Борис, ты не прав!
Какое отношение эта крылатая фраза, ставшая одним из символов перестройки, имеет к Борису Джонсону – «отцу Brexit», бывшему министру иностранных дел и новому премьеру Великобритании? Как ни странно, но аналогии уместны. Ситуация в партии консерваторов напоминает внутрипартийную борьбу в КПСС времен Горбачева. А Борис Джонсон, который ведет Британию на выход из ЕС, по сути повторяет шаги Бориса Ельцина, который «вывел» Российскую Федерацию из Советского Союза.
Даже для поколения 30-летних, не говоря уже о более молодых жителях бывшего СССР, история распада великой страны — это что-то далекое и призрачное. Кто развалил Советский Союз? У нас учат (или учили, во всяком случае, последнее время), что – Украина, не подписавшая Союзный договор, а вместо него присоединившаяся к Беловежскому соглашению. Раньше чаще всего можно было услышать варианты ответов — Горбачев или ГКЧП.
На самом деле после так называемого парада суверенитетов, кровавых межнациональных конфликтов и фактического отделения Прибалтики, финальную юридическую точку существования СССР поставила Россия. 12 декабря 1991 года в 13 часов 28 минут она вышла из состава СССР, денонсировав решением своего парламента Союзный договор 1922 года.
Что же касается встречи в Беловежской пуще, то Ельцин, Кравчук и Шушкевич 8 декабря 1991 года не упраздняли СССР, а лишь констатировали, что Советский Союз «прекращает (а не прекратил) свое существование».
Не знаю, грозит ли подобный исход United Kingdom, но кое-какие звоночки уже заметны. Палата общин британского парламента вчера приняла поправку к закону о самоуправлении в Северной Ирландии, чтобы помешать новому премьер-министру Соединенного Королевства осуществить Brexit без сделки.
Это реакция на избрание премьером Великобритании главного идеолога выхода из ЕС в жесткой форме Бориса Джонсона. Дело в том, что выбор большинства расколол страну территориально: Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия высказались на референдуме по Brexit “против” и до сих пор противились даже “мягкому плану” Терезы Мэй, из-за которого она ушла в отставку.
В итоге “мягкий” вариант, предложенный Мэй, не был одобрен парламентом и привел к правительственному кризису. Планировалось, что Мэй окончательно покинет свою резиденцию на Даунинг-стрит и пост главы Консервативной партии 7 июня. А нового премьера смогут избрать до 20 июня
Мы подробно писали об этом плане. Напомним, основные моменты. Тереза Мэй, которая сама голосовала против выхода Британии из ЕС, сменила Дэвида Кэмерона на посту премьер-министра и лидера Консервативной партии через несколько недель после референдума, в июне 2016 года.
Ее задача заключалась в том, чтобы к 29 марта 2019 года согласовать с руководством ЕС и собственным парламентом пошаговый план выхода из ЕС. Она продвигала вариант, при котором пуповина связи с ЕС не перерезалась окончательно. В частности, сохранялся бестарифный режим доступа к таможенному союзу ЕС, а также возможность для финансовых компаний сохранить “прописку” (“passporting”) и действующие филиалы в ЕС.
Взамен Британия должна была обеспечить свободный доступ для европейских граждан к работе и жизни в своей стране. Но это нивелировало саму идею Brexit, сформулированную в лозунге авторов референдума: “Вернуть контроль” (над своей жизнью, границами, миграцией).
В итоге “мягкий” вариант, предложенный Мэй, не был одобрен парламентом и привел к правительственному кризису. Планировалось, что Мэй окончательно покинет свою резиденцию на Даунинг-стрит и пост главы Консервативной партии 7 июня. А нового премьера смогут избрать до 20 июня.
Однако выборы в консервативной партии затянулись на полтора месяца и окончились практически одновременно с голосованием на парламентских выборах в Украине. С той лишь разницей, что тут выбирали 250 человек на округах из нескольких тысяч кандидатов (не считая голосование по партийным спискам), а там одного из четырех. Да и то внутри одной партийной структуры, хоть и общенациональной.
