НАТО сталкивается с беспрецедентным кризисом после официального разрыва администрацией Трампа сделки по покупке Турцией американского истребителя F-35. Как пишет The Times, дело может закончиться развалом Североатлантического альянса. Эксклюзивно для своих читателей «ПолитРоссия» представляет перевод публикации.
Действия, предпринятые против Турции, ключевого члена Альянса, стали ответом на решение турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана не отказываться от покупки российской зенитной системы С-400, которая совместима с системами противовоздушной обороны НАТО.
Чиновники Пентагона заявили, что прекращение участия Турции в многомиллиардной программе F-35 было неизбежным. Они сказали, что российские технические советники, помогающие Турции эксплуатировать систему вооружений С-400, могут собрать сведения о технологии супер-стелс самолета.
Решения Анкары и Вашингтона будут означать, что после того, как С-400 начнут действовать – первые части таковых уже переданы, – Турция больше не будет частью сетей ПВО НАТО, которые играют решающую роль в сдерживании.
«Потенциально это очень серьезно для НАТО. <…> Мы ждем, как отреагирует президент Турции», – цитирует британская газета своего анонимного высокопоставленного американского дипломата.
Источник The Times отметил, что Эрдоган продемонстрировал приверженность союзу с Россией, а не с НАТО. Дальнейшую судьбу Альянса определит расстановка сил внутри самого блока.
«Теперь все зависит от того, насколько серьезные люди захотят этого. То, что будет дальше, пока неясно, но у Альянса очень непростое время, потому что на весах страна с самой большой армией в блоке [Турция] и страна – основной спонсор [США]», – отметил он.
Покупка Турцией С-400 – и отказ от программы ПВО American Patriot – вызвали серьезные сомнения относительно продолжения военного сотрудничества с Турцией.
Чиновники Пентагона настаивали на том, что официальное решение запретить турецким военным получать любые F-35 не изменит жизненно важных стратегических отношений со страной.
Однако в отношении будущих военных учений уже есть знаки вопроса, в которых использование воздушного пространства Турции сыграло бы важную роль. Также поднимаются вопросы об использовании НАТО турецкой авиабазы в Инджирлике на юге страны.
Американские истребители летают из Инджирлика в Сирию. Это также одна из шести европейских баз, где США хранят в общей сложности около 150 тактических ядерных бомб B61. Другие находятся в Германии, Италии, Бельгии и Нидерландах.
Хотя Пентагон месяцами запугивал Анкару тем, что покупка российской системы вооружений поставит под угрозу участие Турции в программе истребителей F-35, амбивалентные сигналы из Белого дома, по-видимому, вселили в президента Эрдогана уверенность в том, что его страну не лишат возможности забрать истребители, делающиеся под заказ Анкары.
Однако высокопоставленные чиновники Пентагона дали понять, что Турция теперь исключена из проекта F-35. Четыре самолета пятого поколения, которые Турция купила, все еще находятся в США и останутся там. Остальная часть заказа на 100 самолетов отменяется.
Всем турецким летчикам и летным экипажам, проходящим подготовку на F-35 на авиабазе Люка в Аризоне, было приказано покинуть США к 31 июля.
«Решение Турции о покупке российских систем ПВО С-400 делает невозможным ее дальнейшее участие в программе F-35. F-35 не может сосуществовать с российской платформой сбора разведывательных данных [С-400], которая будет использоваться для изучения его передовых возможностей», – заявили в Белом доме.
Ранее «ПолитРоссия» рассказывала о том, что глава «Ростеха» Сергей Чемезов заявил о готовности поставлять Су-35 Турции.