Великая рукотворная река считается самым крупным проектом строительства современной цивилизации. Это огромная подземная сеть водоводов, ежедневно поставляющая 6,5 миллионов кубометров питьевой воды в населённые пункты пустынных районов и побережья Ливии. Проект - мечта и гордость этой страны, но он и стал причиной, по которой был убит лидер ливийской Джамахирии Муаммар Каддафи.
Эта огромная система труб и акведуков, включающая также более 1300 колодцев глубиной более 500 метров, снабжает города Триполи, Бенгази, Сирт и другие. Муаммар Каддафи назвал эту реку «Восьмым чудом света». В 2008 году Книга рекордов Гиннесса признала Великую рукотворную реку самым большим ирригационным проектом в мире.
Общая длина подземной сети искусственной реки около четырёх тысяч километров. Объём вынутого грунта – 155 миллионов кубометров!Стройматериалов хватило бы на возведение 16 пирамид Хеопса.
В систему входят свыше 1300 колодцев-скважин, глубиной 500 метров и более. Общая глубина скважин в 70 раз превышает высоту Эвереста.
Основные ветки водовода собраны из бетонных труб длиной 7,5 метров, диаметром 4 метра и весом более 80 тонн.Из труб вода поступает в резервуары объёмом от 4 до 24 миллионов кубометров, раздающие её в города и посёлки. Вода поднимается из Нубийского водоносного слоя - крупнейшего из известных в мире источников ископаемой пресной воды. Он расположен на востоке пустыни Сахара, занимает более двух миллионов кв.км и включает 11 крупных подземных резервуаров.
Мировые запасы пресной воды, сконцентрированные в реках и озёрах Земли, оцениваются в 200 тысяч кубических километров. Из них в Байкале (самом большом резервуаре) содержится 23 тысячи куб.км, а во всех пяти Великих озёрах Северной Америки – 22,7 тысяч. Запасы Нубийского подземного водохранилища составляют 150 тысяч куб. километров, или 75% от всей той воды, что содержится в реках и озёрах.
Учёные считают запасы Нубийского водоносного слоя эквивалентными двумстам годам течения реки Нил. Если поднять на поверхность всю подземную воду, найденную в осадочных породах под Ливией, Алжиром и Чадом, то все эти территории будут под 75 метровой толщей воды. По оценкам, этих запасов хватит на 4-5 тысяч лет потребления.
В итоге Ливия потратила 33 млрд долларов, без международных займов и поддержки МВФ. Правительство Ливии не взимало с населения плату за воду, старалось ничего не закупать для проекта в странах «первого мира», а всё нужное производить внутри страны. Материалы для проекта были местного производства, а построенный в городе Эль-Бурайка завод выпустил более полумиллиона труб диаметром четыре метра из предварительно напряжённого железобетона.
Один кубометр воды из ливийских подземных резервуаров с учётом всех затрат на его добычу и транспортировку обходился ливийскому государству всего лишь в 35 центов, что сопоставимо с ценами в РФ.
Если же взять цены в европейских странах (~2 евро/куб.м), то запасы артезианской воды в Ливии тянут почти на 60 миллиардов евро! Это ресурс, потенциально более важный, чем нефть.
По данным ООН, дефицит пресной воды в мире составляет огромную цифру — более 250 млрд. кубометров в год, причем возможен 2-3х кратный его рост в ближайшие десятилетия.Пресная вода нужна не только для питья — чтобы вырастить тонну пшеницы, нужно затратить около тысячи тонн воды.
Со своим водным проектом Ливия могла начать настоящую «зелёную революцию». Это решило бы массу проблем с продуктами питания в Африке. А главное, обеспечило бы стабильность и экономическую независимость. Уже были известны случаи, когда глобальные корпорации блокировали водные проекты в регионе. Всемирный Банк и МВФ, например, блокировали строительство канала на Белом Ниле — Jonglei Canal— в южном Судане, всё было брошено, после того как американские спецслужбы спровоцировали рост сепаратизма.
Фигура Каддафи весьма одиозна - он был непредсказуем, горд, самонадеян, и действовал исключительно в целях Ливии и арабского мира. Но как только стало понятно, что его влияние станет расти и дальше, благодаря водному проекту и золотому динару - сильные мира сего не могли оставить ситуацию на самотёк. И они приняли меры.
P.S. Так что там про более ценное, чем золото, нефть и алмазы? - спросите вы. Нет, это не вода... Это дружба. Договор о взаимопомощи с Россией, подобный сирийскому, мог бы спасти страну. Но недоговороспособность - обратная сторона непредсказуемости. Все могло бы быть иначе.
А что было дальше с Ливией и Каддафи - вы знаете из новейшей истории. Примечательно, что когда в ливийский конфликт вмешались силы НАТО, в целях «защиты мирного населения» их авиация нанесла удары именно по рукавам Великой реки, насосным станциям и разрушила производящий бетонные трубы завод. Можно предположить, что на смену борьбе за нефть приходит иная война – за воду. И Каддафи стал первой жертвой этой войны.
https://zen.yandex.ru/media/li...
Рейтинг публикации:
|