Владимир Зеленский. Теперь к их дружной компании примкнул Пристайко, который заикнулся о каких-то альтернативных путях реинтеграции Донбасса.
Новая власть не горит желанием принимать «предательские» законы. Но кто-то в европейских столицах поясняет Зеленскому, что выполнять политическую часть «Минска» все же придется (незадолго до выборов в парламент об этом открыто сказал даже спецпредставитель президента США по Украине Курт Волкер). Отсюда и ненавязчивые попытки «слуг народа» прощупать почву: дескать, можно ли выполнить мирные договоренности, но без конституционной реформы?
Ответ известен заранее.
В Берлине и Париже прекрасно понимают, что у Зеленского нет пространства для маневра. Единственный шанс закончить войну — четко и последовательно реализовывать все пункты, прописанные в Минских соглашениях.
Вероятно, шесть месяцев на прорыв Зеленскому и компании тоже отвели западные кураторы. До этого в команде президента крайне неохотно говорили о сроках возвращения Донбасса. Единственное внятное заявление когда-то сделал военный советник Зеленского Иван Апаршин: по его словам, процесс реинтеграции отколовшихся территорий займет пять лет.
Через пять лет, как говорится, или падишах умрет, или ишак сдохнет. Но если за полгода никаких дипломатических прорывов на донбасском направлении не произойдет, Зеленскому это обязательно припомнят. То есть заявление Пристайко (которое, несомненно, было согласовано с офисом президента) — очень рискованный шаг.
В конце концов, не стоит забывать, что вопрос Донбасса Зеленский фактически отдал на откуп лидерам Германии, Франции и США. Логика у него простая: встречайтесь с Путиным, договаривайтесь о чем-то, а мы эти договоренности выполним. Так стал бы президент Украины анонсировать некие прорывы, если бы не получил соответствующие сигналы от своих кураторов?
Влиятельные силы на Западе (главным образом представленные нынешним руководством Франции и Германии) будут давить на официальный Киев, чтобы «протащить» через парламент политическую часть «Минска — 2»: внесение изменений в Конституцию, закон об амнистии, закон о местных выборах.
Это, впрочем, не предполагает скорого завершения конфликта. Противников мирного урегулирования предостаточно как на самой Украине, так и за рубежом, поэтому сценарии возможны самые разные.
Например, на каком-то скандальном законопроекте голосование в Верховной раде может «застопориться». Или же законы будут приняты, но в силу разных причин не найдут правоприменительной практики. Не исключена комичная ситуация, при которой Киев выполнит все обязательства в рамках Минского процесса, но предварительно не согласует свои шаги с Донецком и Луганском, как это прописано в договоре. Тогда пресловутая реинтеграция Донбасса снова погрязнет в болоте.
Но с высокой долей вероятности депутатам все же придется рассматривать пакет крайне непопулярных в среде националистов законопроектов.
Если «Минск — 2» сдвинется с мертвой точки, для Зеленского это будет чревато обнулением поддержки на Западной Украине и серьезным протестным движением.
Не случайно в новом правительстве свое кресло сохранил глава МВД Арсен Аваков, контролирующий не только огромную армию внутренних войск, но и аффилированные с ними радикальные организации. В ближайшее время Зеленского будут «шатать», и без опоры в силовом блоке, которую сегодня может обеспечить только Аваков, президенту не обойтись.
Очевидно, для обуздания националистов новые власти воспользуются еще одним инструментом. Тем самым, которым отлично владел Петр Порошенко.
Речь идет о демонстративной борьбе с «русским миром» и «пророссийским реваншем».
«Это будет очень громкая история, которая очень плохо закончится», — так Зеленский описал анонсированное им же расследование против Виктора Медведчука и его партии «Оппозиционная платформа — За жизнь». Не стоит сбрасывать со счетов фактор сведения личных счетов: по целому ряду причин у президента Украины с лидером ОПЗЖ сложились отнюдь не дружественные отношения. Вместе с тем травля «кума Путина» — отличный способ подсластить пилюлю националистам.
Этим дело наверняка не ограничится.
Зеленский без обиняков заявил, что не боится потерять поддержку «в определенных регионах». О каких регионах идет речь, догадаться нетрудно — это русскоязычный и все еще тяготеющий к России юго-восток Украины.
Но понимает ли президент Украины, какую рискованную игру затевает? «Своим парнем» для националистов он все равно не станет, зато растеряет электорат юго-востока. И в итоге повторит путь Виктора Януковича, оставшись ни с чем.
Алексей Ильяшевич
Рейтинг публикации:
|