Какие инструменты используют палачи тайных тюрем СБУ
О том, что на Украине функционирует целая сеть тайных тюрем СБУ, для многих, включая международных экспертов, – секрет Полишинеля. Но только не для большинства граждан Незалежной, которые продолжают ждать чудес от оранжевого эксперимента. Эти люди не верят и в то, что главные заплечных дел мастера – депутаты Верховной рады, и списывают распространение подобной информации на пропаганду Кремля. А между тем, сложно не воспринимать всерьез материалы о тюрьмах СБУ и украинских добровольческих батальонов, которые публикует РИА Новости.
По информации агентства, пыточные Службы безопасности Украины работали (а в некоторых местах и продолжают функционировать) в Мариуполе, Харькове, Покровске (бывший Красноармейск) и Краматорске. Развлекались каратели с изощренной жестокостью. В Краматорске, например, пытали бензопилой, отправляли заключенных на минные поля или использовали в качестве мишени на тренировках в стрельбе. В тюрьме Покровска, которая, по мнению экспертов, продолжает действовать и сейчас, предпочитали электрошокер и киянку, называя ее «молотком правды».
Бывший заключенный Константин Афонченко опознал по фотографиям среди своих мучителей маниакального активиста Майдана Всеволода Стеблюка (этот доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач Украины и лауреат Государственной премии в области науки и техники получил кличку «Айболит») и депутата Верховной Рады Андрея Тетерука. Другой бывший заключенный секретной тюрьмы в мариупольском аэропорту Кирилл Филичкин рассказал, что лично его допрашивали с пристрастием народные избранники Олег Ляшко и Игорь Мосийчук.
Чтобы палачи не скучали без дела, в СБУ учили радикалов и работников украинской милиции, как отлавливать сторонников ДНР и потенциальных осведомителей. «Охотники» ходили по домам и квартирам, выспрашивали у соседей, кто участвовал в деятельности военных формирований ДНР и в референдуме 11 мая 2014 года. Кроме того, ловили и вербовали таксистов и фермеров из Донецка, которые ездят на украинскую сторону, например, продавать урожай и т.п. Помимо информации, с них требовали деньги. По отработанной схеме пойманных людей передавали сначала в добровольческие батальоны, там их делали «разговорчивее», а затем – оперативной группе СБУ.
«Таких тюрем от Мариуполя до города Изюма Харьковской области – десятки. О том, что там применяются пытки, у омбудсмена ДНР собирается информация с 2015 года. Это несколько огромных томов показаний людей, которые прошли через подвалы карательных батальонов. Но такими местами незаконного содержания людей пользуются и официальные структуры. Например, контрразведка СБУ. Причем это никак не протоколируется – нет ни одной бумаги. А убили там сотни людей, об этом рассказывали свидетели… Огромное количество свидетельских показаний находится в бюро омбудсмена Донецкой и Луганской народных республик. Никто не должен уйти от ответственности», – рассказывал еще в марте этого года в эфире радио Sputnik директор Центра изучения Донбасса и Украины Александр Казаков.
Действительно, уполномоченный по правам человека ДНР Дарья Морозова располагает обширной информацией на этот счет. По ее словам, тайные тюрьмы могут быть также и в Старобельске, Бахмуте и в городах Западной Украины. Точных цифр, сколько содержится в этих страшных местах людей, нет. ДНР разыскивает 249 человек, но украинская сторона официально подтверждает только 101 арестанта.
О разветвленной сети тайных тюрем свидетельствуют не только бывшие заключенные, но и представители Мониторинговой миссии ООН по правам человека на Украине и Amnesty International. Три года назад Amnesty International и Human Rights Watch опубликовали совместный доклад «Тебя не существует: произвольные задержания, насильственные исчезновения и пытки на востоке Украины». Правозащитники рассказывали о случаях издевательств над людьми в зданиях Службы безопасности Украины в Харькове, Краматорске, Изюме и Мариуполе. После публикации доклада 13 заключенных харьковской тюрьмы были освобождены.
Глава миссии ООН Фиона Фрейзер также признает, что «на контролируемой правительством территории практика произвольного содержания под стражей или содержания без связи с внешним миром была обычной в 2014, 2015 и 2016 годах», а в 2017 и 2018 годах зафиксированы «лишь несколько случаев». Фрейзер приводит информацию, согласно которой в помещении Харьковского СБУ в 2014-2016 годах были незаконно задержаны 184 человека.
Подобные сведения могли бы получить огромный резонанс в ООН. Но, к сожалению, даже после выводов Фрейзер вряд ли что-то произойдет. Марионеточная организация всегда благополучно закрывала глаза на издевательские действия украинских властей по отношению к пленным. Поэтому информация о новых тюрьмах ничего не изменят, тем более теперь, когда в Европе ждут, что после парламентских выборов украинский президент Владимир Зеленский расправит крылья и поведет в страну к светлому будущему.
Анна Пономарева