15 августа 2019
Молодежи не до глобальной политики
Анна Жихарева — менеджер проектов Совета по внешней и оборонной политике
Резюме: Десятилетия прогресса европейского интеграционного проекта не обходились без проблем и кризисных ситуаций. Сегодня Европейский союз находится в настолько подвешенном состоянии, что риск дезинтеграции уже не витает в воздухе, он вполне ощутим.
Десятилетия прогресса европейского интеграционного проекта не обходились без проблем и кризисных ситуаций. Сегодня Европейский союз находится в настолько подвешенном состоянии, что риск дезинтеграции уже не витает в воздухе, он вполне ощутим. Брекзит, обостряющиеся разногласия между Западом и Востоком, Севером и Югом, либеральными и консервативными силами, результаты последних выборов в Европарламент, продемонстрировавшие, что теперь договариваться будет еще сложнее – все это делает будущее ЕС еще более неопределенным. А ведь легитимность Европейского союза всегда основывалась на видении общего будущего (углубление интеграции, совершенствование социальной модели, новые проекты и прочее). Вопрос весьма интересный, и чтобы на него ответить, нужно обратиться к мнению тех, кому это будущее предстоит строить и воплощать в жизнь
Мы попытались проанализировать интернет-риторику молодого поколения Европы, ученых, блоггеров, общественных деятелей и просто активных пользователей интернета.
Однозначно можно говорить о приверженности европейских молодых политиков и общественных деятелей разного толка зеленой повестки. Без разговоров о необходимости декарбонизации экономики и переходе на низкоуглеродные технологии не обходится ни одна дискуссия по общеевропейским вопросам.
По данным Евробарометра весны 2019 г., молодое поколение ЕС (для европейцев это возрастная когорта от 15 до 30 лет), приоритетами Евросоюза считает защиту окружающей среды и борьбу с изменением климата. Об этом красноречиво свидетельствуют одиночные и массовые пикеты школьников и студентов. Затем в приоритетах значатся повышение уровня образования, борьба с бедностью и экономическим и социальным неравенством. Вопросы изменения климата наиболее остро воспринимаются самыми юными, что логично объяснимо – им жить в этом мире и через 30 и через 50 лет, а вопрос свободного передвижения и доступность обучения в любом государстве-члене ЕС в первую очередь волнует тех, кто после учебы смог трудоустроиться в стране обучения (рис.1). Высокую степень беспокойства у молодых (тут они ничем не отличаются от старших сограждан) вызывает рост миграции. Миграция наряду с процессом старения населения Европы в перспективе 20 лет способны спровоцировать мощнейший демографический кризис. Также высокую степень обеспокоенности вызывает проблема безработицы, молодые люди сомневаются, что к 2030 году смогут найти достойную высокооплачиваемую работу. Интересно, что среди нового поколения европейцев очень много социально активных граждан, тех, кто ходит на выборы, участвует в общественных инициативах, занимается волонтерской деятельностью. По-хорошему, когда у людей такая активная жизненная позиция, о будущем можно не беспокоиться. Однако не все так просто, к тому же возникает вопрос, нужен ли этим людям Европейский союз так сильно, как был нужен предыдущим поколениям?
Молодые люди (возрастом ближе к верхней границе) воспринимают свободу передвижения, социальные выгоды и гендерные свободы как сами собой разумеющиеся факты, они живут общей европейской культурой. В то же время они испытывают на себе издержки растущего неравенства, последствия финансового кризиса и склонны сомневаться в панацеи общего рынка и европейской социальной модели. Особенно слышны разочарованные голоса жителей Центральной и Восточной Европы, где правопопулистские тенденции остаются заметными, а явка на общеевропейские парламентские выборы невысокой. У здешних жителей есть сомнения, что их голос что-то значит для далекого Брюсселя. В то же время немало тех, кто призывает верить в европейскую идею, так как без интеграции все могло и может быть гораздо хуже.
