Владимир Зеленский и его партия «Слуга народа» победили на выборах благодаря обещаниям установить мир на Украине. Однако получив всю полноту власти, новое руководство страны открыто заявляет о нежелании выполнять Минские соглашения по Донбассу. Зеленский собирается предложить альтернативный план урегулирования конфликта и хоть завтра готов созвать новую встречу в «нормандском формате». Сможет ли украинский лидер убедить опытных мировых политиков отказаться от компромиссного «Минска» и устроят ли его предложения самопровозглашенные республики Донбасса?..
Недолгая оттепель
Вооруженный конфликт в Донбассе продолжается уже шестой год. С мая 2014 года, когда Петр Порошенко одержал победу на президентских выборах, украинские власти обещали закончить войну если не «за считаные часы», то хотя бы в следующем году. Однако воз и ныне там. Зеленский, в отличие от Порошенко, не разбрасывался нереалистичными обещаниями, а признал, что на решение проблемы требуется время.
Кроме того, новый верховный главнокомандующий Украины не отличается воинственностью своего предшественника, регулярно давая понять, что единственный вариант решения конфликта, который он воспринимает, — это диалог. Еще в ходе предвыборной кампании новый президент повторял мантру: «Главное — перестать стрелять». Во время инаугурации он в очередной раз подтвердил, что решение конфликта в Донбассе для него — абсолютный приоритет.
На первых порах казалось, что этот подход поможет шестому президенту Украины выполнить обещания. Казалось, ему просто необходимо последовательно реализовать пункты Минских соглашений — документа, согласованного лидерами Украины, России, Франции и Германии и подписанного Киевом, Донецком, Луганском, Москвой и ОБСЕ.
Этот документ обязывает стороны конфликта прекратить военные действия, а для устранения причин противостояния Киев должен провести политические реформы. Среди мер, которые обязалась принять Украина, — закон об амнистии для граждан, участвовавших в конфликте на стороне самопровозглашенных республик; изменение конституции, в которой следует прописать особый статус Донецкой и Луганской областей и их право на языковое самоопределение; восстановление социально-экономических связей с неподконтрольными Киеву территориями.
Многим политическим силам на Украине положения этих соглашений кажутся капитулянтскими. Верховная Рада восьмого созыва не приняла ни один из необходимых законов, вместо этого обостряя ситуацию такими документами, как закон «О реинтеграции Донбасса», который прямо противоречит Минским договоренностям об амнистии и особом статусе и провозглашает Россию «государством-агрессором», или закон об украинизации всех сфер жизни, который добавляет сторонам конфликта причин для разногласий на языковой почве.
Из команды нового президента периодически поступали неоднозначные сигналы, однако лично Зеленский обещал, что будет «делать все, что написано в Минских договоренностях», несмотря на то, что сам он их не подписывал. Оптимизм в связи с подобными высказываниями выразила даже Москва.
Ощущение оттепели вызывали не только обещания, но и частные предложения. Например, представляющий Украину в трехсторонней контактной группе экс-президент Леонид Кучма предложил снять с Донбасса экономическую блокаду, а руководитель офиса президента Андрей Богдан высказывал мнение, что на самом деле нет никакой проблемы в том, чтобы разрешить Донбассу говорить на русском языке.
Казалось, что для завершения войны нужен только лояльный президенту парламент, который тут же примет все необходимые законы. Разумеется, такое представление нужно было подтвердить делами. И Зеленский в этом преуспел.
Не словом, но делом
В условиях, когда Верховная Рада отказывалась рассматривать даже законопроекты об изменении порядка госзакупок на выборах только потому, что они были предложены командой президента, Зеленский практически не располагал инструментарием для выполнения своих обещаний. И все же у него оставался контроль над некоторыми сферами международной дипломатии и статус верховного главнокомандующего.
С их помощью Зеленский добился главного и пока, по сути, единственного серьезного успеха на этом поприще. Политическая воля главы государства позволила в конце июня начать отвод войск под Станицей Луганской, о котором Киев и Луганск договаривались еще в 2016 году. Стороны пытались реализовать эту договоренность много раз, но процесс неизменно срывался. Зеленский с одной попытки смог это исправить.
