- Противодействие резкому коллапсу христианства в Квебеке не обязательно требует вновь принять с распростёртыми объятиями старый католицизм, но определённо необходимо здравое определение того, какова должна быть западная демократия. Сюда входит и оценка принадлежности к Западу и иудео-христианским ценностям — всего, что правительство Трюдо и большая часть Европы фактически отказываются признавать.
Добро пожаловать в Квебек, с его ароматом старой французской провинции, красивейшими пейзажами, где улицы названы в честь католических святых и где совсем недавно в местной мечети вооружённый бандит застрелил шестерых.
Насилие может быть следствием социальных потрясений, как массовое убийство в 2011 году на норвежском острове Утёйа, в стране, гордившейся своей крайней светскостью и принадлежностью к глобальному «идеальному обществу». Квебек, как и весь Запад, столкнулся с демографическим и религиозным кризисом, угрожающим его существованию.
Джордж Вейгел, пишущий для американского издания First Things, недавно назвал Квебек «Пустой четвертью[2] католицизма». «Нет более пустынного места в религиозном смысле», написал он, «между Северным Полюсом и Огненной Землёй; а возможно, на всей планете нет более пустынного в религиозном смысле места».
Сандро Мейджистер, один из самых сведущих в католической теме журналистов, писал, что «пока Рим разглагольствует, Квебек уже потерян».
Католические здания Квебека пусты; духовенство стареет. Сегодня внутри церкви Святого Иуды в Монреале место католических священников заняли персональные тренеры по фитнесу. Театр «Парадокс» в Монреале теперь занимает место, где была расположена церковь Нотр-Дам дю Пертюэль-Секур до того, как её закрыли. Бывший христианский неф теперь используется для концертов и конференций, а христианские гимны по воскресеньям сменили диско-шоу.
Католическая епархия Монреаля за последние 15 лет продала 50 церквей и других религиозных зданий. 24 мая 2015 года в знаменитом соборе Иоанна Крестителя была проведена последняя месса, посвящённая покровителю французских канадцев. Викарный епископ Квебека Гаэтан Прулкс сказал, что «половина церквей в Квебеке» закроется в течение следующих 10 лет.
В фильме Дениса Арканда «Вторжение варваров» есть момент, когда католический священник обозревает жалкий религиозно-художественный китч, которым заполнена его епархия, отмечая его неуместность. Старый падре говорит:
«Квебек был таким же католическим, как Испания или Ирландия; верил каждый. К настоящему же моменту фактически за 1966-й год церкви вдруг опустели за каких-то несколько месяцев».
«Человек без истории, без культуры, без страны, без семьи и без цивилизации не свободен — он гол и обречён на отчаяние», пишет квебекский философ Мэтью Бок-Коте.
Положение католической общины в Квебеке сегодня действительно отчаянное. В 1966 году там было 8800 священников, сегодня 2600, большей частью пожилые, многие живут в домах престарелых. В 1945 году еженедельную мессу посещали 90% католического населения, сегодня — 4%. Сотни католических сообществ попросту исчезли.
Совет Квебека по религиозному наследию сообщал, что только в 2014 году закрылось 72 церкви, это рекордное количество. Ещё хуже ситуация в монреальской епархии. Из 257 приходов в 1966 году в 2000 году осталось 250, а в 2013-м лишь 169. По-видимому, христианство столкнулось с риском исчезновения; архиепископом Монреаля Кристианом Лепином на продажу церквей наложен мораторий.
Пока власти Квебека использовали агрессивную светскость в качестве инструмента продвижения мультикультурализма, Квебек стал свидетелем резкого роста количества молодых мусульман, которые присоединились к ИГ*. Террористические нападения совершали перешедшие в мусульманство — отвергшие канадский релятивизм, обратившись к исламскому фанатизму. «Светский фундаментализм Квебека зашёл так далеко, что во всех государственных и частных школах — первый такой пример в мире — введён обязательный курс «этики и религиозной культуры», пишет Сандро Мейджистер.
В академическом отчёте делается вывод:
«Канадские данные переписи показывают, что ислам стал наиболее быстро растущей религией в стране, и хотя большая часть роста мусульманского населения связана с уровнем рождаемости мусульман и миграцией, после 2001 года мусульманское население выросло и в результате смены религии канадцами-немусульманами»
Сам за себя говорит и демографический спад в Квебеке. Уровень рождаемости упал — в среднем — с четырёх детей а семье до 1,6 — ниже «уровня замещения поколения» как выражаются демографы. Квебек оказался уникален, если сравнивать с другими развитыми странами интенсивность и скорость, с которой снизился общий уровень рождаемости.
Спираль смертности в Квебеке явно связана с призывами к наращиванию иммиграции. Премьер-министр Канады Джастин Трюдо, положивший конец военной кампании против ИГ* только что пригласил мусульман-мигрантов в свою страну.
По данным демографов только провинции Квебек необходимо от 70 000 до 80 000 иммигрантов в год, чтобы компенсировать низкий уровень рождаемости. Но как компенсировать демографический провал, когда наиболее известные католические территории в мире подвергаются подобной культурной и религиозной революции?
Противодействие резкому коллапсу христианства в Квебеке не обязательно требует вновь принять с распростёртыми объятиями старый католицизм, но определённо необходимо здравое определение того, какова должна быть западная демократия. Сюда входит и оценка принадлежности к Западу и иудео-христианским ценностям — всего, что правительство Трюдо и большая часть Европы фактически отказываются признавать. Половина министров Трюдо не приносили религиозной клятвы. Они отказались произнести «И да поможет мне Бог».
Девиз Квебека: «Je me souviens» — «Я помню». Но что именно? В «пустой четверти католицизма» станет ли победителем ислам?
Примечания:
1 – организация, запрещённая в РФ.
2 – «Пустой четвертью» называют также обширную песчаную пустыню Руб-эль-Хали, занимающую южную треть Аравийского полуострова, одну из крупнейших пустынь мира.