В частности, среди зеленых левых сил, где немалый процент молодых, распространено мнение, что, несмотря на то, что популярность Европейского союза падает, он нужен и должен быть преобразован в нечто новое.
В зеленой левой повестке обосновывается необходимость единой Европы для решения основных социальных проблем XXI века: растущее неравенство, изменение климата и миграция. Эти вызовы не могут быть преодолены только в рамках национальной политики. Частые наводнения, изменчивые колебания температуры, засухи, пожары и штормы беспрецедентной силы являются одними из все более частых проявлений изменения климата. Все это может спровоцировать новые волны миграции и углубление кризиса неравенства. Как говорится, во время бедствия, не все находятся в одной лодке. По аналогии с фильмом «Титаник», у первого класса спасательных шлюпок больше. Таким образом в риторике зеленых левых плавно совмещены две масштабные идеи: меры по противодействию изменениям климата и социальная справедливость. И эти идеи весьма популярны у самых юных европейцев.
Кругом говорится об умирающей демократии, но похоже интернет-активная, беспартийная европейская молодежь не готова с этим мириться. Судя по твиттеру, тема будущего Европы занимает особое место в сфере публичного обсуждения среди студентов, блоггеров и молодых специалистов. Общий дискурс весьма позитивен: «сохраним демократию», «Европа должна быть единой», «общие проблемы – общие решения». То есть, акцент смещен на глобальные проблемы, требующие единого европейского подхода, в то время как проблемы национального характера, должны решаться внутри самих стран.
Однако опросы, проводимые среди европейцев всех возрастов показывают, что более половины европейских граждан считают, что в течение одного поколения (15-20 лет) ЕС все же распадется. Несмотря на то, что более четверти века не было зафиксировано особых достижений, опрошенные поддерживают интеграционный проект, а дезинтеграция видится им скорее как нечто неизбежное, нежели желаемое.
На интернет-форуме, называемом «Идеи молодых людей Европы», есть много рассуждений о том, что молодые люди могут и должны сделать для будущего континента. Молодежь утверждает, что к их мнению, как к мнению наиболее образованных и продвинутых людей, необходимо прислушиваться уже сейчас, и важные политические и иные общеевропейские решения должны приниматься при их непосредственном участии.
Звучат призывы к солидарности молодых людей Европы. Говорится о необходимости прочной основы, общей цели, которая могла бы охватить идеи и идеалы молодых европейцев. Для этого молодым необходимо соответствовать девизу Европейского союза «Единство в многообразии» и утвердиться в своей общей идентичности. Тогда критически важные вопросы (совместное урегулирование кризиса беженцев, реформы валютного союза и рынка труда, равенство стран и народов, населяющих союз, противодействие изменению климата и энергетическая безопасность) могут быть решены эффективно. Проще говоря, если молодежь ЕС будет мыслить как единое коллективистское общество, взаимные негатив и недоверие исчезнут, возобладает уверенность в своих силах, больше не будет раздробленности. Такой вот романтический комментарий является одним из наиболее популярных на форуме. Смело можно предположить, что подобная риторика свойственна городским жителям, жителей же сельских больше всего волнуют проблемы экологического характера и безработица, а в методах решения преобладают те, что опираются на государство, а не ЕС.
Что мы имеем в сухом остатке? В первую очередь, нужно понимать, что пятнадцатилетние и тридцатилетние молодые – совершенно разные по образу мыслей и прожитому опыту люди. Из главного общего у них – это сосредоточение сил и мыслей на общих внутриевропейских проблемах и способах их решения. Роль ЕС как глобального игрока, политического и экономического остается где-то на периферии сознания, у некоторых отсутствует вовсе. В этой связи, представить, что думают молодые европейцы о перспективах, к примеру, российско-европейских отношений непросто. Однозначно только то, что, прежде чем налаживать отношения с прочими странами, им необходимо разобраться между собой. И молодое поколение это прекрасно понимает.