Встречи трехсторонней контактной группы по урегулированию конфликта продолжались. За три дня до выборов в Верховную Раду, 18 июля, представитель Киева Роман Бессмертный делает два важных объявления. Во-первых, стороны договорились развести войска в новых районах соприкосновения. В каких именно и в какие сроки — не уточнялось, однако после Станицы Луганской даже такое расплывчатое заявление произвело положительное впечатление.
Во-вторых, стороны договорились об установлении режима абсолютного и бессрочного перемирия. Оно начиналось в день досрочных парламентских выборов на Украине — 21 июля, в 00 часов 01 минуту по киевскому времени. В Донбассе и ранее вводили «режимы тишины», но все они были временными — например, на период уборки урожая, празднования Пасхи или Нового года, подготовки детей к школе. Кроме того, эти перемирия регулярно нарушались.
Установление первого бессрочного перемирия выглядело оглушительным успехом, что отчасти объясняет беспрецедентно высокий результат политической силы Зеленского на выборах, особенно на юго-востоке страны: впервые в истории независимой Украины партия «Слуга народа» получила большинство мест в парламенте и может не создавать правящую коалицию.
Перемирие с элементами геноцида
Спустя всего 13 часов после установления режима прекращения огня, когда украинцы приходили на избирательные участки, в ДНР заявили о нарушении перемирия со стороны Киева. Еще спустя шесть часов аналогичное объявление сделали в ЛНР.
В штабе Операции объединенных сил (ООС) на следующий день сообщили, что режим нарушения огня был зафиксирован лишь один раз, и виновниками стали «вооруженные формирования Российской Федерации и ее наемники».
С тех пор аналогичные сообщения появлялись ежедневно. Украинцы активно отчитывались о потерях. По данным украинского Генштаба, с начала перемирия погибли уже семь украинских военных. Гибель четверых из них 6 августа в районе Павлополя заставила Зеленского снова обратить внимание на Донбасс. Он объявил, что перемирие было сорвано спустя 17 дней, и для того, чтобы решить ситуацию, необходима срочная встреча лидеров в «нормандском формате».
В ДНР свою причастность к гибели солдат отрицают. Там указывают на нестыковки в версии ВСУ: ополченцы ДНР не могли совершить обстрел по причине удаленности позиций Народной милиции от места происшествия. В самопровозглашенной республике уверены, что украинские силовики погибли в результате неосторожного обращения с боеприпасами.
О потерях стороны неподконтрольных Киеву территорий практически не сообщают. Из-за продолжающихся обстрелов там уже перестали верить в эффективность перемирия. В Народной милиции ДНР считают, что в республиках Донбасса невозможно называть обстрелы со стороны Украины мирных городов и поселков «нарушением перемирия», это скорее «геноцид мирного населения», поскольку ответный огонь военнослужащие ДНР не ведут.
Свой путь
По мере того как несостоятельность перемирия в Донбассе становится все очевиднее, на Украине звучит все больше заявлений, вступающих в противоречие с Минскими соглашениями.
Например, посол Украины в Хорватии предложил решить проблему вводом иностранных войск на территорию самопровозглашенных республик и разоружением Народной милиции. Бывший первый заместитель генпрокурора Украины Николай Голомша заявил, что нужно решать конфликт в Донбассе «жестким» путем: «убивать всех, кто взял в руки оружие». Новоизбранный депутат от партии «Слуга народа» Александр Дубинский допустил, что конфликт можно прекратить с помощью забора, выстроенного на границе с самопровозглашенными республиками.
Более тревожны заявления лиц, приближенных к президенту. Лидер «Слуги народа» Дмитрий Разумков, которому прочат пост спикера Верховной Рады, открыто говорит, что Киев не пойдет на амнистию для участников боевых действий со стороны ЛНР и ДНР, при том что этот пункт прописан в Минских соглашениях. Он уверен, что войну в Донбассе законами закончить нельзя, фактически отменяя обязательность выполнения Киевом политической составляющей своих обещаний.
