Взлет и падение газового олигарха
Его путь к вершинам бизнеса начался в 1993 году, когда он наладил схемы по обмену туркменского газа на продовольственные товары. Впоследствии он расширил свой бизнес, включив в него крупнейшие химические предприятия по производству удобрений, «Правэкс-банк», банк «Надра», телеканал «Интер», горно-металлургические и агропромышленные предприятия. В его империю входили «Крымский титан» в Армянске, предприятия «Азот» в Северодонецке, Ровно и Черкассах, концерн «Стирол» в Горловке. Он контролировал ряд предприятий в Австрии, Венгрии, Германии, Италии, Таджикистане и Эстонии. Юлия Тимошенко, будучи премьер-министром, вела с ним неприкрытую войну, продвигая свои схемы газовых поставок, а предприятиям Фирташа нужен был максимально дешевый газ. В 2012 году он еще «сражался» за Лисичанский нефтеперерабатывающий завод с крупным харьковским бизнесменом Сергеем Курченко.
Однако сразу же после переворота на Майдане Дмитрий Фирташ был задержан в Вене по запросу ФБР США по делу еще от 2006 года. Расширяя свой бизнес, он просто не мог в определенный момент не перейти дорогу американским компаниям. В США прокуратура обвинила его в подкупе индийских чиновников на сумму $18,5 млн, чтобы получить лицензии на разработку месторождений ильменита — сырья для производства титана, который должен был использоваться в американских самолетах компании Boeing. Генеральный прокурор США Джефф Сешнс утверждал также, что Фирташ был задействован в схеме по перепродаже природного газа между российской и украинской компаниями.
В тисках между республиканцами демократами
Тем не менее, украинские СМИ не раз высказывали предположение, что американские спецслужбы интересуют еще и контакты Фирташа с представителями российского газового бизнеса, в частности информация о частных активах российских бизнесменов в ЕС. В США организаторами «наезда» на Фирташа считают структуры, близкие к Демократической партии. Либеральное издание The Guardian сообщало о тесных связях Фирташа с экс-советником Дональда Трампа Полом Манафортом. Со ссылкой на давнего врага Фирташа, Юлию Тимошенко, сообщалось о совместных проектах Фирташа и Манафорта в сфере недвижимости, а также о тесной связи Фирташа с российским бизнесменом Семеном Могилевичем, что может доказывать «российское вмешательство» в американские выборы. По информации журналиста американского издания The Hill Джона Соломона, Фирташу предлагали дать показания против Дональда Трампа и российских бизнесменов в обмен на закрытие дела о коррупции, но тот отказался.
Таким образом, как считает политолог Кость Бондаренко, Фирташ попал еще и между молотом и наковальней в американских политических войнах.
«Понятно, что дело шито белыми нитками. Но если в 2014 году, когда возбуждалось уголовное дело, в США верили, что Фирташ может дать следственные показания на Путина (хотя вряд ли он знает очень много о Путине), то сейчас, в условиях, когда Трамп открыто воюет с Соросом и его структурами, я думаю, что Фирташ может быть ценен как свидетель по другим вопросам, другим делам и относительно других людей», — утверждает Кость Бондаренко.
Как «империю» Фирташа рвут на части
С тех пор бизнес Дмитрия Фирташа стал терпеть неудачи одну за другой. «Крымский титан» в Армянске лишился поставок титана из Украины, на которые был ориентирован, а само предприятие из-за водной блокады Крыма стало испытывать технические сложности, что привело к серии вредных выбросов в Армянске.
Осенью 2014 года по инициативе правительства Арсения Яценюка такие предприятия Фирташа, как Вольногорский ГМК и Иршанский ГОК, вернулись «под крыло» государства. Затем резкий рост цен на газ сделал невыгодным производство химических удобрений. Горловский «Стирол» за время конфликта на Донбассе не раз подвергался обстрелам ВСУ, а сейчас простаивает. Недавно глава Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) Юрий Терентьев заявил, что Комитет установил факты возможного злоупотребления монопольным положением химических предприятий группы «Азот», а это может привести к крупному штрафу и принудительному разделению активов компании. 7 августа Верховный суд Украины возобновил арест всего движимого и недвижимого имущества предприятия «Ровноазот». Тем временем на облгазы Фирташа, по информации украинских СМИ, уже с вожделением посматривает Андрей Коболев из компании «Нафтогаз».
Экстрадиция Фирташа в США может поспособствовать принятию украинскими судами решений, выгодных оппонентам олигарха или приведет к смене менеджмента предприятий на руководителей, лояльных к другим бизнес-группам или политикам.
