Украина лишится половины населения через несколько лет. Такими опасениями поделился с «Обозревателем» министр иностранных дел страны Павел Климкин.
«Вот то, что происходит сейчас, когда миллионы украинцев за рубежом, считаю, что за несколько лет примерно будет так: половина украинцев будет здесь, а половина — там», — заявил он.
По словам Климкина, другие страны заинтересованы в прибытии к ним большого числа украинцев. «Украинцев все любят, потому что украинцы — это всегда плюс и никаких минусов», — подчеркнул он.
При этом министр отметил, что люди являются главной ценностью Украины. «Самая большая ценность, которая есть на Украине — это не земля и ресурсы, а исключительно люди. Украинцы заслуживают свободу и на справедливость. Конечно, важно и благосостояние», — заявил он.
«Украинцы заслуживают свободу и право на справедливость. Конечно, важно и благосостояние. И чтобы идти своим путем, используя свои ресурсы, нам нужно верховенство права, понимание принципов и изменение нашего патернализма. Изменения начинаются с себя, а не с призывов изменить кого-то и говорить, что мы придем к власти и все порешаем уже послезавтра», — подытожил глава украинской дипломатии.
О том, что число украинцев, вынужденных уезжать на заработки за рубеж, в ближайшие годы будет расти, до этого говорила также первый заместитель министра социальной политики Ольга Крентовская. При этом она подчеркнула, что это происходит из-за неспособности правительства обеспечить рост национальной экономики.
«Конкуренция по привлечению работников выходит на международный уровень, спрос на квалифицированную рабочую силу из Украины растет, особенно у ближайших соседей — Польши, Словакии, Литвы, Хорватии. Миграционные процессы могут усилиться в ближайшие годы», — сообщила она.
Напомним, все тот же Климкин в марте этого года утверждал, что в массовом отъезде украинских граждан в другие страны на заработки нет ничего страшного, но называл это «мегавызовом для страны». При этом он признавал, что на Украине эти граждане не могут найти лучшие условия труда и желаемые рабочие места. В апреле прошлого года он призвал вернуть проживающих в России украинцев домой.
По данным Министерства социальной политики Украины, ежегодно на сезонные работы за рубеж отправляется около девяти миллионов граждан, при этом в последние годы эти показатели стремительно растут. Согласно статистике, ежегодно уезжает на заработки за рубеж около 20 процентов населения страны.
Согласно данным, которые приводит Евростат, большинство украинцев для заработков выбирает Польшу. В прошлом году польские СМИ сообщали о том, что 85 процентов всех разрешений на трудоустройство для иностранцев получили граждане Украины, и что поток мигрантов из этой страны с 2014 года увеличился на 350 процентов.
— Сложившаяся ситуация с оттоком трудоспособного населения из Украины абсолютна логична.
Корни этой проблемы лежат на поверхности, — уверен украинский политолог, координатор запрещенного на Украине объединения «Боротьба» Евгений Голышкин.
— С момента обретения Украиной «независимости» началась повальная деиндустриализация бывшего промышленного наследия УССР и фактическое уничтожение всей высокоточной промышленности.
Рушились остатки «социального государства» и широкие слои трудящегося населения Украины ощущали всю тяжесть бремени переферийной экономики на собственных плечах. МВФ выдавал кредиты и требовал постоянных «реформ», в результате которых уровень жизни населения падал по все показателям, а массы граждан становились заложниками ситуации.
Таким образом, на Украине формировался огромный сегмент квалифицированной рабочей силы, способный составить весомую конкуренцию не только на постсоветском пространстве, но и в странах Европы.
Украинские наемные труженики ехали и едут в Российскую Федерацию и Европейский Союз на самые разные работы за гораздо более низкие заработные платы, нежели которые местные бизнесмены вынуждены платить коренному населению.
Особый рост трудовой миграции начался после победы «революции достоинства»" в 2014-м году, из-за минимум троекратного ухудшения экономической ситуации по уровню инфляции, росту коммунальных тарифов, ухудшению качества рынка труда и общей социальной деградации.
«СП»: — Почему об этом говорит Климкин и сейчас?
— Климкин и другие чиновники, высказывающие озабоченность такими «антипатриотическими» тенденциями как минимум лукавят. Всю подноготную этой ситуации они прекрасно знают изнутри, т. к. сами являются непосредственными исполнителями колониальной политики навязываемой волей «белых господ».
В случае сохранения такой отрицательной динамики участь Украины будет крайне печальной.
Страна, в которой молодое поколение и квалифицированные специалисты не могут найти себе полноценного применения — обречена. Судя по последней риторике нового президента Владимира Зеленского и членов его команды, курс на дальнейшую политику деградации под чутким руководством Международного Валютного Фонда и Всемирного Банка будет сохранен.
