Вариант №1, официально представленный и уже опробованный в 2010-14 годах, предполагает разделение должностей.

Формально городской голова на Украине совмещает две должности — председателя городского совета (представительская власть) и председателя горисполкома (городской администрации — исполнительная власть). Всюду эти два поста совмещены, председатель горсовета, избираемый прямым голосование, руководит исполкомом по должности.

На уровне Конституции введены два исключения — в Севастополе и Киеве. Киевская ситуация описана в специальном законе, Севастопольская — нет.

В Севастополе должности председателя горсовета и главы городской администрации были пожизненно разделены. Украинское руководство не слишком доверяло севастопольцам, небезосновательно подозревая, что они выберут что-то не то. Поэтому, в частности, в Севастополе председатель горсовета избирался не прямо, а в самом совете.

В 2014 году, как мы понимаем, эксперименты по разделению властей в городе Севастополе по украинскому законодательству были приостановлены навсегда. Там теперь другое государство и другая Конституция.

В Киеве, по имеющемуся закону, должности тоже две. Есть председатель горсовета, избираемый на прямых выборах, и есть председатель городской администрации, назначаемый президентом.

До 2010 года действовала редакция закона, по которой президент был обязан назначить главой КГГА председателя горсовета. Однако после победы на президентских выборах Виктора Януковича возникла необходимость взять город под контроль, и закон был изменён. Кстати, когда Кличко говорит, что разделение должностей в городе неконституционно, — это незнание матчасти. Конституция такого устройства городской власти в Киеве не исключает.

В 2010 году президент отправил в отставку с поста главы КГГА Леонида Черновецкого и назначил на этот пост Александра Попова. Официальной причиной была названа неудовлетворительная работа мэра и даже его самоустранение от выполнения обязанностей (он действительно ушёл в длительный отпуск).

 

Несмотря на неоднократно выдвигавшиеся требования вернуть старую редакцию закона, он изменён не был, и сейчас президент вправе отставить Кличко. Однако формально он может сделать это только по представлению правительства. Соответствующий запрос был направлен в Кабмин в конце июля. Никаких особенных обоснований в документе не было — просто президент имеет право и ему хочется. Правительство Гройсмана, немного предсказуемо, ответило 14 августа, что не может удовлетворить все президентские желания и это вот тоже. Собственно, ответ был даже более оскорбительным — правительство просто отказалось рассматривать вопрос, хотя теоретически оно обязано это сделать, — по Конституции смещение и назначение глав администраций является прерогативой президента. Кстати, это норму в 2004 году вытребовал себе Ющенко — её вносили в конституционную реформу в последний момент, не получив согласия Конституционного суда, и в 2010 году эта норма стала формальным основаниям для отмены Основного закона в редакции 2004 года.

Таким образом, вопрос повис в воздухе — чтобы сместить Кличко, нужно сначала сформировать новое правительство, более компетентное в вопросах желаний Зеленского. А это будет уже в сентябре.

Вариант №2 предполагает проведение досрочных выборов мэра и/или горсовета. Этот вариант был опробован в 2008 году Юлией Тимошенко.

Там была довольно сложная схема. Правительство Тимошенко обвинило мэра Черновецкого в якобы имевших место массовых нарушениях при распределении земли в Киеве и в сфере строительства. Черновецкий был отстранён президентом от исполнения обязанностей на время проведения служебного расследования по его же просьбе. Расследование, предсказуемо, ничего не вывело — Черновецкий за время пребывания на посту ухитрился не подписать ни одного документа по управлению городом.

Тимошенко, тем не менее, удалось протащить через Раду решение о проведении досрочных выборов мэра и горсовета. Там был сложный торг с различными группами влияния в Раде.

Этот вариант ничуть не хуже первого, даже в чём-то лучше — Тимошенко ведь смогла провернуть эту комбинацию в условиях противостояния с президентом Ющенко и фактически не имея парламентского большинства (у неё было всего 227 голосов, которых одновременно собрать в сессионном зале было довольно сложно). Сейчас же ситуация у Зеленского намного проще — полное единство парламента и президента плюс изрядно снизившееся доверие киевлян к Кличко.

Кличко обещал сопротивляться, и он этим, безусловно, займётся. Вполне вероятно, что на его стороне выступят представители бывшей власти (прежде всего «Европейская солидарность»), даже несмотря на то что киевский мэр ещё до президентских выборов от неё дистанцировался. Однако такая поддержка вряд ли ему пригодится. Скорее всего не получит он поддержки с Запада, несмотря даже на подчеркнутое внимание к нему со стороны Ангелы Меркель, — неудачники не нужны никому.

Так или иначе, но судьба Кличко решится этой осенью, самое позднее — в декабре.