С 2014 года состояние Фирташа тает, как весенний снег. В рейтингах самых богатых людей Украины журнала «Фокус» в 2013 году он занимал 4-е место ($3,327 млрд), в 2014 — 5-е ($2,7 млрд.), в 2015 — 9-е ($665 млн), в 2016 — тоже 9-е место ($623 млн), в 2017 — 10-е ($640 млн). В прошлом, 2018 году, в рейтинге, представленном компанией Dragon Capital, Фирташ занял 14-е место. Его активы были оценены в $489 млн, то есть за год они подешевели на треть. В случае экстрадиции в США его предприятия, скорее всего, окончательно разделят между собой компаньоны и конкуренты. Наиболее вероятная схема: признание приватизации предприятий Дмитрием Фирташем незаконной, национализация с последующей продажей приближенным к новой власти олигархам или западным транснациональным компаниям в рамках объявленной «большой приватизации».
В политической сфере Дмитрия Фирташа связывают с партией «Оппозиционная платформа — За жизнь», а также с такими бизнесменами, как Сергей Левочкин и Валерий Хорошковский. Тем не менее, по словам Игоря Коломойского, Фирташ уже давно на Украине существенно ни на что не влияет — его влияние закончилось в 2014 году.
Недавно Левочкин рассказал в интервью «Радио Свобода», что Дмитрий Фирташ, дескать, с глубокой симпатией относится к новому руководству Украины. «Он (Фирташ. — Авт.) с симпатией, бесспорно, относится к новому президенту. Как и все мы. Мы ждем перемен, мы ждем, чтобы он выполнил то, что обещает. И это будет классное президентство», — сказал Левочкин. Естественно, когда грозит перспектива провести за решеткой всю оставшуюся жизнь (Фирташа могут осудить на срок до 80 лет тюрьмы), внезапной симпатией можно воспылать к кому угодно.
Кто еще претендует на оставшиеся средства Фирташа
По мнению политического эксперта Михаила Чаплыги, оставшиеся средства Фирташа в скором времени конфискуют в бюджет либо США, либо госказны Австрии. Однако это не единственные претенденты. В Испании Фирташа подозревают в причастности к преступной группе по отмыванию средств на сумму в 10 миллионов евро, которая связана со Степаном Черновецким, сыном бывшего мэра Киева Леонида Черновецкого. Тем не менее, как утверждает юрист «грантоедского» Центра противодействия коррупции Татьяна Шевчук, США имеют приоритетное право на средства раскулаченного олигарха.
В начале августа спецпредставитель США Курт Волкер подтвердил намерение разобраться с Фирташем в США. «Мы хотим привезти его в США и там привлечь к ответственности. Мы сделали запрос о его экстрадиции из Австрии, и тамошние суды решили, что это возможно», — заявил Волкер 2 августа. Вряд ли Владимир Зеленский осмелится перечить столь настойчивому желанию Вашингтона. О том, что Фирташа выдадут США, если он вдруг сбежит на Украину, ранее говорил и глава МВД Арсен Аваков. Администрация Трампа вряд ли будет активно спасать Фирташа от «наездов» демократов и структур Джорджа Сороса, скорее заранее злорадствуя и предвкушая, что дело о российском вмешательстве опять окажется пустышкой. Впрочем, если США удастся легко «раскулачить» украинского олигарха, а тот пойдет на сделку со следствием и предоставит всю интересующую их информацию, то, возможно, ему и позволят дожить свой век на свободе в каком-нибудь загородном доме.
Когда после может означать вследствие
Сейчас, находясь под домашним арестом в Вене, Дмитрий Фирташ наверняка вспоминает те славные для него времена, когда он был вершителем судеб на Украине. И наверняка обращается памятью к марту 2014 года, когда к нему в Вену прилетели для консультаций тогда еще только кандидаты в президенты Украины Петр Порошенко и Виталий Кличко. По разным источникам известно, что та встреча, в которой участвовал и его бизнес-партнер Сергей Левочкин, продолжалась более 12 часов. После этой встречи расклад на выборах окончательно определился: Кличко пошел в мэры, а Порошенко — в президенты. Именно Фирташ, по идее, после выборов президента Порошенко должен был стать их главным бенефициаром. Но все оказалось напрасным, а его усилия по "разведению" в разные углы политического ринга Кличко и Порошенко — тщетными.
Участие Фирташа, без которого именно в том момент ничего не решалось, говорит не только о его былой влиятельности. Это же может свидетельствовать и об истинных причинах, по которым за олигарха Фирташа взялась американская Фемида. Там просто поняли, что, устранив Фирташа, они, то есть определенные круги США, становятся "главными по Украине". После чего само устранение олигарха было уже чисто технической проблемой.
В самом деле, разве кто-либо из украинских олигархов может быть менее виноват, менее коррумпирован, действовал менее мошеннически, чем Фирташ? А ведь попал под молот только он…