Решение США разработать и провести военную операцию «Страж» в Персидском заливе еще больше обострит отношения между Вашингтоном и Тегераном – считает первый проректор Московской высшей школы, доктор исторических наук Борис Шмелев.
Перед нами двустороннее задержание танкеров
Дело в том, что США приняли решение начать подготовку к военной операции, которая станет ответом на задержание Корпусом стражей исламской революции(КСИР) танкера Stena Impero в акватории Ормузского залива. При этом, на данном судне стоит флаг Великобритании, а оно само принадлежит шведской транспортной компании Stena Bulk и направлялось к берегам Саудовской Аравии.
Иранцы объяснили действия своих военных тем, что танкер Stena Impero нарушил правила международного морского права, но американцы с британцами сразу обвинили Тегеран в «пиратстве». При этом, здесь происходит большая и долговременная политическая игра.
Например, министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф заявил, что в отличие от незаконного задержания британцами иранского танкера в Гибралтарском проливе – разговор здесь идет о судне Grace 1, которое было арестовано на 30 дней по обвинению в перевозке нефти в Сирию, военнослужащие КСИР международное морское право не нарушали и действовали согласно своим полномочиям.
Кроме того, в Иране заявили, что танкер Stena Impero был задержан по причине его столкновения с иранским рыболовецким судном, и это говорит нам о том, что иранцы пытаются в этой ситуации действовать в соответствии с международным морским правом.
Пока непонятно, как завершится эта ситуация, но очевидно, что иранцы показывают здесь, что они в состоянии влиять на нефтяной трансфер в Персидском заливе, а США демонстрируют свою готовность на силовые действия в отношении Ирана.
Кроме того, в этой истории нужно вспомнить сбитые американский и иранский беспилотники. Так что, обстановка в отношениях США и Ирана медленно, но верно эскалируется, а точкой отсчета здесь является выход Вашингтона из СВПД вместе с линией антииранских санкций.
«Конечно, действия Ирана в отношении танкера являются нарушением международного права, и это даже можно назвать пиратством. Безусловно, коллективный Запад вместе с США под влиянием Великобритании уже приняли решение пойти здесь на какие-то меры, чтобы оказать давление на Иран в столь сложной ситуации. Впрочем, это давление будет психологического характера», - резюмирует Шмелев.
Очевидно, что в Вашингтоне не будут использовать данный повод для начала военного столкновения с Ираном, а в Тегеране точно согласятся на симметричное освобождение иранского и британского танкеров. Именно так этот конфликт и должен быть исчерпан.
Эта история затрагивает мировой рынок нефти
«Что касается усиления американской группировки в Персидском заливе, то там и так находятся две авианосные группы ВМС США, поэтому в этом регионе у американцев достаточно сил, но, возможно, Пентагон подтянет сюда еще несколько судов», - констатирует Шмелев.
Как полагает эксперт, американцы также могут наладить сопровождение танкеров в Ормузском проливе, что, конечно, повысит риск военного столкновения между ВМС США и ВМС Ирана, учитывая стратегический характер данной морской акватории.
Напомним, что через Ормузский пролив проходят колоссальные объемы нефти, и в случае если Иран каким-то образом перекроет данный пролив, а это может случиться в рамках конфликта с США и их союзниками, то это дестабилизирует нефтяной рынок. Общие последствия от этого решения сложно предсказать, но мировой рынок сразу лишится от 10 до 15 процентов ежедневного потребления нефти.
Все это приведет к кратному росту цен на нефть, а также затронет все государства Ближнего Востока и мировую экономику. Так что, перед нами эффективный геополитический инструмент для Ирана, на который Тегеран, по сути, и намекает коллективному Западу.
«Если брать этот инцидент, то перед нами игра на грани фола, причем самым жестким сторонником наступления на Иран является Израиль, и именно под израильским влиянием Вашингтон и давит сегодня на Тегеран», - заключает Шмелев.
По словам Бориса Александровича, Россия выступает в этой истории в качестве посредника и постоянно предлагает США и Западу найти какой-то компромисс с Ираном, но пока эти усилия Москвы не привели к результату, причем из-за действий американской стороны.
«Благодаря этому случаю ситуация здесь усложнилась и Иран, конечно, сделал это в отместку за арест Великобританией иранского танкера. Это все понятно, но подобные действия не соответствуют международному праву», - резюмирует Шмелев.
Остается рассчитывать на то, что данная ситуация не станет поводом для начала военного конфликта, хотя не надо думать, что отношения США и Ирана не могут ухудшаться дальше, несмотря на отказ от СВПД, введение санционного режима и прочие подобные события.
«С точки зрения теории конфликта вся эта американо-иранская ситуация апогея не достигла. Здесь еще есть запас для нагнетания напряженности, поэтому возможны дальнейшие шаги. Например, разрыв дипломатических отношений, а также блокирования воздушного сообщения и закрытие портов для иранских судов. Может быть, и что-то другое», - констатирует Шмелев.
Проблема заключается в том, что компромисс здесь возможен только на условиях США, а их позиция неприемлема для Ирана.