После этого олигарх Игорь Коломойский, которого неофициально считают чуть ли не прямым руководителем Зеленского, делает уточнение: принятие законов не только не помогает решить конфликт, но и мешает, а Минские соглашения не работают, поскольку в них есть пункт об изменении Конституции Украины. Уже на следующий день, 7 августа, эту же мысль, полностью противоречащую Минским соглашениям, Зеленский выразит в разговоре с президентом России Владимиром Путиным.
После парламентских выборов команда украинского лидера не делала заявлений о соблюдении Минских соглашений. Кажется, за пару месяцев президентства Зеленского конфликт вернулся в тот же самый тупик, в котором находился в последние годы, но 13 августа секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Данилюк заявил, что нынешняя администрация планирует прекратить конфликт с помощью некоего «гуманитарного плана Зеленского».
Даже не зная подробностей этого плана, можно легко назвать его главный недостаток: он не согласован с самопровозглашенными республиками. Кроме того, для выполнения такой амбициозной задачи, как замена неудобных для Киева Минских соглашений на что-то принципиально новое, необходимо как минимум добиться согласия России, которая входит во все контактные группы по Донбассу. Но Москва, как и другие участники переговоров, неоднократно давала понять: Минский договор не имеет альтернативы.
Жонглируя форматами
Именно поэтому Зеленский так настойчиво добивается переговоров с Россией при участии посредников. Первая попытка была сделана 8 июля: тогда президент Украины, возмущенный идеей проведения телемоста между Москвой и Киевом, записал гневное видеообращение, в котором предложил Путину провести встречу в Минске с участием президента Франции, канцлера Германии, президента США и премьер-министра Великобритании.
Из всех перечисленных стран Россия проявила самое доброжелательное отношение к инициативе Зеленского. Путин сказал, что идея интересная, но подходить к ее реализации стоит лишь после того, как на Украине сформируется новое правительство. В ФРГ уклончиво заявили, что приняли предложение к сведению, а Париж подчеркнул, что смена «нормандского формата» не стоит на повестке дня.
Хуже всего для Зеленского то, что идею не поддержали в Вашингтоне. «Они дали понять: на данный момент расширение невозможно. По мнению американцев, спецпредставителя на Украине достаточно», — рассказал о позиции США Роман Бессмертный.
Поняв тупиковость этого пути, Киев вернулся к продвижению встречи в «нормандском формате». Гибель четырех военных во время перемирия Зеленский использовал как повод для ускорения работы в этом направлении. В первую очередь украинский лидер снова позвонил президенту России. Стороны оценили разговор позитивно, но понимания, судя по всему, не достигли.
Зеленский говорил Путину о недопустимости обстрелов со стороны ЛНР и ДНР, а Путин, судя по сообщению пресс-службы Кремля, в ответ требовал исключить обстрелы населенных пунктов Донбасса со стороны ВСУ. В сообщении Кремля говорится о диалоге в рамках Минского процесса, встреча в «нормандском формате» упоминается лишь с точки зрения возможной перспективы. В команде Зеленского же сообщают, что договоренность о ней уже достигнута.
Не удовлетворившись разговором с российским коллегой, президент Украины позвонил Эммануэлю Макрону, чтобы идею встречи «нормандской четверки» пролоббировал еще и французский лидер. Впрочем, вряд ли это повлияет на решение Москвы вступить в диалог только после того, когда на Украине полностью обновится власть, то есть не раньше сентября.
***
Будущее Донбасса, которое после избрания Зеленского на пост президента впервые за пять лет показалось светлым, снова выглядит туманным. Каким именно будет план, который президент Украины собирается представить «нормандской четверке», неизвестно, но, учитывая заявления приближенных к нему людей, можно предположить, что об амнистии и конституционной реформе можно забыть.
Эти положения Минских соглашений являются ключевыми, и руководство республик Донбасса вряд ли подпишется под документом, который не даст гражданам гарантий безопасности в том случае, если они сложат оружие. Если план Зеленского будет отринут, Минские соглашения останутся безальтернативными. Согласится ли украинская власть их соблюдать или предпочтет в очередной раз законсервировать конфликт — вопрос открытый.
Источник
Рейтинг публикации:
|