2 сентября в Берлине прошла встреча советников лидеров стран «нормандской четвёрки» в рамках подготовки к саммиту на высшем уровне, на которой Россию представлял помощник президента Владислав Сурков, а Украину — глава МИД Вадим Пристайко.

«В повестке все вопросы, связанные с прогрессом в минском процессе, который нам необходим», — сказала на брифинге официальный представитель МИД ФРГ Мария Адебар.

В комментарии информационному агентству «Интерфакс-Украина» помощник президента Украины Андрей Ермак уточнил, что в Берлине политики обсудят как подготовку к переговорам в «нормандском формате» на высшем уровне, так и «апдейт текущего положения вещей».

«Мы стремимся к конструктивному диалогу, главной целью которого является полное прекращение войны в Донбассе», — заявил он.

Общение советников президентов России, Украины и Франции, а также канцлера Германии проходит в закрытом от прессы режиме, поэтому, о чём идёт речь, можно только догадываться. А пока можно лишь предположить, какие вопросы могут рассмотреть на будущей встрече Владимир Путин, Владимир Зеленский, Эммануэль Макрон и Ангела Меркель.

Минские соглашения — переписать

 

Краеугольный камень, на котором строится план по урегулированию конфликта на юго-востоке Украины, — это Минские соглашения. Однако за пять с половиной лет после подписания они утратили свою актуальность и, даже если будут полностью выполнены, в нынешнем виде не смогут разрешить внутриукраинский кризис, поскольку уже не соответствуют геополитической реальности. Так вот, какие пункты документа могли бы изменить лидеры «нормандской четвёрки»?

Пункт 11. О вступлении в силу новой Конституции, ключевым элементом которой должна стать децентрализация, и о законодательном закреплении особого статуса ДНР и ЛНР до конца 2015 года. И дело не столько в том, что на календаре уже конец 2019-го, а в том, чем закончилась попытка внести эти изменения. 31 августа 2015 года депутаты Верховной Рады 265 голосами в первом чтении приняли изменения в Конституцию Украины в части децентрализации. В то же время около здания парламента начались беспорядки: в сотрудников правоохранительных органов и служащих Национальной гвардии, которых стянули для защиты Верховной Рады, полетели дымовые шашки, камни, а затем и боевая граната. В результате взрыва пострадал 141 человек, четверо нацгвардейцев погибли. Повторения этой ситуации не хочет никто, поэтому и пытаться вновь вынести на рассмотрение вопрос о включении в Конституцию пункта о децентрализации не будут.

Пункт 9. О восстановлении полного контроля над государственной границей правительством Украины во всей зоне конфликта к концу 2015 года при условии выполнения пункта 11 по согласованию с представителями Донецка и Луганска в рамках Контактной группы. Однако власти народных республик, которые все эти пять лет предпринимают усилия по интеграции в состав России по примеру Крыма, ни за что просто так не согласятся передать контроль над внешними рубежами Киеву. Более того, между ДНР и подконтрольной украинским властям территорией постепенно появляется полноценная граница, хотя де-юре это одна страна. Ранее в интервью изданию Украина.ру вице-премьер ДНР Владимир Пашков рассказал, что на контрольно-пропускных пунктах въезда и выезда на линии разграничения в Еленовке, Александровке, Горловке и посёлке Октябрьский будут работать таможенная и пограничная службы.

А окончательный крест на возможности реинтеграции Донбасса в состав Украины поставил указ Владимира Путина об упрощении процедуры предоставления российского гражданства не только жителям ДНР и ЛНР, но и подконтрольной украинским властям части региона.

Пункт 8. О полном восстановлении социально-экономических связей, включая выплату пенсий. Года три назад на это ещё можно было рассчитывать, но после блокады Донбасса, введённой украинскими радикалами и законодательно закреплённой Петром Порошенко, который тогда был президентом страны, народные республики переориентировались на сотрудничество с Россией. 1 марта 2017 года в ответ на отказ Киева снять блокаду власти ДНР и ЛНР ввели внешнее управление на 43 украинских предприятиях, которые в 2016-м перечислили в бюджет Украины 36,5 млрд гривен, что составило 5% доходной части.

