Эстония одновременно и ругает Россию, и пытается за её счёт подкормиться. Антироссийские заявления сыплются из эстонских политиков, как горох из мешка, особенно в связи с возвращением России в ПАСЕ. А одновременно министр экономики Таави Аас старается договориться с Москвой насчет возвращения транзита.
«Дать агрессору отпор!»
Что эстонские политики говорят о России? Вот лишь некоторые, наиболее характерные примеры последнего времени. Недавно министр иностранных дел Урмас Рейнсалу (партия «Отечество») назвал «провокационным шагом» предстоящее проведение в Москве 22 сентября салюта в честь годовщины освобождения Таллина советскими войсками. Рейнсалу полагает, что «в этот день отмечается 75-летие повторной оккупации Эстонии». Министр велел в связи с этим вызвать российского посла и выразить ему протест.
В свою очередь, евродепутат Яак Мадисон (состоит в рядах праворадикальной Консервативной народной партии, EKRE) предложил в ответ на московский салют организовать 4 февраля следующего года салют в честь взятия эстонскими военными в 1919 году русского города Печоры. «4 февраля 1919 года храбрые эстонские солдаты освободили жителей Печор, которые были захвачены красными кровопийцами. Скоро этому событию исполнится 101 год, и хорошо было бы его отметить красивым салютом в честь годовщины освобождения Печор. Можно устраивать салют каждый год до тех пор, пока Печоры снова не станут свободными от оккупации. Посмотрим, чей салют красивее», – пригрозил Мадисон.
Настоящую истерику у эстонских правящих политиков вызвало восстановление прав России в ПАСЕ. «Принятое ПАСЕ решение вернуть Россию за стол переговоров с помощью процедурных жестов – это конфуз для ПАСЕ», – написала в Twitter президент Эстонии Керсти Кальюлайд, которая ещё совсем недавно просила и получила возможность встретиться с Владимиром Путиным. По мнению главы Эстонии, «причины, по которым право голоса российской стороны в 2014 году было приостановлено, не исчезли». Кальюлайд добавила, что РФ, по ее мнению, «продолжает нарушать международное право».
В свою очередь, У. Рейнсалу провел телефонную беседу со своим украинским коллегой Павлом Климкиным. «В интересах безопасности и ценностей Европы надо непреклонно противостоять деятельности агрессора», – подчеркнул в ходе беседы руководитель эстонского МИД. Он предложил рассмотреть «дополнительные шаги, которые необходимо сделать, чтобы у России не складывалось впечатление, что агрессор получил моральное признание». По мнению Рейнсалу, «Россия продолжает нарушать территориальную целостность и суверенитет Украины и Грузии – в том числе незаконной аннексией Крыма».
Охвачены возмущением и праворадикалы Консервативной народной партии. «Восстановление в полном объеме полномочий российской делегации ПАСЕ – это решение, на которое Эстония не должна реагировать символически, грозя пальцем» – такое заявление сделал совет уполномоченных EKRE. Его члены считают «неприемлемым», что депутаты парламента Эстонии принимают участие в работе Совета Европы, который, дескать, потворствует «агрессивной России». В свою очередь, председатель Консервативной народной партии, глава эстонского МВД Март Хельме предложил перестать тратить деньги налогоплательщиков страны на членские взносы в ПАСЕ.
Внешняя политика Эстонии «органично» сочетается с внутренней. Партия EKRE (особо подчеркнём, что это не какие-нибудь маргиналы, а партия, входящая в правящую коалицию) настаивают на восстановлении в местечке Лихула некогда установленного там памятника в честь эстонских членов нацистских подразделений ваффен-СС. В 2004 году тогдашнее правительство страны проявило благоразумие и велело снести этот монумент – и вот его пытаются вернуть на прежнее место. А 9 июля эстонские правоохранительные органы под явно надуманным предлогом провели обыск и временное задержание руководителя НКО «Русская школа Эстония» Мстислава Русакова. Русское сообщество страны восприняло этот шаг как акт устрашения, нацленный на тех, кто борется за права нацменьшинств.
«Транзитная страница закрылась навсегда»
Резким диссонансом на фоне всех подобных новостей стало известие о поездке министра экономики Таави Ааса (Центристская партия) в начале июня на Санкт-Петербургский экономический форум. Заметим, что в течение последних лет эстонские министры подчёркнуто отказывались ездить на этот форум. Вместе с Аасом в Санкт-Петербург прибыл известный предприниматель, совладелец порта Силламяэ и экс-премьер республики Тийт Вяхи, который выступил на панельной дискуссии ПМЭФ «Россия – Прибалтика: на пути к доверию и выгодному партнерству».
Как же объяснить столь неожиданный поворот? А всё дело в том, что при обсуждении бюджетной стратегии 2019−2022 годов правительство столкнулось с огромной нехваткой денег, в силу чего всем министерствам, кроме Минобороны, были разосланы указания снизить свои расходы на 11%, а обещанный ранее рост зарплат бюджетников (полицейских, медиков, учителей и т.д.) был заморожен. Вот и пришлось ехать к ненавистным русским «агрессорам» в надежде: вдруг удастся чем-нибудь поживиться?
За последние годы уровень российских транзитных перевозок через Эстонию упал. До такой степени, что в прошлом году эстонский миллионер Олег Осиновский откровенно заявил: «Транзитная страница закрылась навсегда. И пора это признать. Транзита российских грузов через Эстонию больше нет». Действительно, если в 2006 году Россия перевезла через эту прибалтийскую страну 40 млн тонн грузов, то десять лет спустя (когда холодная война 2.0 между РФ и НАТО была уже в полном разгаре) – всего 6 млн.
