Руководитель Центра исследований Японии РАН Валерий Кистанов рассказал о том, что японское общество в целом спокойно относится к вопросу о Курилах
«Бывает, что и с детского сада ведется пропаганда по поводу «северных территорий», - рассказал в интервью газете ВЗГЛЯД руководитель Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов. Так он охарактеризовал отношение общественного мнения в Стране восходящего солнца к теме Курильских островов.
Поездка российского президента Дмитрия Медведева на остров Кунашир 1 ноября, напомним, вызвала резкую реакцию в соседнем государстве. Посол Японии в России был отозван для консультаций.Под вопросом оказалась намеченная на середину ноября встреча президента Дмитрия Медведева и премьер-министра Японии Наото Кана в японском городе Йокогама - в рамках саммита АТЭС. Российский МИД и парламент оценили реакцию японской стороны как слишком резкую и неадекватную.
«Пройдет время, все уляжется, вернется посол, начнутся вновь контакты»
В четверг газета «Майнити» со ссылкой на высокопоставленного чиновника в японском кабинете министров сообщила, что правительство Японии решило не предпринимать пока никаких других действий в знак протеста против визита Медведева.
«Пока Россия не предпримет никаких новых шагов в отношении северных территорий, (Япония – прим.) никаких действий предпринимать не будет», – цитирует газета слова источника.
Фото
|
«Сегодня впервые посетил Курилы. Поговорил с людьми, посетил геотермальную станцию»
|
В свою очередь премьер-министр Японии Наото Кан объявил в четверг о намерении активизировать поиски дипломатического решения территориальных разногласий с Россией, сообщило агентство Киодо Цусин. «В последние годы Россия усиливает интерес к Азиатско-Тихоокеанскому региону, и при этом в переговорах по проблеме северных островов нет видимого прогресса. Я хочу еще раз как следует приступить к решению (проблемы – прим.)», – заявил Кан, выступая в парламенте.
При этом японский премьер еще раз выразил свое сожаление по поводу визита российского президента и отметил, что «в отношении северных территорий образ мысли и позиция нашей страны не изменилась», сообщает РИА «Новости». «У меня есть твердое желание в рамках срока полномочий моего правительства продвинуть переговоры по решению территориальной проблемы с Россией», – подчеркнул премьер.
О том, чем может закончится кризис в двусторонних отношениях ВЗГЛЯДу рассказал руководитель Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов.
ВЗГЛЯД: Валерий Олегович, можно ли сказать, что мечта о возвращении «северных территорий» остается для массового японского сознания очень важной и носит болезненный оттенок?
Валерий Кистанов: Я бы не сказал, что это животрепещущая тема. До последних событий японское общество относилось к этой проблеме довольно спокойно. Естественно, есть жители так называемых «северных островов», которые проводят регулярные публичные акции, не давая забыть о том, что такая проблема существует. Но эти люди живут, в общем-то, даже не во всей Японии, а основном на севере страны, на краю острова Хоккайдо, поэтому их акции имеют, скорее, местное значение, чем общеяпонское.
Есть еще немногочисленные ультраправые организации, которые в День северных территорий (7 февраля) регулярно проводят акции в Токио, - вокруг нашего посольства разъезжают машины полувоенного типа с громкоговорителями на крыше, и люди в полувоенной форме выкрикивают лозунги, требуя возвращения четырех островов. Но националисты вообще никакой особой поддержкой не пользуются. Они в парламент в последний раз попадали где-то в конце 50-х.
Да, в 50-х годах японские власти активно обрабатывали общественное мнение: издавали брошюры, специальные радиопередачи вели. Да и безо всякой подсказки тема Второй мировой войны была болезненна и актуальна.
Но с тех пор прошло много времени. В наши дни на государственном уровне об этой теме вспоминают только тогда, когда ее, по некоторым внутриполитическим причинам, раздувают японские политики, что имеет место сейчас. Но в повседневной жизни проблема никого особо не интересует.
ВЗГЛЯД: Тем не менее, в японских школьных учебниках сюжет с Курильскими островами трактуется однозначно...
Фото
|
Президент России Дмитрий Медведев прогулялся вдоль линии огневой обороны, которую на Кунашире обозначали вкопанные в землю башни танков
|
В.К. Да, там пишут, что эти острова – японские, что они незаконно захвачены Советским Союзом в результате Второй Мировой войны. Бывает, что и с детского сада такого рода пропаганда ведется. Говорят, и в наши дни кое-где детям там раздают специальные пазлы, которые можно сложить - и в результате получится территория Японии, с Курильскими островами. Но это в большей степени - дань некой традиции и отражение господствующей в Японии точки зрения. И прессе, и в обществе господствует консенсус: эти острова - японские. Но одно дело - так считать, а другое - ссориться из-за этого с Россией или плохо относиться к русским.
