Спасаем тайгу или изображаем бурную деятельность?
Тема незаконной рубки леса в Сибири и на Дальнем Востоке начинает напоминать детскую игрушку-неваляшку. Она всплывает каждый раз, когда в новостях становится не о чем говорить. Или когда вдруг требуется изобразить какую-нибудь бурную деятельность ради пиара.
Нет, незаконные лесозаготовки, безусловно, существуют. По мнению Генпрокуратуры РФ за 2018 год в стране таким образом было вырублено более одного миллиона кубометров леса, что оценивается в 12 млрд рублей нанесенного ущерба. Если считать, что в один стандартный вагон помещается порядка 50 кубометров, получается примерно 20 тыс. вагонов. Однако сами по себе приведенные цифры не позволяют судить о том, много это или мало. Все, как известно, познается в сравнении.
По официальным данным на 2015 год, общая площадь лесовсоставила 885 млн га или 45% территории России. Ежегодный объем разрешенной добычи (по данным за 2016-2017 годы) установлен на отметке в 210 (в 2018 году - 215) млн кубометров древесины. Из них около 170 млн приходится на официальных арендаторов лесных участков и 45 млн - на учреждения Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). Подавляющее большинство добычи ведется семью компаниями с совокупной выручкой в 331 млрд рублей за 2017 год.
Таким образом, озвученные объемы незаконной вырубки составляют 0,46% от общего количества добываемой в стране древесины в натуральном объеме и 3,6% от совокупной выручки. Хотя последняя цифра содержит в себе заведомую неточность, так как механизм ее формирования остается неизвестным. Она может включать штрафы и пени, искажающие смысл.
Но в части общей оценки масштаба явления это решающего значения не имеет. Главное, что бороться с негативным явлением вне всяких сомнений необходимо, однако его масштаб на размеры стихийного бедствия не тянет никоим образом. Ни в смысле размера воруемых денег, ни тем более как экологическая катастрофа, грозящая если не всем лесным ресурсам России, то хотя бы запасам Сибири и Дальнего Востока.
Последнее особенно важно в связи с раздутой сегодня истерией про некую страшную китайскую угрозу, по вине которой Россия огромными темпами теряет свой лес, и бороться с которой теперь обязано еще и правительство КНР.
Во всяком случае именно так выглядит позиция Минприроды РФ. В интервью газете "Ведомости" его руководитель Дмитрий Кобылкин заявил, что Россия может полностью запретить экспорт леса в Китай, если Пекин не подключится к решению проблемы с незаконной вырубкой лесов на территории РФ. В "Парламентской газете" даже написали, что Китаю предложено сотрудничать в создании у нас в стране совместные семеноводческие комплексы для высадки нового леса.
Все выглядит как бы совершенно правильно. Нарушения действительно имеют место быть. Согласно статистике органами выявлено 850 фактов нарушений, по которым возбуждено 60 уголовных дел. Из материалов следует, что львиная доля незаконно добытого леса действительно отгружалась в адрес китайских компаний. Но вот что любопытно, только очень далекие от темы люди могут думать, что миллион кубометров кругляка можно втихаря вырубить и незаметно по тайге потайными тропами нелегально перетащить через границу.
20 тысяч вагонов леса – это огромный поток лесовозов, доставляющих кругляк с делянок по временным, как минимум гравийным, а то и бетонным, дорогам к железнодорожным станциям, на которых дальше осуществляется погрузка на платформы. А дороги надо проложить. А платформы у РЖД заказать.
А потом 400 эшелонов (!), кстати, средний размер грузового состава колеблется у отметки в 50-60 вагонов, должны пройти по магистрали до таможни, на что необходимы не только локомотивы, но и включение в график движения по железной дороге. А потом еще требуется предъявить документы соответствующим таможенным постам. Где во всем этом Китай, а где - собственные мздоимцы?
Впрочем, откровенную популистичность подобных заявлений парламентарии понимают и сами. Такое ограничение в отношении Китая, официально импортирующего из РФ порядка 30 млн кубометров леса в год, технически исполнимо весьма вряд ли.
Но тогда возникает вопрос – а подобные заявления делать зачем? Только ради хайпа в прессе? И ведь ладно бы ситуация с кражами леса действительно ухудшалась. Так ведь нет. Благодаря принятым мерам зафиксировано снижение объемов незаконных вырубок на 37%. Если в 2018 они составили 1,1 млн кубометров, то годом ранее их было 1,7 млн.
То есть должный эффект имеется, но вместо того, чтобы говорить о нем, оппозиция зачем то пытается раздувать вселенский хайп и обвинять во всем власти. Хотелось бы понять – для чего?
Специально для ИА REX
Рейтинг публикации:
|