Сначала самым вероятным кандидатом в премьеры считался министр по вопросам международного развития Рори Стюарт. Но он на удивление быстро выпал из гонки в третьем туре, получив всего лишь 27 голосов, что на 10 голосов меньше, чем во втором туре. В следующем туре глава британского МИД Джереми Хант выбил министра окружающей среды Майкла Гоува. Наконец, остались Хант, Борис Джонсон и министр внутренних дел Великобритании Саджид Джавид. Хант одолел Джавида, но в итоге победил экс-министр иностранных дел Великобритании Борис Джонсон. На всеобщем голосовании членов партии он набрал 92 153 голоса, в Джереми Хант — 46 656 голосов. Вдвое меньше.
Выбрав Джонсон, британцы проголосовали за агрессивный выход из Евросоюза. Джонсон и его соратник, экс-министр по делам Brexit Дэвид Дэвис, которого теперь, вероятно, вернут из отставки, все время выступали за более жесткий план выхода, поэтому и покинули правительство Мэй.
Пишут, что британские политические комментаторы видят в результатах голосования углубление раскола внутри партии тори, что может привести к проведению досрочных выборов в британский парламент этой осенью. Знакомая формулировка — досрочные выборы. Но если и они не помогут, и упрямые ирландцы с шотландцами продолжат стоять на своем, может быть всякое. Вплоть до раскола последней империи Европы...
Преемник Дэвида Дэвиса на посту Brexit-министра Доминик Рааб также подал в отставку в ноябре, когда Тереза Мэй, не посоветовавшись с ним, одобрила проект политической декларации об отношениях после Brexit (документ, названный "мягкой" версией выхода из ЕС). Его примеру последовал аграрный министр Джордж Юстэс.
Теперь начался зеркальный процесс: уходят сторонники “мягкого выхода”. Министр юстиции Дэвид Гок, министр финансов Филипп Хаммонд и министр по вопросам международного развития Рори Стюарт обещали покинуть свои посты до того, как Борис Джонсон вступит в должность. Их отставки лишат нового премьер-министра возможности уволить противников Brexit без сделки.
Более того, Стюарт, Хаммонд и Гок не голосовали против упомянутой выше поправки к закону о самоуправлении в Северной Ирландии. Т.е. фактически приняли участие в бунте на корабле.
Пишут, что британские политические комментаторы видят в результатах голосования углубление раскола внутри партии тори, что может привести к проведению досрочных выборов в британский парламент этой осенью. Знакомая формулировка — досрочные выборы. Но если и они не помогут, и упрямые ирландцы с шотландцами продолжат стоять на своем, может быть всякое. Вплоть до раскола последней империи Европы... Так что Борис вполне может быть не прав, настаивая на самом жестком из возможных вариантов отпочкования от ЕС.
Кстати, автор известного крылатого выражения, вовсе не Михаил Горбачев, как многие скажут по исторической забывчивости, а член Политбюро Егор Лигачев. Лигачев олицетворял партийных “мамонтов”, а Ельцин уже вжился в амплуа «оппозиционера» и «бунтаря».
1 июля 1988 года Борис Николаевич выступил на XIX партийной конференции. Он обрушился на привилегии высших государственных лидеров, критиковал «застой», в котором, по его мнению, повинно все Политбюро как «коллективный орган», призвал удалить из Политбюро Лигачева, а в итоге обратился к делегатам с призывом реабилитировать его за выступление на Пленуме.
В разгар речи Ельцина вмешался Лигачев. Политик, который в свое время выдвинул свердловчанина, заметил: “ Борис, ты не прав. Мы расходимся с тобой уже не только в тактике. Борис, ты обладаешь огромной энергией, но эта энергия не созидательная, а разрушительная!”. Ну, чем не про Бориса Джонсона сказано?!