 

Впоследствии Порошенко признал, что блокада уничтожила Украину в Донбассе, потому что предприятия, перешедшие под внешнее управление, были своеобразными якорями, на которых Киев держался в юго-восточных регионах. По его словам, результатом блокады стало то, что некоторые предприятия начали платить деньги в бюджет народных республик, а не Киеву.

Таким образом дальнейшее развитие нормандского формата возможно только с учетом изменения геополитических и социально-юридических реалий в зоне конфликта.

Расширение четвёрки

Ещё одной темой для обсуждения лидеров России, Германии, Франции и Украины может стать расширение переговорного формата. Киев уже давно настаивает на присоединении к нему США и Великобритании как подписантов Будапештского меморандума, к слову, не имеющего юридической силы.

В феврале 2017 года заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков рассказал, что администрация 44-го президента США Барака Обамы стремилась войти в «нормандский формат», Россия не имела ничего против, но не захотели европейцы. В декабре 2016 года посол Германии на Украине Эрнст Райхель объяснил, что привлечение новых участников в переговорный процесс по внутриукраинскому кризису не гарантирует прогресса в деэскалации конфликта. По его словам, опыт показал, что чем больше круг участников переговорного процесса, тем меньше шансов на эффективный исход.

 

Однако отсутствие Штатов в составе «нормандской четвёрки» вовсе не означает, что они оставались в стороне от ситуации на Украине. Ещё в 2015 году Джеффри Пайетт, занимавший тогда пост посла США на Украине, заявил, что Вашингтон не выступает в качестве участника Контактной группы, но обсуждает украинский вопрос с Киевом, Берлином и Парижем. Таким образом, США уже были вовлечены в процесс по урегулированию ситуации в Донбассе.

В отличие от Обамы, Дональд Трамп с самого начала своего президентского срока не проявлял особого интереса к украинскому вопросу, а использовал его лишь как инструмент для сдерживания России. Президент США, будь его воля, восстановил бы сотрудничество с Москвой, но сделать это ему не позволяет противодействие со стороны американского политического истеблишмента. Так что захочет ли Белый дом войти в «нормандский формат» и публично брать на себя ответственность по деэскалации конфликта в Донбассе, это ещё большой вопрос.

Впрочем, Офис президента Украины постепенно налаживает контакты с Дональдом Трампом. По информации издания The New York Times, в июле помощник главы украинского государства Андрей Ермак встретился в Мадриде с адвокатом президента США Рудольфом Джулиани. Они обсудили два вопроса: первый — возможное вмешательство украинских чиновников в избирательную кампанию 2016 года с целью помешать избранию Дональда Трампа, а второй — расследование деятельности Хантера Байдена — сына бывшего вице-президента США Джо Байдена и возможного кандидата в президенты от Демократической партии — в нефтегазовой компании Burisma Holdings, которая занимается разведкой и добычей газа на Украине.

Так что, если следовать наметившемуся курсу украино-американских отношений вполне возможно более серьезная вовлеченность администрации президента США в нормандский формат. Но, как уже сказано выше, препятствием к этому может стать последовательная позция европейских участников переговоров, сопротивляющихся расширению формата.

С одной стороны, расширение «нормандской четвёрки» ещё больше затормозит её работу, которой сейчас и так нет, а с другой — с момента последней встречи лидеров прошло почти 3 года (19 октября 2016 года), двое из четырёх не принимали участия ни в одних переговорах в таком формате — Владимир Зеленский и Эммануэль Макрон. Они оба активно выступают за активизацию нормандского процесса и хотят повысить свои рейтинги за счёт достижения какого-либо прогресса. К тому же в скором времени свой пост покинет и канцлер Германии Ангела Меркель. И это все делает переговорный процесс не решительным, а медленно дрейфующим.

Исходя из этого, можно предположить, что, если нормандский формат и соберется снова, он скорее всего будет обсуждать кардинальные изменения — и самого формата и пересмотра основного документа — минских соглашений. Без этого процесс не стронется с места в ближайшие десятилетия.