Я прожил в Японии много лет и никогда не сталкивался с враждебностью к себе со стороны японцев. Приставать с требованием «отдайте наши острова» к вам уж точно никто не будет, поверьте.
ВЗГЛЯД: Чем вообще объясняется такая резкая реакция японских властей на этот визит Медведева? Казалось бы, ничего не предвещало скандала, и вдруг - отзыв посла и агрессивная риторика...
В.К.: Причины надо искать в политической ситуации, сложившейся в Японии. Дело в том, что Демократическая партия, которая в сентябре прошлого года назад пришла к власти в результате выборов в нижнюю палату парламента, проводит не очень удачную как внутреннюю, так и внешнюю политику. Она победила под лозунгом отрицания курса своей предшественницы Либерально-демократической партии.
Много было наобещано. Прошел год. Но и во внутренней политике успехов нет, и во внешней - неудача за неудачей. Серьезно испортились отношения с США, с главным союзником. Это было еще в период пребывания у власти прежнего премьера - Юкио Хатоямы. Он пообещал избирателям, что будет добиваться равноправных отношений с США, выведет американскую базу с островов Окинава, которая вызывает недовольство местных жителей. Но свое обещание Хатояма не выполнил и в итоге ушел в отставку.
Пришел новый премьер-министр от той же Демократической партии Наото Кан. Но тут с Китаем очень сильно обострились отношения по поводу принадлежности островов Сенкаку. Япония ими владеет, Китай на них претендует, в сентябре произошли столкновения японского сторожевика и китайского рыболовного судна. Из этого инцидента неожиданно выросла очень большая проблема.
Демократическую партию нещадно критикуют, опросы общественного мнения показывают, что рейтинг и правительства, и лично Кана падает. Понятно, что визит Медведева на Курилы демократы восприняли как удачный случай для демонстрации того, что они умеют отстаивать интересы страны.
ВЗГЛЯД: Как японцы восприняли визит Медведева на Курилы?
В.К.: В Японии распространено, по-моему, абсолютно ошибочное мнение, что этот визит был ничем иным, как скоординированным действием совместно с Китаем по оказанию давления на японское руководство по двум аналогичным территориальным спорам - с россиянами и китайцами.
Собственно, поэтому японская реакция оказалась столь резкой: мол, на китайском фронте мы действовали неудачно, дали слабину, но здесь уж покажем себя. В результате еще до визита Медведева российского посла вызвали в японский МИД и настойчиво предупредили, что посещение Курил российским президентом будет воспринято негативно. Ну, и российская реакция оказалась адекватной: раз диктуете, что нам делать, мы поступим наперекор.
ВЗГЛЯД: Каковы экономические последствия «заморозков» в японо-российских отношениях?
В.К.: Я думаю, этих последствий вообще не будет. Россия не является важным партнером Японии в сфере экономики (в отличие от Китая - партнера № 1), Япония для России с экономической точки зрения тоже особо не важна. Объем торговли между нашими странами мизерный, несмотря на постоянные разговоры о необходимости совместных проектов на российском Дальнем Востоке. Японские инвестиции в Россию небольшие - прямые инвестиции в районе одного процента, о российских инвестициях в Японию нечего и говорить.
Поэтому никаких санкций друг против друга мы применить не сможем, даже если сильно захотим. Да и не захочет этого никто. Что, японцы перестанут закупать нефть и газ или закроет свои заводы в России? Нет, конечно. Наша сторона реагирует на происходящее более спокойно, чем японцы, но и они прекрасно понимают, что есть некие пределы конфронтации, которые не стоит преступать.
ВЗГЛЯД: А встреча Медведева и Кана в Йокогаме на саммите АТЭС 13-14 ноября состоится?
В.К.: С японской стороны идут противоречивые сигналы. Генсек японского правительства Иосита Сэнгоку сказал, что эта встреча будет, потом появились сообщения о том, что встречи все же не будет. Посмотрим. В любом случае, саммит АТЭС будет, поэтому будет острый разговор с японцами, потому что Кан станет обострять вопрос, и не суть важно, на какой встрече, на этой или на другой. Но в любом случае, ситуация в норму придет.
ВЗГЛЯД: И чем же, в конце концов, закончится эта размолвка?
В.К.: Отношения между двумя странами охладятся. Собственно, они уже охладились... Раньше велись переговоры по территориальному размежеванию. Пусть вялые и не продуктивные, но велись. Теперь позиции сторон на этих переговорах будут отброшены назад. Но пройдет какое-то время, все уляжется, вернется посол, начнутся вновь контакты. А куда нам деться друг от друга? Мы же соседи.
Источник: vz.ru.
Рейтинг публикации:
|