По мнению политолога Ивана Лизана, озвученное Климкиным— вполне реалистичный прогноз.
— МВФ считает, что к 2050 году Украина потеряет треть трудовых ресурсов. У Климкина чуть больше, но, как по мне, то в МВФ сидят оптимисты, которые не учитывают того факта, что и Россия, и ЕС меняют миграционные политики. Россия выдает паспорта, а поляки боятся того, что их производства будут перенесены на Западную Украину, а украинцы из Польши поедут в Германию. Так что конкуренция за гастарбайтеров будет нарастать.
«СП»: — Можно ли говорить, что Украине угрожает демографическая катастрофа. Или это, по словам того же Климкина, «мегавызов, но ничего страшного»?
— «Мегавызов» — это сокращение населения с 51 млн на пике в 1990 году до 45 млн в 2013 году. А последующее уже катастрофа, которая грозит обрушению системам социального и пенсионного обеспечения и последующими инфраструктурными проблемами (впрочем, «уставшие» мосты в любом случае некому и не за что поднимать).
«СП»: — По словам Климкина, другие страны заинтересованы в прибытии к ним большого числа украинцев. «Украинцев все любят, потому что украинцы — это всегда плюс и никаких минусов», — подчеркнул он. Согласны?
— Да, так и есть. Украинцы чрезвычайно легко ассимилируются, не создают стойких диаспор как, например, вьетнамцы. Кроме того, украинцы в подавляющем большинстве являются христианами, в редких случаях воцерковлёнными, что не создает религиозной напряжённости как в случае с мусульманами.
«СП»: — Куда в основном едут украинцы? Ну, понятно, что в Польшу, куда еще?
— До 2013 года ехали в Польшу (в случае с Западной Украиной) и Россию (остальная часть страны). Плюс были экзотические направления: медики, например, ехали в Ливию (там им платили фантастические по меркам Украины зарплаты), строители из Западной Украины трудились в Испании и Португалии.
С 2014 года борьба за мигрантов обострилась, и Польша стала обходить Россию по количеству украинских рабочих из-за предельной либерализации рынка труда в отличие от России, где миграционное законодательство стало крайне жёстким и неприветливым. Плюс в борьбу вступили Чехия и Венгрия (но они небольшие, особой погоды в масштабах Украины не делают). Теперь в борьбу вступает Германия, а Россия совершает миграционный разворот — её элиты осознали, что поправить демографию можно за счёт украинцев и граждан республик Донбасса.
«СП»: — Кстати, вернувшиеся из Польши жалуются на невыносимые условия труда и низкие зарплаты. Но ведь все равно едут. Почему?
— Потому что в Польше легко трудоустроиться: не нужен трудовой патент, сбор платит работодатель, проводя вычет из первой зарплаты, а въехать можно по биометрическому заграннику, что делает удобными сезонный заработки. Плюс сложилась уже гастарбайтерская инфраструктура: агентства, связи, поезда и самолёты.
В России трудоустроиться значительно сложнее. И это сильно вредит: нужно упрощать процедуры и делать их с прицелом на то, что каждый гастарбайтер с Украины в перспективе станет вполне законопослушным гражданином. Не нужно бояться того, что мигранты лишат местных работы: сами мигранты часто создают рабочие места и увеличивают ёмкость внутреннего рынка России, т.е. стимулируют экономику.
«СП»: — В последнее время много говорят, что Западная Европа может предложить более выгодные условия. Мотивирует ли это заробитчан ехать туда, и много ли их может потребоваться? Хотя бы той же Германии.
— Так и есть. Поляки реально боятся того, что украинцы уедут из Польши в Германию. И есть даже материалы в СМИ с вполне неплохой рефлексией: указывают на проблему польского «панства» — рабско-пренебрежительного отношения к мигрантам.
«СП»: — Первый заместитель министра социальной политики Ольга Крентовская утверждает, что массовый отъезд граждан происходит из-за неспособности правительства обеспечить рост национальной экономики. Так ли это? Стоит ли ждать изменений?
— Нет, не стоит. Правительство даже радо такому процессу: снижается давление на власть, пассионарии уезжают — становится меньше смутьянов. А работодатели вынуждены повышать зарплаты для оставшихся рабочих в надежде на то, что они не уедут — это тоже благо для власти, ведь она может отчитаться о росте зарплат. Плюс растут денежные переводы.
Если учесть тот факт, что украинская власть действует по принципу «нацаревать и убежать», то для неё всё идёт хорошо — не она же будет вынуждена искать людей для, хотя бы, поддержания инфраструктуры в существующем крайне убитом состоянии.