Теперь Таллин хотел бы этот транзит вернуть. Т. Аасу удалось встретиться с министром транспорта России Евгением Дитрихом и даже договориться с ним о возобновлении работы двусторонней транспортной комиссии, чья деятельность была прервана в результате предшествующего охлаждения отношений. Впрочем, Аас откровенно признаёт, что ожидать слишком быстрых результатов от встречи с министром транспорта РФ не стоит.
Он подчеркивает важность для Эстонии уже хотя бы того факта, что российская сторона согласилась на возобновление работы двусторонней транспортной комиссии. Министр выразил уверенность, что межгосударственному сотрудничеству по железнодорожным грузовым перевозкам есть куда развиваться. По его словам, у Эстонии достаточно свободных мощностей как на железной дороге, так и в портах – для быстрой и качественной обработки поступающих грузов. Глава Минэкономики Эстонии заверил министра транспорта России, что эстонское правительство будет продолжать инвестировать в железнодорожную инфраструктуру и гарантирует скорость 120-135 км/час на участке Таллин–Нарва.
Разговоры разговорами, а тем временем страну ожидает новый неприятный сюрприз. Специальный представитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов объявил, что все российские сухие удобрения вскоре будут экспортироваться не через Прибалтику, а через активно развивающийся порт Усть-Лугу. Перевозка удобрений – это был один из последних «бастионов» российского транзита в странах Балтии, который до последнего времени ещё держался. Но вскоре не станет и его.
Выступая на том же Санкт-Петербургском экономическом форуме, С. Иванов объявил: «"Еврохим" строит сейчас новый огромный терминал в российском порту Усть-Луга. Уже через короткое время все сухие удобрения, которые производятся компанией "Еврохим", а также продукция "Уралкалия", "Акроны" и других компаний впервые пойдут на экспорт через российский порт, а не через прибалтийские гавани». Как, должно быть, досадовал Таави Аас, выслушивая эти слова! По словам экспертов, в выступлении С. Иванова важен акцент не только на переориентацию транзита в российские гавани, но и на уход из портов Прибалтики.
Двуликий Янус
Политолог Александр Носович пишет, что единожды провозглашенный Москвой курс на отказ от стратегического сотрудничества в логистике с Литвой, Латвией и Эстонией пересмотрен уже не будет. «Сергей Иванов сказал не только о том, что экспорт сухих удобрений теперь пойдёт через Усть-Лугу, но и о том, что он будет переведен туда из Прибалтики. То есть наряду с экономическим было подчёркнуто и политическое значение совершающегося процесса. Проблема стран Балтии в том, что единожды начатую переориентацию транзита уже так просто не остановишь. Это долгосрочный процесс, который, будучи запущен, длится годами, причём самые большие инвестиции в инфраструктуру делаются на начальном этапе. И от этого ещё труднее повернуть все вспять», – констатирует А. Носович.
По его словам, если уж в России было решено строить грузотранспортную инфраструктуру в Северо-Западном федеральном округе и переводить туда транзит из Прибалтики, то отказ от сотрудничества РФ с Литвой, Латвией и Эстонией окончателен, а дипломатические сигналы прибалтов о внезапно появившейся готовности «дружить» с россиянами в экономике заведомо бесполезны. «На Прибалтику окончательно махнули рукой и признали бесперспективными надежды на то, что с этими странами когда-нибудь установятся нормальные добрососедские отношения – раз уж Усть-Луга и прочая инфраструктура реально строится. Тем более в случае Усть-Луги речь давно не о котловане. Строительство портовой инфраструктуры находится в завершающей фазе, и переориентация транзита идёт уже несколько лет», – пишет специалист.
А эстонцев, видимо, прижало основательно. Дошло до того, что тот же Март Хельме, пользующийся репутацией свирепого русофоба и ещё недавно заявлявший о территориальных претензиях к России, внезапно заговорил о добрососедстве и миролюбии. Он заявил в ходе свежего интервью: «Я проработал министром внутренних дел чуть более двух месяцев. И я попросил своих подчиненных составить мне материал о наших отношениях с Россией. У нас существуют нормальные отношения – например, кооперация на границе. Приграничные представители регулярно встречаются, занимаются обменом информации. Они очень хорошо знают, какие у нас проблемы на границе. Между нашими полицейскими также существуют точки соприкосновения. Но я хочу получить по этому поводу как можно более широкую картину. И, если возможно, я никак не исключил бы возможности встретиться с российским министром внутренних дел и обсудил бы, как можно расширить и углубить наши двусторонние отношения».
Однако, судя по всему, возвращения российского транзита эстонский «двуликий Янус» уже не дождется. Недавно в Санкт-Петербурге состоялось заседание российско-эстонской смешанной комиссии по вопросам сотрудничества в области международного автомобильного сообщения. По итогам встречи председатель правления ассоциации «Межрегионавтотранс» Сергей Храпач рассказал прессе, что существовавшие ранее транзитные коридоры давно уже поменялись и грузоотправители нашли другие направления. По оценке эксперта, в данный момент Эстония не может предложить для перевозчиков какие-либо интересные варианты сотрудничества, чтобы вернуть в страну транзитные потоки. Как он отметил, интерес к восстановлению транзита испытывает лишь сама Эстония. «Со стороны российских перевозчиков и Минтранса никакой особой активности в этом плане не наблюдается», – заключил С. Храпач.
В России хорошо знают, что Эстония, как и другие прибалтийские государства, слишком долго и упорно следовала русофобским установкам. Собственно, она и продолжает им следовать, одновременно подмигивая россиянам – дескать, хоть мы устами наших политиков и поливаем вас грязью, давайте сотрудничать в экономической сфере. Но, конечно, такой вариант «сотрудничества» россиян уже вряд ли устроит. Источник: ritmeurasia.org.
Рейтинг публикации:
|